Госрегулирование цен на горючее в условиях войны является обоснованным — эксперт

Эксклюзив

11.05.2022 15:04

Укринформ

Регулирование государством цен на бензин и дизтопливо обоснованное, но, несмотря на войну, далеко не все розничные операторы соблюдают ограничения.

Об этом в комментарии Укринформу сказал председатель комиссии по нефтегазовому комплексу Общественного Совета при Минэнерго Сергей Сапегин.

Одной из причин постоянных проблем топливного рынка Украины, которые возникали и ранее,  и которые война только усилила, Сапегин назвал избыточную розничную инфраструктуру в этом сегменте. По оценкам Научно-технического центра "Психея", для обеспечения потребителей горючим Украине достаточно в десять раз меньше АЗС, чем сейчас. И это не маленькие бюджетные автозаправки с минимальными затратами на эксплуатацию, а мощные комплексы, требующие средств на обновление оборудования, аренду земли, большой штат сотрудников и т.д

"С учетом долговременной тенденции строительства крупных автозаправочных комплексов с разнообразной инфраструктурой услуг и высокими накладными расходами, таких комплексов на рынке очень много, и эту избыточную составляющую владельцы сетей закладывают в стоимость горючего, что обуславливает высокие розничные цены на стелах АЗС", — пояснил Сапегин.

По теме:  День пам‘яті та примирення: звернення Володимира Зеленського

Читайте также: Преодоление топливного кризиса: дело дней, недель или месяцев?

По его словам, то, что конкуренция не привела к выходу с рынка "лишних" игроков, означает на самом деле отсутствие реальной конкуренции между АЗС. Поэтому регулирование цен государством обоснованное. При этом, несмотря на войну, далеко не все розничные операторы соблюдают введенные государством ограничения.

“Здесь и прямое нарушение требований относительно цен, и топливные карты с более высокими ценами, и непрозрачные системы “лояльности”. Я уже не говорю об ограничении прав потребителей продажей 10 и даже 5 литров горючего на одно авто, что ведет не только к лишним потерям горючего в очередях, но и к раздуванию ажиотажного спроса. И если в мирное время – это только административные правонарушения, то в военное – похоже на мародерство”, — уверен эксперт.

Кроме прямых последствий российской агрессии, Сапегин связывает нынешний дефицит горючего с неэффективностью рынка. Среди причин то, что государство давно отстранилось от проблем топливного рынка. К началу войны не были созданы минимальные запасы нефти и нефтепродуктов для обеспечения силовых ведомств в особый период.

По теме:  Кабмин намерен удвоить объемы пассажирских перевозок водным транспортом

“Хранение горючего не рассматривалось как система, которая должна обеспечивать вооруженные силы. Разрешения на строительство новых нефтебаз предоставлялись там, где хотели коммерсанты. Безопасность хранения горючего и защищенность от ракетных ударов вообще во внимание не брали. Это создало риски потерь горючего в условиях военных действий”, — считает Сапегин.

Читайте также: Дефицит горючего Украина преодолеет к середине лета – эксперт

Как сообщалось, одним из последствий российской агрессии стал топливный кризис в Украине. Поскольку до войны значительную часть потребностей в бензинах и дизтопливах страна удовлетворяла за счет поставок из россии и беларуси. Еще 10% импортировала из Литвы (через беларусь), столько же завозила морем. Теперь эти маршруты утрачены. А для переориентации рынка на закупки горючего в Европе нужно время – в частности, из-за проблем с транспортировкой. Кроме того, враг целенаправленно уничтожает объекты топливной инфраструктуры, атакуя базы хранения автозаправочных сетей, продуктопроводы и производственные мощности украинских НПЗ.

18 марта вступил в силу закон, которым временно отменен акциз на горючее и снижена ставка НДС с 20% до 7% на период действия военного положения.

По теме:  Рынок электроэнергии: СНБО примет решение, если не найдется компромисс

По материалам: Укринформ