Безопасный экспорт зерна невозможен без сухопутных коридоров между Украиной и ЕС — Сольский
27.09.2022 03:50
Укринформ
Ввиду непредсказуемости рф и ее поведения в Черном море, «коридоры солидарности», созданные на сухопутных путях между Украиной и ЕС, остаются крайне важны не только в интересах бизнеса, но и по соображениям безопасности.
Об этом в Брюсселе на пресс-конференции по итогам заседания Совета министров ЕС по сельскому хозяйству и рыболовству заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Сольский, сообщает корреспондент Укринформа.
«По окончании войны, после нашей победы, все равно россия будет оставаться нашим соседом, и, исходя из того, что мы видим, непредсказуемым соседом. В таких условиях этот вопрос – чтобы обязательно иметь альтернативные маршруты через дружественные демократические страны – превращается в вопрос безопасности, а не только бизнеса», — отметил чиновник.
Он сообщил, что в августе Украине удалось экспортировать 4,5 млн тонн зерна, из которых 3 млн – через европейские «коридоры солидарности», еще 1,5 млн – через черноморские порты, разблокированные по Стамбульским договоренностям.
Читайте также: Украина и ЕС вместе могут стабилизировать глобальные цены на продовольствие — Сольский
Читайте также: Украина и ЕС вместе могут стабилизировать глобальные цены на продовольствие — Сольский
«В сентябре, как я думаю, европейское направление увеличит (объем перевозок – ред.) на 5-10%, морской транспорт прибавит процентов 60. Но мы не знаем, что будет дальше с морем – никто не может быть уверен по понятным причинам. При этом любая проблема с черноморскими коридорами повлечет новую волну быстрого роста цены», – отметил Сольский.
Министр напомнил, что заявление путина о «ненадлежащем» использовании черноморских коридоров, одно лишь появление этой грубой дезинформации, немедленно спровоцировало рост цен на продовольствие в тот же день на 2-3%. Так что фактический срыв россией Стамбульских «зерновых» договоренностей уже через месяц-два может существенно повлиять на уровень цен, побудить некоторые страны Ближнего Востока и Азии к созданию запасов зерна, что вызовет новые ценовые всплески.
Читайте также: У Украины достаточно пшеницы для собственных нужд и для помощи другим — Сольский
По мнению министра, полагаясь на более дешевый — по сравнению с сухопутным — морской путь перевозок, следует всегда помнить о двух моментах.
Первый — расстояние из Западной Украины до портов на Балтийском море не больше, чем до украинских портов, что делает эту логистику конкурентной даже в мирное время.
Второй важный (и, наверное, основной) аргумент – непредсказуемое поведение россии, которая может в любой момент произвольно перекрыть морское сообщение по Черному морю. Такое поведение рф — одна из самых больших угроз для стабильности и одновременно убедительный мотив для развития транспортных коридоров между Украиной и ЕС на суше.
Как сообщалось, после начала полномасштабного вторжения россия заблокировала черноморские порты Украины, в результате чего на экспорт не поступило более 20 миллионов тонн зерна. Благодаря "зерновой" инициативе ООН и подписанным в Стамбуле договоренностям международному сообществу удалось возобновить вывоз украинского зерна для потребителей черноморскими транспортными маршрутами.
Читайте также: ВСУ принимают максимальные меры безопасности для защиты «зерновых коридоров» – Гуменюк
В то же время Европейский Союз организовал так называемые «коридоры солидарности» на границах с Украиной для вывоза зерна по суше — с использованием железнодорожного, автомобильного, а также речного транспорта.
Эти шаги позволили транспортировать миллионы тонн украинского зерна и снизить угрозу голода в самых уязвимых странах Африки и Азии.
По материалам: Укринформ