Принятый парламентом закон об импичменте просто детализирует ту нереалистичную процедуру, которая заложена в Конституции, говорят эксперты. В отличие от ситуации с отменой депутатской неприкосновенности, Конституцию не меняли, и Глава государства фактически остается неприкосновенным.
«Слуга народа» впервые в одиночестве
Верховная Рада поддержала за основу и в целом президентский законопроект №1012 «Об особой процедуре устранения президента Украины с поста (импичмент)». Сначала документ приняли за основу 337-ю голосами, затем спикер Дмитрий Разумков озвучил предложение голосовать закон в целом. Однако несколько членов парламента выкрикнули из зала, что имеют возражения. Тем не менее Разумков вынес документ на второе чтение. Его принятие поддержали 245 депутатов, из которых 244 — нардепы от фракции «Слуга народа».
Фракции «Европейская солидарность» Петра Порошенко и «Голос» Святослава Вакарчука заявили о грубом нарушении регламента ВР. Дескать, поскольку у них имелись возражения, ставить документ на второе чтение было нельзя.
Политолог Руслан Бортник уверен, что принятый закон об импичменте реализовать на практике невозможно. Дескать, поднимая тему импичмента Президента, в парламенте не акцентировали внимания на лишении неприкосновенности главы государства.
«Это две разные процедуры – импичмент является лишением должности, а неприкосновенность – это фактическая недоступность Президента для уголовного преследования», — пояснил он.
По словам политолога, на данный момент у Главы государстве имеется абсолютный иммунитет, еще боле сильный, чем у народных депутатов.
«Даже если Президент совершит какое-то уголовное преступление, собьет насмерть человека – его нельзя ни привлечь к ответственности и начать уголовное производство. Поэтому, закон об импичменте отвлекает внимание общественности от этого, более важного вопроса», — сказал Бортник.
Эксперт напоминает, что по Конституции для импичмента требуется решение Верховного суда о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления. То есть, сначала Главу государства фактически следует подвергнуть суду — Верховный суд является судом первой инстанции в делах, в которых ответчиком является Президент. Кроме того, требуется заключение Конституционного суда о соблюдении конституционной процедуры расследования дела об импичменте.
Процедура прописана в Конституции. Так, статья 111 Основного закона предусматривает, что 226 депутатов инициируют создание следственной комиссии парламента, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.
Согласно Конституции, по результатам расследования, не менее 300 депутатов могут принять решение об обвинении Президента. Затем следуют разбирательства в Конституционном и Верховном судах. И только после них, 338 депутатов (три четверти состава Рады) могут принять решение о смещении Президента.
Нынешний закон об импичменте Конституцию не меняет. Поданный Президентом законопроект лишь декларирует, что импичмент является «внесудебным конституционным процессом» и может быть применен в случае совершения государственной измены или другого преступления. Однако он все равно предусматривает обращение в суд.
«Закон просто детализирует ту нереалистичную процедуру, которая заложена в Конституции. Отправить в отставку Президента через импичмент в Украине невозможно – эту процедуру не смогли провести даже в отношении беглого Януковича», — отмечает Бортник.
Напомним, что Виктора Януковича лишили звания президента в 2015 году, приняв отдельный закон без соблюдения процедуры импичмента. В феврале нынешнего года лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко заявляла о начале процедуры импичмента Петра Порошенко. Но до реализации дело не дошло.
После президентских выборов Рада VIII созыва приняла закон о временных следственных комиссиях (ВСК), который предусматривает процедуру импичмента. Но Президент Владимир Зеленский его не подписал.
Два закона об импичменте
Во фракции «Европейская солидарность» (ЕС), в которую входят бывшие члены Блока Петра Порошенко и «Народного фронта», напоминают, что в законе о ВСК, принятом предыдущим созывом Верховной Рады прописана процедура импичмента.
Депутаты приняли документ в первом чтении 25 апреля 2019 года, а во втором и в целом – 6 июня. Как известно, если закон Президент не подпишет, и не применит право вето, вернув документ в Раду, он должен вступить в силу.
27 июня истекли 15 дней, определенных Конституцией, в течение которых Президент мог вернуть законопроект в Верховную Раду со своими мотивированными предложениями для повторного рассмотрения, и потому закон уже считается утвержденным Президентом и должен быть официально обнародован.
«Мы еще раз апеллируем к уважаемому Президенту господину Зеленскому с просьбой подписать закон о временных следственных комиссиях, принятый Верховой Радой Украины. Процедура уже не предусматривает ветирование этого закона», — заявила сопредседатель фракции ЕС Ирина Геращенко.
Напомним, закон о ВСК определял, что специальная временная следственная комиссия – это коллегиальный временный орган Верховной Рады, в который входят депутаты, спецпрокурор и спецследователи.
Причем ни один из членов комиссии не может быть имеющим интерес в расследовании, для проведения которого образуется комиссия. Его задача – проводить расследование обстоятельств относительно государственной измены или другого уголовного преступления, совершенного президентом Украины. Если для создания обычной ВСК требуется 150 голосов, то для создания специальной ВСК, требуется 226 голосов. Комиссия должна иметь доступ к любым документам любых должностных лиц, в том числе, секретным. А действовать должна в соответствии с процедурой, прописанной в Конституции – направить дело в КС и т.д.
Представитель Президента в Конституционном суде Федор Вениславский, заявляет, что июньский закон о ВСК был принят Верховной радой VIII созыва с нарушениями законодательства.
«Там много проблем, которые на сегодня рассматриваются в офисе Президента Украины. Он был принят с нарушениями на взгляд Президента», — заявил Вениславский.
А новый закон, по его словам, предусматривает создание специального вида Временной следственной комиссии, которая должна заниматься вопросами устранения Президента с должности. «В этом законопроекте этот правовой статус комиссии, порядок ее формирования подробно регламентировании. При принятии именно этого закона может быть начата процедура импичмента и, соответственно, образована комиссия», — заявил Вениславский.
Отметим, что процедура, предусмотренная Конституцией, остается неизменной. Она предусматривает: представление Верховной Рады о совершенном президентом преступлении; голосование Рады за объявление начала процедуры импичмента и создании временной комиссии (необходимо 300 +1 голос); формирование временной следственной комиссии; комиссия проводит расследование преступления; следственная комиссия готовит и подает в Раду выводы и предложения относительно проведенного расследования; рассмотрение Радой выводов комиссии с участием Президента, председателя и судей КСУ, председателей ВСУ и ГПУ и уполномоченного ВРУ по правам человека; Рада голосует за представление выводов ВСК и результатов обсуждения в ВСУ и КСУ (голосование тайное, нужно 300 +1 голос); ВСУ и КСУ рассматривают представление Верховной Рады; Рада принимает решение об отстранении Президента с поста (голосование тайное, нужно 338 и более голосов); Президент теряет полномочия после объявления об этом председателя парламента.
По материалам: Голос