Ликвидировать церковь вопреки воле прихожан, по экспертному мнению, странная затея, несвойственная демократическим странам. Но в новой власти заявляют о неканоничности Киевского патриархата, и продолжают его ликвидацию, начатую при Порошенко для получения Томоса ПЦУ.
«Непонятно, почему в демократической стране…»
Сторонники лидера Киевского патриархата Филарета пытались попасть в здание шестого апелляционного административного суда в Киеве, который рассматривал вопрос ликвидации их церкви. Правоохранители применили слезоточивый газ, а в управление полиции доставили пять человек.
Политолог Руслан Бортник отмечает: «Непонятно, почему в демократической стране кто-то может решать вопросы создания или ликвидации каких-то церквей. Если есть у Филарета религиозная община, то она имеет право на существование».
Но все по порядку. Вчера утром, 11 ноября, прихожане Киевского патриархата (УПЦ КП) проводили крестный ход против ликвидации своей церкви. Они прошли до Офиса президента и Кабмина, где передали свои требования, затем двинулись к зданию Киевского Апелляционного суда. Там они попытались попасть зал суда, но другие участники процесса забаррикадировались стульями.
С криками «Мы требуем правосудия» прихожане Киевского патриархата разбили стекло входных дверей. Полиция, находившаяся внутри, применила силу.
Следует напомнить, что 4 сентября Окружной административный суд Киева приостановил ликвидацию УПЦ КП, удовлетворив заявление адвокатов церкви и запретил ликвидационной комиссии совершать действия в отношении УПЦ КП. Тогда было запрещено трогать имущество и совершать любые действия по ликвидации религиозной организации «Киевская патриархия УПЦ КП»
Но в понедельник, 11 ноября, шестой апелляционный административный суд в Киеве отменил предыдущие решения Окружного административного суда Киева и, таким образом, суд разрешил ликвидацию УПЦ КП.
Ранее глава Киевского патриархата Филарет заявлял, что его церковь подала в суд на Министерство культуры в связи с решениями о снятии с регистрации УПЦ КП.
«15 областей имеют парафии, которые сохраняют уставы Киевского патриархата. Это значит, что они относятся к УПЦ КП», — заявлял Филарет.
Руслан Бортник отмечает, что Филарет- «личность с огромной историей».
«Государство должно раз и навсегда поставить четкую позицию и позволить функционировать всем религиозным общинам, которые в Украине имеют своих прихожан. Попытка запретить одну церковь, или «демонизировать» другую является неправильной. Это в очередной раз показывает, что государстве серьезно «влезло» в религиозные дела», — говорит политолог.
Напомним, 15 декабря прошлого года при участии бывшего президента Петра Порошенко в Киеве прошел собор, на котором было объявлено об объединении Киевского патриархата и УАПЦ. Созданная таким образом церковь получила название Православной церкви Украины, и 6 января Константинопольский патриарх Варфоломей передал главе ПЦУ Епифанию грамоту об автокефалии – Томос. Его получения добивался Президент Петр Порошенко при поддержке депутатов Верховной Рады. В предвыборный период Порошенко и Епифаний совершали поездки по регионам, презентуя Томос.
Затем выяснилось, что Киевский Патриархат не ликвидирован — Филарет не отдавал необходимые оригиналы документов. 14 мая Филарет заявил, что Киевский патриархат продолжает существовать, а он сам остается действующим патриархом.
24 мая глава ПЦУ Епифаний подтвердил, что Филарет продолжает контролировать богатую Киевскую епархию и все ее поступления. «Была договоренность еще перед объединительным собором о том, что те епархии и приходы, которые находились у того или иного архиерея, останутся и дальше подчиняться ему. Епархия города Киева и приходы, которые подчинялись ему до 15 декабря, остаются в его составе. А именно из этих приходов, монастырей есть основные прибыли», — сказал предстоятель ПЦУ.
А 29 мая стало известно, что Епифаний издал указ, согласно которому документы УПЦ КП, выданные после 30 января 2019 года, признаются недействительными.
«Церковь Киевского Патриархата не была канонической»
20 июня Филарет созвал собор Киевского патриархата, который постановил восстановить существование УПЦ КП и отменил признание Православной церкви Украины во главе с Епифанием.
Собор, на котором было только три архиерея, отменил постановление объединительного собора 15 декабря 2018 года.
«Это был не поместный собор, а собрание подписей архиереев, одного священника и двух мирян об условной ликвидации УПЦ КП, по требованию вселенского Константинопольского патриарха Варфоломея», — говорится в тексте постановления.
В ПЦУ заявили, что у Филарета, дескать, «необратимые возрастные изменения».
«Ему уже 91 год, он не воспринял новую реальность», — заявил заместитель главы управления внешних церковных связей ПЦУ Евстратий Зоря. 27 июля синод ПЦУ принял решение о прекращении деятельности УПЦ КП, поскольку та вошла в ПЦУ.
В Министерстве культуры заявили, что устав Киевского патриархата утратил силу 15 декабря 2018 года при регистрации устава ПЦУ. Однако в минюсте регистрация была действительной.
Только в конце июля Филарет заявил, что поступила информация о намерении Минюста снять с регистрации УПЦ КП и лишить права юридического лица Киевский патриархат на основании решения ликвидационной комиссии, созданной ПЦУ без его ведома. По словам Филарета, комиссия не имеет отношения к Киевскому патриархату.
«С 20 июня мы существуем отдельно от ПЦУ», — заявил Филарет на пресс-конференции.
Он сообщил, что направил специальные письма президенту Украины Владимиру Зеленскому и представительству ОБСЕ в Украине с просьбой вмешаться в ситуацию и помочь сохранить Киевский патриархат.
«Министерство культуры без нашего ведома, без нашей просьбы сняло Киевскую патриархию с регистрации. Они не имели права этого делать. Но через некоторое время это же сделало и Министерство юстиции. Поэтому мы обращаемся к Президенту Украины, чтобы он на законных основаниях повлиял на то, чтобы Минкульт и Минюст не нарушали государственные законы. Нарушение в том, что они сняли с регистрации церковь. Мы существуем и не обращались к ним по поводу ликвидации», — пояснял Филарет в августе.
Тогда он отмечал, что ответа от Президента так и не получил. В октябре руководитель юридического отдела Киевского патриархата Неонила Ткаченко сообщала в СМИ, что попытки ПЦУ отобрать имущество УПЦ КП продолжаются.
«Мы очень хотим знать позицию по этому вопросу нового руководителя Министерства культуры молодежи и спорта, и пока мы ее не видим. В деле принимает участие ликвидатор Министерства культуры, а позиции самого ведомства мы не знаем», — сетовала она.
Она также выражала надежду, что позиция нового министра Владимира Бородянского она будет противоположной той, которую занимал прежний руководитель Минкульта Евгений Нищук «симпатии которого в отношении ПЦУ были слишком откровенными».
Теперь позиция Бородянского известна.
«Как мы знаем, например, Православная церковь Киевского Патриархата не была канонической церковью. Это означает, что миллионы верующих не могли реализовывать свои религиозные права тем способом, которым они хотели – в канонической церкви. Это нормальное желание верующего человека – быть в канонической церкви. Для того, чтобы церкви стали каноническими, им предложили объединиться и создать единую поместную церковь», — заявил новый министр.
По материалам: Голос