Популярность Зеленского стала укрепляться после встречи с Путиным на саммите «нормандской четверки» в Париже, уверяют эксперты. Уровень удовлетворенности работой Президента Украины за последние недели, согласно опросам, вырос с 53 до 62%, а недовольство уменьшилось с 33 до 25%. О политической стратегии Зеленского и о том, насколько важно для него не потерять доверие украинцев, корреспонденту ГолосUA рассказал политолог, кандидат политических наук Алексей Якубин.
-Алексей, как вы считаете, состоится ли прямой диалог украинской власти с представителями ЛДНР?
-Мне кажется, что позиция Зеленского тут состоит в том, что он лично вряд ли будет идти на такой диалог. Но нюанс состоит в том, что де-факто такой диалог происходит. Я имею в виду работу Минской контактной группы. Многие вещи, который связаны с открытием новых проходов на линии размежевания, обмена удерживаемыми лицами, большого обмена, который готовится, разведение сил, вопросы воды, в конце концов, — всё это нельзя решить без контакта с «той стороной», как сказал Президент. Это делается де-факто в работе Минской контактной группы. Более того, мне кажется, что даже обсуждение нового варианта законопроекта по особенностям самоуправления, о границах, по имплементации формулы Штайнмайера, — это всё также должно обсуждаться со всеми, в том числе и с той стороной.
-Лично Президент такой диалог вести не будет…
-Насколько я понимаю, сейчас выбрана такая стратегия, что сам Президент не будет открывать такой политический диалог, но в рамках Минской контактной группы де-факто он будет происходить. Возможно, будет дальше обсуждаться какая-то идея, что в контексте выборов подумать, чтобы там появились представители от Донбасса, уже после выборов, с которыми Зеленский уже мог бы вести какой-то политический диалог (или в его Офисе считали бы так). А до этого уже видно, что Зеленский пытается активно эту тему «размывать», говорят, что он ведет переговоры с людьми, временно перемещенными, которые уехали с Донбасса, и плюс – де-факто Минская контактная группа, еще раз подчеркну, выполняет эту роль.
-Можно ли расценивать эту ситуацию как нерешительность Зеленского?
-Мне кажется, что у Зеленского есть стратегия, которую я называю «маленькие шажки». Иногда мы видим, что один шаг вперед сопровождается несколькими ритуальными шагами в сторону.
-Как можно спустя полгода у власти оценить политический рост Президента?
-Я на самом деле считаю, учитывая то, что Зеленский еще полгода назад был шоуменом и сейчас принимает участие во встрече с лидерами одних из самых влиятельных стран в мире на нормандском саммите в Париже, что он достаточно быстро учится, и это также надо оценивать. То, что он хочет понравиться, как об этом говорят некоторые политологи, то это и плюс, и минус. Это показатель того, что он будет смотреть на свои рейтинги не только во время выборов. Мы замечаем, что слово «социология» для новой власти играет свою роль. Плюс в том, мне кажется, что Зеленский действительно рассчитывал, что некая «химия-физика» между ним и Путиным сможет сыграть свою роль, потому что у них до этого было три телефонных разговора. Они все же привели к тому, что Украина смогла вернуть моряков, корабли. Помнится, когда Зеленский первый раз позвонил Путину, Министерство иностранных дел Украины было против этого.
-В плане дипломатичности Зеленский сильно отличается от Порошенко…
-Безусловно, Зеленский, в отличие от Порошенко, в публичной плоскости позволяет, в том числе и Путину, сохранять лицо. Он не кричит на всех площадках об «агрессоре», «оккупантах» и т.д. Он старается в этом плане говорить более дипломатично, и это играет роль. Со стороны Порошенко было странно, когда он, как выпускник факультета международных отношений, позволял себе, даже с точки зрения банальной логики дипломатии, абсолютно недипломатическое поведение. В этом плане Зеленский понимает, что дело важнее, чем просто какие-то ритуальные фразы, и это позитив.
-По вашему мнению, понимает ли Президент, что его рейтинг зависит от тарифной политики?
-Ключевой вопрос здесь в том, насколько у Зеленского понимают, что от вопросов газа и тарифной политики зависит его рейтинг. Мне кажется, что он это понимает, во всяком случае он все больше это понимает. Если вспомнить ситуацию, когда произошла флуктуация рейтинга Зеленского с 73 до 51%, то резко у Зеленского начали озабочиваться вопросами тарифов. В этом плане прямые поставки газа могут позволить снизить платежки за газ, и остановить падение его рейтинга. У Зеленского это понимают. Другой вопрос – с каким сопротивлением Президент может столкнуться. Я не исключаю, что, допустим, часть политиков, тот же Порошенко и скрытые во власти, связанные с ним лица, будут делать все, чтобы постараются максимально демонизировать этот процесс, не дать возможности сделать абсолютно прагматичную вещь, связанную с поставками газа. В газовом вопросе им выгодны прокладки, им выгодно на этом зарабатывать. Мы, например, покупаем ядерное топливо у Российской Федерации, и никто же не кричит: давайте отключим атомные электростанции из-за этого. Этот вопрос лежит в политической плоскости, но он должен строиться на прагматизме в первую очередь.
По материалам: Голос