На днях руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) официально признало, что самолет Boeing-737 компании «Международные авиалинии Украины» был сбит 8 января нынешнего года в результате «роковой ошибки иранских сил ПВО». Согласно официальной информации, местные подразделения Корпуса стражей Исламской Революции (КСИР) приняли украинский авиалайнер со 176 людьми на борту за бомбардировщик ВВС США. В свою очередь, Вашингтон, уничтоживший в аэропорту Багдада одного из руководителей КСИР генерала Касема Сулеймани, заявил о намерении провести с ИРИ прямые переговоры. Станет ли гибель украинского лайнера катализатором мирного процесса в регионе Персидского залива в частности и на Ближнем Востоке в целом, ГолосUA интересовался у американского политического обозревателя Уильяма Коннолли.
— Господин Коннолли, кто все-таки должен нести ответственность за катастрофу украинского «Боинга» в небе над Тегераном?
— Фактически, вина за сбитый гражданский самолет лежит именно на Иране. Это еще раз подтвердил один из высокопоставленных чиновников Корпуса стражей Исламской Революции Хосейн Салами. Выразив соболезнования семьям погибших, он сказал, что лично хотел бы быть на борту рейса «Тегеран – Киев» восьмого января. Но в подобной ситуации не стоит забывать, что в ночь на то же восьмое января Иран атаковал американские военные базы в соседнем Ираке. Вполне вероятно, официальный Тегеран предположил, что Соединенные Штаты попытались нанести по ИРИ ответный удар, и посчитал лайнер МАУ самолетом потенциального агрессора.
— Следовательно, силы противовоздушной обороны Ирана не располагают современными системами распознавания воздушных судов?
— Я не являюсь большим специалистом в области иранских ПВО. Однако могу сказать со всей ответственностью: указанная трагедия произошла в момент наибольшего напряжения во взаимоотношениях Тегерана и Вашингтона. После того, как Пентагон ликвидировал в иракской столице генерала Сулеймани, в адрес США Иран направил более двухсот предупреждений о нападении, а ряд радикальных организаций, включая шиитское движение «Хезболла» пригрозил «священной войной» американцам и их союзникам во всем мире. В этот же момент КСИР выпустил до 30 ракет малой дальности по американским базам в Эрбиле и Айн-аль-Асаде, а отдельные международные структуры во весь голос предрекали начало нового масштабного противостояния в регионе, которое чуть ли не перерастет в третью мировую войну. Вероятно, именно тогда у иранских военных, что называется, «сдали нервы». В данном контексте следует отметить, что у первых лиц Соединенных Штатов хватило здравого смысла пойти на прямые переговоры с Тегераном.
— Получается, пассажиры погибшего украинского «Боинга» стали заложниками геополитики?
— Здесь, наверное, не стоит говорить так категорично. Катастрофа борта рейса PS 752 является предупреждением для всего цивилизованного мира. Образно выражаясь, те же пассажиры упомянутого лайнера заплатили своими жизнями за предотвращение новой кровопролитной войны на Ближнем Востоке. Они доказали всю несостоятельность целого ряда «теорий угрозы». Нет никаких сомнений, что уже в ближайшее время ИРИ и США сядут за стол переговоров, а обстановка в арабском мире, включая Ирак и Сирию, рано или поздно нормализуется. Конечно, для этого понадобится добрая воля всех без исключения заинтересованных структур.
— Но смогут ли в данном контексте Иран и Америка достичь полного примирения и вернуться к расторгнутым договорам о нераспространении оружия массового поражения?
— Безусловно, для этого есть все предпосылки. Однако в дальнейшем все будет зависеть исключительно от доброй воли Тегерана и Вашингтона. Очень хочется верить, что стороны найдут точки взаимопонимания, и новая мировая война будет происходить лишь на страницах произведений писателей-фантастов и голливудских режиссеров.
— Возможно ли это в принципе?
— Полагаю, да. По крайней мере, тревожный сигнал как для США и ИРИ, так и для международного сообщества уже прозвучал.
По материалам: Голос