Протесты в Иране, начавшиеся после катастрофы украинского «Боинга», вынуждают Тегеран начать переговорный процесс с США. Эксперты отмечают, что украинская власть избежала втягивания в конфликт.
«Без использования нас в геополитических разборках»
Верховная Рада во вторник, 14 января, примет постановление о позиции парламента по факту крушения в Иране самолета Boeing 737 авиакомпании «Международные авиалинии Украины». Об этом стало известно в ходе согласительного совета Рады. Вопрос рассматривал комитет по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества в закрытом режиме.
Также стало известно, что СБУ по поручению Офиса генпрокурора начало расследование обстоятельств авиакатастрофы по статьям: «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта», «Умышленное убийство» и «Умышленное уничтожение имущества».
Накануне иранские власти признали, что самолет МАУ с 176 людьми на борту потерпел крушение, будучи сбитым ракетой. Пуск ракеты в Иране назвали непредумышленным. Дескать, самолет пролетал рядом с военным объектом и был сбит из-за «человеческой ошибки».
Как известно, самолет потерпел крушение утром 8 января после вылета из тегеранского аэропорта. Среди погибших 11 украинцев — двое пассажиров и девять членов экипажа. Пассажирами авиалайнера также были граждане Ирана, Канады, Швеции, Афганистана, ФРГ и Великобритании — из них 147 были этническими иранцами.
Катастрофа произошла на фоне обострения в регионе – в ту ночь Иран обстреливал американские объекты на территории Ирака в отместку за ликвидацию своего генерала. И после обстрела Иран ожидал ответного удара от США.
Подразделение иранской армии «Корпус стражей исламской революции» заявило, что берет на себя полную ответственность за катастрофу украинского самолета. Командующий военно-космическими силами корпуса пояснил, что самолет приняли за крылатую ракету.
Президент Владимир Зеленский настаивает на полном признании вины. Он отметил, что признание вины Ираном состоялось до окончания работы международной комиссии по расследованию катастрофы.
«Мы ожидаем от Ирана заверений в готовности к полному и открытому расследованию, привлечения виновных к ответственности, возвращению тел погибших, выплаты компенсаций, официальных извинений по дипломатическим каналам», — заявил глава государства.
Он выразил надежду, что расследование в дальнейшем будет проходить без искусственных задержек и препятствий.
Политолог Алексей Якубин напоминает: «США до сих пор не признали, на официальном уровне, что сбили иранский пассажирский самолет А300 в 1988 году, а рассматривают это как военный инцидент в сложившихся обстоятельствах. Компенсации родственники жертв смогли добиться в судебном порядке в 90-х годах. Так, что быстро или не быстро — и как — все познается в сравнении».
Якубин считает правильной позицию Президента Зеленского, не делавшего поспешных заявлений.
«Нужно было только немного подождать официальных результатов и заявлений со стороны Ирана — теперь Украина, опираясь на эти данные сможет говорить о компенсациях», — написал он в Facebook.
Политолог отмечает, что Украина сохранила нормальные и рабочие отношения со всеми сторонами — с США, Канадой, ЕС и Ираном «без использования нас в геополитических разборках».
Отметим, что политические оппоненты Зеленского требуют немедленных действий. Экс-президент Петр Порошенко призвал «срочно применить существующие механизмы структуры НАТО и ЕС». Партия «Голос» Святослава Вакарчука заявляет, что после признания вины Ираном, Украина имеет все основания требовать созыва Совета безопасности ООН.
«Из-за протестов и санкций»
Политический обозреватель Руслан Бизяев утверждает: «Зеленский занял единственно правильную позицию в сложившейся ситуации с авиакатастрофой украинского Boeing-737 под Тегераном».
Напомним, информацию о том, что самолет был сбит, первыми сообщили лидеры США и Канады. В ответ Президент Владимир Зеленский призвал их предоставить украинской стороне имеющуюся информацию. Затем министр иностранных дел Вадим Пристайко во время брифинга заявил о том, что вопрос о передаче данных о поражении самолета ракетой затруднен из-за «бюрократического барьера».
Потом Вадим Пристайко и Президент Владимир Зеленский встретились с представителями США и получили от них некие важные данные относительно авиакатастрофы украинского лайнера под Тегераном. Об этом глава МИД написал в Twitter. Он не стал уточнять, какая именно информация была получена.
Политолог Владимир Воля допускает, что все не так просто с иранским признанием. «Вы понимаете разницу между «признать вину» и «взять на себя вину». В истории с этой катастрофой, вероятно, произошло именно второе. Потому что такой путь стал оптимальным для Ирана. Признав, что самолет был сбит иранской ракетой, Тегеран поставил выгодную для себя точку в кампании Запада против него», — рассудил политолог.
Отметим, что накануне президент Дональд Трамп издал указ, дающий право вводить санкции против всех, кто содействует секторам иранской экономики, включая строительство, текстильную и горнодобывающую отрасли. Кроме того, введены санкции против крупнейших иранских производителей стали. Это лишило иранскую экономику источника иностранной валюты.
«Иран должен отказаться от своих ядерных амбиций», — заявляет президент Дональд Трамп. Он призывал Россию, Великобританию, Германию, Францию и Китай отказаться от соглашения с Ираном по ядерной программе.
Сделка по ядерной программе с Ираном, вводившая некоторые ограничения, была подписана в 2015 году. Дональд Трамп неоднократно критиковал сделку, заключенную при демократической администрации Белого дома. В 2018 году США вышли из договора. Иран в свою очередь отказался от выполнения ряда условий сделки и в начале 2020 года, перестал ограничивать работу центрифуг по обогащению урана.
При этом иранские власти отмечали, что готовы вернуться к условиям соглашения в случае снятия американских санкций. Теперь Дональд Трамп заявляет, что ему все равно, пойдет ли Иран на переговоры. А советник по небезопасности Роберт О’Брайен выразил уверенность, что из-за протестов и санкций Иран будет вынужден начать переговорный процесс с США.
Дело в том, что после падения украинского «Боинга» в Иране начались протесты. Демонстрации прошли в университетах Тегерана. Затем протесты распространились по всему Ирану, включая крупные города: Шираз, Исфахан, Орумия и Хамедан.
Материалы, размещенные в соцсетях, показывают, что участники акций протеста скандировали антиправительственные лозунги. В том числе звучало: «Нам лгут, что наш враг — Америка, наш враг здесь».
Дональд Трамп поддержал протестующих в Иране, обратившись к ним на английском языке и фарси. «Уже давно страдающим, но храбрым иранцам: Я стою с вами с самого начала своего президентства, и моя администрация продолжит стоять с вами», — Дональд Трамп на своей странице Twitter.
По материалам: Голос