Главный санитарный врач Украины, заместитель министра здравоохранения Украины Виктор Ляшко заявил, что пик заболевания коронавирусной болезни в Украине можно ожидать в течение ближайшей недели. ГолосUA решил разобраться, когда можно отменить карантин и когда закончится эпидемия, расспросив об этом бывшего главного санитарного врача Украины Святослава Протаса.
— Святослав, когда в Украине можно отменить карантин или хотя бы его ослабить?
— На самом деле нам не нужно было ужесточать карантин в апреле. Достаточно первоначальных мероприятий, которые были приняты в марте. Они являлись эффективными. Оснований для их усиления не было. В Украине нужно постепенно ослаблять карантинные мероприятия, иначе осенью будет вторая волна заболеваемости коронавирусом. Жесткие карантинные мероприятия не влияют на распространение болезней с высокой контагиозностью. Именно к таким заболеваниям относится коронавирус.
На днях появилась информация и первые результаты исследований напряженности иммунитета в европейских странах. Они подтверждают тезис о том, что карантинные мероприятия не останавливают эпидемию. В частности данные из Ломбардии (Италия) свидетельствуют о том, что там у 70% клинически здоровых людей, без симптомов заболевания, выявили антитела. Это свидетельствует о том, что они переболели в бессимптомной форме и теперь у них есть иммунитет. То есть 70% людей или более переболели коронавирусом, и только после этого останавливается распространение заболевания. У них эпидемия пошла на спад, когда 70% населения переболели. Это люди, которые не обращались за медицинской помощью.
Китай и США до сих пор не афишировали результаты своих исследований. Данные по Италии и Греции свидетельствуют о том, что диагностика, которая сейчас происходит, выявляет коронавирус в 0,5% случаев. То есть на один подтвержденный случай есть еще 200 не подтверждённых инфицированных граждан, которые переносят COVID -2019 бессимптомно.
Нужно отказываться от карантинных мероприятий. Их введение было предусмотрено для того, чтобы получить дополнительное время мобилизовать свои ресурсы, средства и человеческий потенциал. В частности подготовить медиков и госпитальную базу, чтобы принимать больных и предоставлять им качественную медицинскую помощь. К сожалению, мы этим моментом не воспользовались. Наоборот, только ухудшили ситуацию. Карантинные мероприятия лишь вызывали истерику и панические настроения в обществе. В итоге препараты, которые необходимы для лечения коронавируса, исчезли с аптечных полок или выросли в цене в несколько раз. Государство ввело карантин, но не ввело регулирование цен на медицинские препараты.
— На что следует обратить внимание власти, как выйти из сложившейся ситуации?
— В больницу нужно госпитализировать больных с легкой формой COVID -2019. Лечить больных с лёгкой формой коронавируса в домашних условиях неправильно. Ведь заболевание может перейти в любой момент в среднюю и тяжёлую форму. Сейчас основное задание – минимизировать количество больных с тяжелыми формами COVID -2019. Очень сложно спасать людей в тяжелом или критическом состоянии. Государство должно заниматься ранней диагностикой изменений в легких пациентов, оперативно предоставляя медицинскую помощь. На данный момент государство отказалось от своего конституционного обязательства – лечить инфекционных больных, говоря о том, что легкую форму коронавируса – лечите дома.
Если мы почитаем, что говорят о лечении COVID -2019 в легкой форме китайские медики, то, по их словам, нужно принимать определённые противовирусные препараты. Поскольку Украина их не закупила и не может их предоставить, то свое обязательство по предоставлению медицинской помощи государство переложило на плечи граждан.
При этом в Украине признали коронавирус особо опасным заболеванием, и внесли по этому поводу соответствующие изменения в нормативную документацию. Это означает, что при каждом выявленном случае заболевания нужно проводить противоэпидемические мероприятия и изоляцию больных. Соответственно прослеживается алогичность в действиях власти. Все это приведет к росту летальных случаев и тяжелому протеканию заболевания. Хотя такие последствия можно было минимизировать, если бы в Минздраве ответили за свои слова о готовности 12 тысяч инфекционных коек. На данный момент у нас более 3000 выявленных случаев заболевания. Если разместить этих людей в стационарах, то тем самым можно минимизировать негативные последствия.
— В Украине коронавирусом продолжают массово заражаться медики, с чем этом связано?
— Медики заражаются коронавирусом из-за отсутствия средств индивидуальной защиты. В стране нет резервного фонда и запасов. Это привело к тому, что медики работали без средств индивидуальной защиты. На сегодняшний день в стране нет ни одного одноразового костюма, который бы отвечал необходимому уровню биологической защиты для такого возбудителя, как коронавирусная инфекция. Если почитать инструкцию к этим костюмам, то они являются хозяйственными костюмами, а не одеждой для биологической защиты. В инструкции написано, что они не защищают от инфекционных патогенов. Они являются воздухопроницаемыми.
В мире из-за пандемии коронавируса наблюдается дефицит защитных средств. Это началось со вспышки коронавируса в КНР, которая и забрала все защитные костюмы. Поэтому на рынке остались только хозяйственные. Медики, не зная этого, надевают одежду, думая, что они защищены. На самом деле это не так. Кроме того, у многих медработников нет необходимых навыков в отношении использования средств индивидуальной защиты. Риски заразиться коронавирусом, как раз в тот момент, когда снимаешь костюм после контакта с больным. Поэтому необходимо правильно его обеззараживать. Этого не делает около 90% медицинских работников. Также защитные средства нужно правильно снимать. Например, чтобы снять комбинезон навыворот, нужно, как минимум, два человека. Если бы в Украине использовали советские многоразовые противочумные костюмы, то они бы имели более сильный эффект защиты. Поэтому мы будем наблюдать такой же сценарий, как в Италии и Испании, где произошло большое количество заражений среди медицинских работников. В этих странах системы для борьбы с инфекционными заболеваниями не были готовы. В Европе считали, что давно «победили» инфекционные заболевания. Поэтому в большинстве стран ЕС перенастроили свою медицину на профилактику неинфекционных заболеваний. В итоге они оказались не готовы.
В Украине была такая система, но ее начали разрушать. Притом в Минздраве знали, что мы не победили инфекционные заболевания. Зато систему противоэпидемической защиты начали ликвидировать.
— Какие последствия ожидают нашу страну из-за эпидемии коронавируса?
— Последствия у нас будет менее трагическими, чем в Италии и Испании. У нас эпидемия началась позже, чем в Европе, кроме того, медицинский персонал работает не покладая рук. Медики в первую очередь думают не о собственной безопасности, а о том, как спасти больных. У нас единственная надежда побороть коронавирус – наши медики, которых катастрофически не хватает. В Украине их в сотни раз меньше, чем в КНР. Однако сгруппировавшись, мы можем с минимальными потерями перенести эту эпидемию.
— Когда в Украине может закончиться эпидемия COVID -2019 ?
— Карантин вводили для того, чтобы все не переболели одновременно. Для того, чтобы понимать, как регулировать карантинные мероприятия, нужно понимать, у какой части населения есть иммунитет к коронавирусу. У нас есть отечественное предприятие, которое может находить антитела к коронавирусу. Поэтому государство должно переключить свои ресурсы с тест-систем на диагностику возбудителей и начать массовое исследование напряжённости иммунитета для того, чтобы прогнозировать и управлять процессом распространения эпидемии.
Если сейчас ослаблять карантин, то люди постепенно переболеют и приобретут иммунитет. Чем быстрее 70% населения переболеет коронавирусом, тем быстрее у нас закончится эпидемия.
Если мы этого не сделаем, а будем вслепую копировать действия других стран, то результат будет неутешительный. Ведь в каждой стране есть особенности и эпидемические процессы. Например, в Германии самый низкий уровень смертности, ниже 1%. Это связано с высоким уровнем предоставления медицинской помощи и широкими диагностическими возможностями. В Германии на COVID -2019 протестировали огромное количество людей. На этом фоне количество умерших там низкое. В Украине же совсем другая ситуация.
По материалам: Голос