14 мая в режиме видеоконференции состоялось заседание Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе. Такие заседания проходят часто, однако изюминкой нынешнего стало то, что накануне в Офисе Президента решили расширить состав украинской делегации, включив в нее как представителей всех крупных парламентских групп, так и некоторых членов Кабмина. В ОП активно говорят и о включении в переговорный процесс переселенцев. ГолосUA вместе с экспертами разбирался, ради чего нужно было усиливать состав ТКГ и к чему это приведет.

5 мая Президент Зеленский утвердил обновленный состав украинской делегации в ТКГ. Усилить позиции нашей страны в переговорном процессе должны министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников, который до этого работал в группе. Из Кабмина в группу еще включили заместителя министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Юлию Свириденко и замминистра министра обороны Украины Александра Полищука. От парламента в ТКГ были включены председатель парламентского комитета по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества, народный депутат Украины Александр Мережко, глава Комитета ВР по вопросам правовой политики, народный депутат Украины Андрей Костин и глава Комитета Рады по вопросам соцполитики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова. По «случайному» совпадению, все трое парламентариев являются членами фракции «Слуга народа».

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник в комментарии ГолосUA рассказал, что в состав представители всех внутренних групп, существующих во фракции «Слуга народа», в том числе «Привата» и Деминициатив.

«То же касается и правительственных игроков – там есть люди Авакова, Ахметова и пр. Мне показалось, что подбор игроков был не только по их профессиональным качествам, но и по политическим критериям», — сообщил Руслан Бортник.

Эксперт напомнил, что после кризиса главы ОП Андрея Ермака с подписанием проекта соглашения о консультативном совете, предполагающего прямые переговоры с ОРДЛО, во фракции «СН» вспыхнул внутренний бунт. В частности, многие депутаты назвали подписание проекта «зрадой». Потому Ермак нынче использовал другой подход, предложив включить в состав украинской делегации всех – и представителей парламента, и Кабмина, — но разделим ответственность за будущее принятия решений.

По теме:  «Избирательный кодекс Зеленского»: политикум переформатируют уже в 2020 году

«А на повестке дня стоят сложные решения, такие как формула Штайнмайера и закон о выборах. И теперь к принятию решений будут подключены все внутренние группы власти, чтобы в будущем избежать кризиса», — уточнил он.

Также, по его словам, усиление украинской делегации должно демонстрировать активность переговорного формата, несмотря на явный кризис выполнения договоренностей, задекларированных в коммюнике после встречи «нормандской» четверки в Париже.

В свою очередь политический эксперт Алексей Якубин видит в усилении делегации ТКГ и позитив.

«Офис Президента или Зеленский будут фигурировать в роли координаторов или модераторов, а исполнительная власть будет вовлечена в процесс переговоров. И это ускорит выработку политики по отношению к Донбассу. В первую очередь, по вопросам социальной защиты, в том числе выплаты пособий и пенсий», — рассказал он ГолосUA.

Также, по его мнению, может быть ускорена работа по открытию пунктов пропуска.

«Кроме того, это будет хорошим посылом для стран Нормандского формата, что Украина готова пройти фарватер, связанный с Минскими соглашениями, пусть не так быстро, но тем не менее. Кроме того, сейчас украинская власть приближается к своеобразному дедлайну. Ведь Зеленский заявлял, что местные выборы пройдут одновременно по всей Украине, в том числе и на неподконтрольных ее территориях. А до октября 2020 года нужно проделать огромное количество работы в ускоренном режиме. Потому что подписанное в Париже коммюнике по многим пунктам, кроме обмена пленными, не выполнено», — подчеркнул Алексей Якубин.

Потому, по его мнению, усиление ТКГ является своеобразной работой над ошибками в контексте более быстрого выполнения пунктов, задекларированных в парижском коммюнике, в том числе более быстрого рассмотрения необходимых законопроектов.

По теме:  Кабмин отменил «социальную» цену тепла: какие платежки придут

Примечательно, но 6 мая глава ОП Андрей Ермак в телефонных беседах с политическими советниками лидеров государств «Нормандской четверки» предложил привлечь к работе подгрупп «приглашенных лиц, представляющих отдельные районы Донецкой и Луганской областей, внутренне перемещенных лиц, которые были вынуждены покинуть эти районы после мая 2014 года».

Однако подобное заявление вызвало кривотолки, после чего господину Ермаку пришлось оправдываться, что речь идет исключительно о переселенцах, вынужденных уехать с Донбасса. Предполагается, что в итоге отберут 10 переселенцев из журналистов, адвокатов, священников и пр. И занимаются «кастингом» Ермак и Резников.

Видимо, в качества напоминания о невозможности сдачи национальных интересов, позже жгли шины под Офисом Президента и требовали включить активистов в состав украинской делегации.

По мнению Алексея Якубина, это очередное намерение сорвать любые попытки со стороны Зеленского и его команды сдвинуть миротворческий процесс с мертвой точки.

«А ведь Зеленский пытается реализовать Минские соглашения, о которых договорился еще Порошенко. В частности, создание консультативного совета, в который должны включить представителей переселенцев и жителей временно неподконтрольных Украине территорий, предусмотрено пунктами 9,10 и 11 пункты соглашений.

Потому подобные акции протеста – это, в первую очередь, манипуляция со стороны тех политических сил, которые уже были при власти, которые пользуются забывчивостью населения и желают различными лозунгами, не имеющими реального отношения к Минскому процессу, сорвать его», — констатировал Алексей Якубин.

Эксперт напомнил и о том, что консультативный совет в политической подгруппе ТКГ в свою очередь также является консультативным органом. Ключевые решения все останутся за представителями власти.

Руслан Бортник также не исключает, что скрытая цель усиления украинской делегации в ТКГ – в определении формата будущих прямых переговоров между Украиной и ОРДЛО.

«С одной стороны, РФ настаивает, чтобы Украина договаривалась с представителями Л/ДНР, с другой стороны официальный Киев заявляет о том, что те не являются законной властью, потому они предлагают договариваться с другими людьми – лидерами общественного мнения, которых нет на тех территориях, или переселенцами. То есть, идет игра в отношении формата будущих прямых переговоров между Украиной и ОРДЛО», — пояснил Руслан Бортник.

По теме:  Коронавирус грозит дефолтом: Зеленский усилил экономический кризис политическим

По его мнению, официальному Киеву будет сложно найти хороший сценарий, потому что на неподконтрольных Украине территориях проживает около 4 миллионов человек, но при этом людей, которые не были бы связаны с властью и одновременно бы являлись лидерами общественного мнения, там мало.

«Общественной активности в нашем понимании там нет, медийной тоже. Политической конкуренции, которая помогла бы сформироваться таким лидерам, также нет. Потому, к сожалению, те люди, которых там слышат, вовлечены во власть», — добавил Руслан Бортник.

Также, по его мнению, еще одной целью усиления украинской делегацией является желание протестировать реакцию контрагентов: РФ и ОРДЛО. Так, если бы Россия согласилась расширить состав своей делегации в переговорной межправительственной группе, это означало бы, что вместо ТКГ с привлечением представителей ОРДЛО, мы имели бы двусторонний межправительственный украино-российский формат.

«В какой-то мере Ермаку удалось бы достичь своей стратегии. Но, мне кажется, что пока Россия не согласилась на такой сценарий. Потому такой подход не сработал, хотя отвергать его нельзя. По моей информации, РФ может пойти на уступки в рамках переговорного формата, если Украина гарантирует достижения финального результата в Минском формате. То есть, например, РФ согласится на номинальную формальную передачу границы на время выборов на территории ОРДЛО, если Украина гарантирует четкую реализацию Минских соглашений, в том числе предоставлению особого статуса. Ермак по сравнению с Сурковым и американским форматом, достаточно гибок, потому идет живой, хоть пока еще и непродуктивный разговор в отношении того, как достичь мира на Донбассе», — подытожил Руслан Бортник.

Зачем в ОП решили усилить украинскую делегацию в ТКГ по урегулированию конфликта на Донбассе

По материалам: Голос