Вице-премьер-министр — министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников допускает, что встреча лидеров «нормандского формата» в Берлине может состояться в течение августа в этом году. ГолосUA решил разобраться, когда состоится встреча в нормандском формате и ждать ли проведения местных выборов на Донбассе, расспросив об этом политолога Владимира Волю.
— Владимир, когда состоится очередная встреча в нормандском формате?
— Резников заявил, что допускает проведение переговоров в нормандском формате в августе. Допускает на том основании, что России что-то будет нужно, и тогда она может снимать определенные вопросы и возражения и идти на переговоры.
Встреча лидеров нормандской четверки невозможна до тех пор, пока не будут выполнены все те решения, которые были приняты на предыдущем саммите в Париже. Кроме того, мы видим достаточно резкую позицию России в отношении спорных вопросов. В частности, внесение изменений в Конституцию, и принятие рядов законов для реализации минских соглашений. Это те вопросы, по которым украинская власть не может продвинуться. Даже при наличии согласия Президента Зеленского в парламенте не найдется достаточного количества голосов для утверждения особого статуса Донбасса, в том формате, на котором настаивает Россия. Внесение в Конституцию подобных изменений тем более невозможно. Это вопрос конституционного большинства. Такого количества мандантов в Раде Президент вряд ли найдет. Россия дает четко понять, что возникают препятствования. Россия, вряд ли согласится на какие-либо саммиты в этом году.
— При этом Резников заявил, что Россия готова пойти на уступки в переговорах по Донбассу?
— Есть решения, которые были приняты на саммите в Париже. Комплекс этих мероприятий пока не реализован. Кроме того, мы видим, что Россия добивается внесения изменений в Конституцию Украины. Поэтому не вижу оснований для полного выполнения всего того, что было принято на прошлом нормандском саммите в Париже. Не думаю, что Российская Федерация готова что-то смягчать. Просто Резников неудачно выразился. Вместо смягчения риторики со стороны России, мы наоборот увидели резкие заявления относительно того, что Украина в ближайшее время должна принять законы для реализации минских соглашений. Вряд ли можно ожидать смягчения, наоборот, мы видим ужесточение риторики со стороны России.
— Когда Украина примет законы, которые требует РФ?
— Парламент не будет их принимать. Основное требование – внесение изменений в Конституцию. Для этого нужно 300 голосов. Их не хватит. Ведь Россия настаивает на широкой автономии и конфедеративном статусе для Донбасса. В украинском обществе тоже нет достаточного количества избирателей, которые были бы готовы поддержать подобные изменения. Поэтому мы зашли в стратегический тупик. Такой же, как и год назад. Резников и глава Офиса Президента Ермак сейчас выдают позитивные оценки переговорам с Россией для того, чтобы в первую очередь продемонстрировать свою успешную работу. Поэтому процесс переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе выглядит успешно. Ермак и Резников пытаются преподнести результаты своей деятельности, как успешное продвижение переговоров с Россией по вопросам Донбасса. Мелкие победы они пытаются представить в виде больших и позитивных успехов. Ермак себя уже исчерпал. Прошло много времени, но прогресса нет за исключением мелких достижений, таких как открытие пунктов пропуска, обмен пленными и разведение войск на одном из участков.
На самом деле, по стратегическим вопросам прогресс отсутствует. Так как остаются нерешенными вопросы политического статуса оккупированных территорий. Плюс к этому добавляется контроль над границей. Россия, ЛНР и ДНР не пойдут на то, чтобы отдать контроль над границей до закрепления особого статуса Донбасса в Конституцию. Поэтому переговоры зашли в «хронический тупик». Миссия Ермака и Резникова выглядит неуспешной и не принесшей результатов.
— Резников заявил, что изучает возможность введения на Донбасс миротворцев ОБСЕ, насколько это вероятно?
— Сколько можно это изучать? Прошло уже шесть лет, а они все изучают, пишут бесконечные проекты и разрабатывают идеи, которые не приносят результата. Все это время чиновники просто заняты бумажной работой, разговорами и консультациями, которые не приносят результата. Такое впечатление, что люди пришли с новыми идеями, но эти идеи и их подходы к реализации оказались бесполезными для Украины в вопросе урегулирования конфликта на Донбассе. В ближайшее время не стоит ожидать ввода миротворцев на Донбасс. Ведь россияне выступают за миссию миротворцев на границе разведения войск, не дальше. А как же граница, а контроль над территорией ОРДЛО для проведения выборов? Также Россия говорит, что Украина должна напрямую разговаривать с ДНР и ЛНР. Украинская власть не собирается с ними напрямую обсуждать эти вопросы. Главный вопрос, кто эту миссию пустит на территорию ОРДЛО. Можно добиться, чтобы на линии разграничения была усиленная миссия ОБСЕ. Однако сомневаюсь, что это поможет решить вопрос прекращения огня. Плюс возникает вопрос, кто даст деньги на эту вооруженную полицейскую миссию? Эту тему изучали все предыдущие годы, а Резников со своим министерством решил ее поднять. Разве это не издевательство над здравым смыслом? Он что, не знает, что до него делалось в этом направлении, что там изучать? Получается, что у Резникова пошли обсуждать и эксплуатировать те идеи, которые до них уже были. Ничего нового и прорывного они не предоставили. Поэтому после года президентства Зеленского и новой Рады можно говорить о том, что люди, которые брали на себя ответственность обеспечить прогресс по Донбассу, продемонстрировали, что все их действия оказались безуспешными. Значит, нужно искать кого- то другого, кто сможет эту проблему решить.
— Будут ли в этом году выборы на Донбассе?
— Нет. Уже скоро стартуют избирательные кампании, а контроль над территорией ОРДЛО и контроль над границей невозможен. До осени взять ОРДЛО под контроль не получится. Разговоры о проведении местных выборов на Донбассе – фантазии. Конфликт на Донбассе остается замороженным в политическом смысле. В военном смысле, он продолжает тлеть. Минский процесс, как был в глухом тупике, так и остается. Зеленский и люди, которых он привлек, пытались что-то сделать. Маленькие подвижки есть, но они настолько маленькие, что они не способны изменить стратегическую диспозицию. Вопросы границы, контроля территории и особого статуса Донбасса не решены, так как у Украины и России разные взгляды и подходы к их реализации.
По материалам: Голос