Европейский Союз не видит иного пути к миру в Украине, кроме полного выполнения Минских соглашений. Об этом говорится в официальном ответе Европейского Совета (высший координирующий орган ЕС). Почему же на сегодняшний день власть Украины фактически вышла из Минских соглашений, ГолосUA спросил у политолога, директора «Украинского института политики» Руслана Бортника.

— Руслан, Украина пытается пересмотреть Минские соглашения, почему так происходит, не говорит ли это о том, что власть просто не хочет их выполнять?

— С одной стороны, украинской власти необходимо демонстрировать какой-то прогресс мирного урегулирования конфликта на Донбассе, поскольку 70% украинцев хотят мира. Половина из этих 70% выступает против замораживания конфликта, остальная часть настроена на выполнение минских соглашений. Этот запрос очень силен и он давит на власть. Это один из ключевых кризисных вопросов для власти, который давит ее рейтинги. Поэтому команде Зеленского и самому Президенту необходимо срочно показывать какие-то успехи в переговорном процессе.

С другой стороны, демонстрировать успехи в переговорном процессе сложно. Любые успехи должны быть сопряжены с компромиссами со стороны праворадикальных групп. Это политические оппоненты Зеленского, которых боится часть команды Президента, а другая ее часть просто им подыгрывает. Все они концентрируются вокруг экс-Президента Петра Порошенко. Из-за этого мы часто видим со стороны украинской делегации «танцы на месте», когда вбрасываются новые идеи, появляются новые планы, меняются переговорщики, добавляются новые люди. Постоянно генерируется информационный контент и новости без изменения реальной ситуации на Донбассе.

— Как вы оцените назначение Леонида Кравчука главой украинской делегации в ТКГ?

— Оцениваю назначение Кравчука крайне сдержано оптимистично. Поскольку то, что изначально Кравчук заявил, может быть зоной для восстановления диалога. В то же время назначение Кравчука не сопряжено со сменой переговорной стратегии Украины и циркулярами, которые получает украинская переговорная делегация в Минске или в рамках нормандской четверки. Соответственно, назначение Кравчука не будет иметь успеха. Более того, напомню, что это возвращение Кравчука к переговорному формату, поскольку в 2014 году Леонид Макаревич вел так называемые круглые столы национального единства, которые, к сожалению, не завершились успехом. Поэтому желательно, чтобы журналисты поставили вопрос Кравчуку, почему тогда не сложилось и что сегодня позволяет ему с оптимизмом смотреть в будущее.

По теме:  Вместо кастрации: Педофилов внесут в реестр

— Одним из ключевых обещаний Зеленского было завершить войну на Донбассе, что мешает его осуществить? Возникает ощущение, что власть не способна выполнить Минские соглашения, так ли это?

— Я уже говорил, что часть команды Зеленского, которая принадлежит команде Порошенко, не заинтересована в мирном урегулировании конфликта на Донбассе. Она подыгрывает праворадикальным группам и делает все, чтобы мирного урегулирования конфликта не было. Потому что они являются участниками этого конфликта в 2014, 2015 и 2016 году. Другая часть команды Зеленского боится праворадикальных групп, опасаясь протестов и новых Майданов. Президенту за это все приходится отвечать своими рейтингами, которые падают из-за отсутствия реальных результатов мирного урегулирования конфликта на Донбассе.

Выбор стоит за Президентом. Если он решит проявить политическую волю и пойти по пути мирного урегулирования конфликта на Донбассе в виде компромисса, то тогда возможны успешные решения в части формулы Штайнмайера и выборов на Донбассе. Если же компромисс со стороны Украины невозможен, то есть Киев не решится идти по этому пути, то мы будем видеть вновь новых и новых переговорщиков, а также попытку переписать минские соглашения. Все это будет упираться в позицию России или ОРДЛО, и не будет реализовано.

—  А как же позиция Германии и Франции, которые участвуют в переговорах в нормандском формате?

— Франция и Германия преследуют свои интересы. Они не заинтересованы в большой войне в Европе. Как будет решаться конфликт на Донбассе, — путем его замораживания или путем реализации Минских соглашений, им все равно. Им главное, чтобы не было войны. Ведь война повлечет существенные издержки, а также создаст проблему беженцев и приведет к политическим поражениям для лидеров нормандской четверки.

В то же время не стоит забывать, что Украина сегодня является страной, находящейся под влиянием Германии и Франции, в частности под политическим и экономическим. Мы для них страна, где они получают доступ к дешевым ресурсам. Германия и Франция, кроме мира, заинтересованы в сохранении контроля над Украиной после мирного урегулирования военных действий на Донбассе. Они вступают в конфликт с Россией, которая пытается восстановить политический баланс в Украине, когда на Украину одновременно влиял и Запад, и Россия.

По теме:  Карантин так карантин: Киевлянин выгуливает ребенка на крыше многоэтажки (ФОТО)

— Существуют ли условия, на которых бы Россия согласилась, что Украина выходит из официального «минского формата»?

— Да. В переговорном формате нет железобетонных красных линий. Во-первых, если Украина выйдет из минского формата в одностороннем порядке, то Россия обвинит Украину в срыве переговорного процесса, добьётся снятия части санкций и Украина окажется крайней. То есть она окажется виновной в войне, в срыве мирных переговоров и за счет Украины решат этот вопрос. Такой сценарий возможен, если Украина выходит из процесса без поддержки Германии и Франции.

Другой вариант – если Украина, Германия, Франция и ОРДЛО договорятся о новых соглашениях, условно не «Минск- 3», а совершенно другой формат. Если соглашение будет иметь гарантии, и будут выглядеть более реалистичными, и в их рамках заложат компромисс между всеми участниками соглашений, то не исключаю, что Россия и Запад смогут принять отказ от Минских соглашений.  Однако, как договориться и найти этот компромисс, который будет предусматривать те или иные уступки со стороны Украины? Ответа на этот вопрос пока что не существует. Это элемент очень сложной дипломатии.

В итоге в Украине продолжает развиваться кризис из-за действий праворадикальных групп, которые заинтересованы в войне на Донбассе до конца или в отсутствии мира.

 — Если власть пойдет на выполнение Минских соглашений, она же не переступит так называемые «красные линии»?

— Нет. Минские соглашения очень выгодны Украине. Это тот дипломатический максимум, который мог получить Петр Порошенко в 2014 и 2015 годах.  Только вдумайтесь. Мы проиграли войну, потеряли территории. В такой ситуации диктовать свои условия не можем. Остается только торговаться.  Минские соглашения предусматривают, что, несмотря на то, что Украина проиграла войну, мы силой права и силой дипломатии восстановим полный государственный контроль и суверенитет над ОРДЛО. Над Донецком и Луганском поднимется украинский флаг, вернутся украинские пограничники и вооруженные силы, украинское образование и СМИ, украинские партии, суд, полиция. Причем произойдет это без единого выстрела, на фоне проигранной войны, в обмен на расширение прав местного самоуправления. Это очень выгодные соглашения для Украины. Отказ от такого выгодного компромисса  тактически может привести к большой трагедии.

По теме:  Леся Никитюк сильно поправилась на карантине (ФОТО)

— То есть, все упирается в политическую волу Президента?

— Упирается в политическую волю Президента и в то, что часть украинского общества, для которого Майдан и война на Донбассе стали смыслом жизни, во время которых люди совершили правонарушения, находятся сейчас в синдроме заложника всей этой ситуации. Они не готовы признать, что они не правы, поскольку это ведет к разрушению их концепции и серьёзному моральному надлому всей праворадикальной части общества.

Если Президент  не будет решать ситуацию с  военным конфликтом на Донбассе, то все будет двигаться по инерции. Это означает, что Зеленский потеряет рейтинги и в лучшем случае закончит как экс-президент Ющенко. Также он может завершить свою политическую карьеру как Порошенко, с уголовными делами. Все это для Зеленского может закончиться, как и для беглого экс-президента Януковича. После потери рейтингов, он может стать легкой добычей для радикальных оппонентов, которые контролируют  улицу.

У Зеленского есть едва ли не последний шанс удержаться за должность и остаться популярным. Если потянет еще больше времени, то он сначала потеряет свою популярность, а потом свою должность. 

Зеленский должен выполнять общения, о которых он говорил до президентских выборов, а не делать, то, что ему рекомендует его окружение, в частности, прозападные партнеры.

Р. Бортник:  «Часть команды Зеленского подыгрывает праворадикальным группам и не хочет выполнять Минск-2»

По материалам: Голос