Официальная предвыборная кампания на выборы в органы местного самоуправления стартует в Украине 5 сентября. С приближением к старту избирательной гонки и нового политического сезона политические технологии становятся все ярче, а порой и чернее. Одни кандидаты и партии еще определяются с походом на выборы, а другие уже в полную силу готовят почву для манипуляций. Из провластного лагеря робко намекают, что могут поднять вопрос целесообразности проведения выборов в связи с пандемией коронавируса.
Инструмент психологического влияния
С приближением осени и холодов все больше разговоров и комментариев появляется относительно проведения местных выборов в Украине 25 октября. На каком уровне будет свирепствовать в Украине коронавирус в этот период, можем только предполагать и прикидывать. Но если раньше, еще с весны и начала карантина, об этом рассуждали политологи и политтехнологи, то в середине августа свой прогноз дал главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко. В эфире телеканала «Украина 24» он допустил применения зонального принципа и в вопросе процедуры волеизъявления граждан.
«И если мы будем отмечать превышение (заболеваемости – Ред.), 50 % территории будет в “красной зоне”, то это будет таким основанием для того, чтобы серьезно задуматься о целесообразности проведения массовых мероприятий, в том числе и выборов», – сказал Ляшко, уточнив, что Украина ориентируется на опыт Польши, где недавно переносили президентские выборы из-за COVID-19.
В целом главный санитар страны считает, что пока сложно спрогнозировать, будет ли перенесена дата проведения местных выборов из-за коронавируса, поскольку ситуация может проясниться лишь в начале октября. Само заявление Виктора Ляшко больше походило на слова политтехнолога, а не санитарного врача.
«К сожалению, господин Ляшко уже дал основания задавать вопрос, насколько это сказано всерьез, потому что до этого у него оказалось, что парки закрываются просто для устрашения. Сейчас не исключено, что тоже действуют для устрашения либо с технологической точки зрения», – говорит политконсультант, эксперт Украинского института политики Николай Спиридонов.
Эксперты склоняются к тому, что рассуждения Ляшко о проведении выборов во время пандемии вряд ли могут сыграть на пользу правящей партии.
«Команда президента как раз в той ситуации, когда ей менее всего нужно эту тему как-то поднимать, – говорит политический эксперт Андрей Кучер. – Выборы должны состояться и точка. Если это был мессэдж к конкурентам, он довольно слабый. Это исключительно заявление, оно не имеет конкретного адресата, и в принципе команде президента нужно было бы более детально подходить к таким заявлениям. Потому что в первую очередь это будет бить по их рейтингу, по рейтингу президента, а им это менее всего нужно в условиях, когда общенациональные рейтинги “Слуги народа” опустились до 25 %».
По мнению экспертов, какого-то серьезного основания, чтобы считать, что выборы будут перенесены, нет. Тем более в этом не заинтересованы лидирующие среди симпатий избирателей партии – уже аккумулирован ресурс и работа на местах в разгаре. Никто не хочет утратить коммуникацию с электоратом. Как это бывает в большинстве случаев, деньги берут верх над технологиями и даже эпидемическими рисками.
«Большинство партий заинтересованы в проведении выборов 25 октября. У них календарный финансовый план кампании спланирован на эту дату. В политике есть долгие деньги, короткие деньги, об этом можно говорить бесконечно, но так или иначе финансовый план уже сформирован. Он гораздо важнее, чем стратегический, тактический и так далее», – говорит политтехнолог, директор политического агентства «AG Group» Анне Быкова.
Но это не означает, что коронавирус и карантин нельзя использовать как политтехнологию. С помощью ее можно отменять встречи с избирателями одних кандидатов и разрешать встречи другим, срывать агитацию или поквартирный обход, а непокорных мэров можно шантажировать «красной зоной», от чего не в восторге будет местный бизнес. Кроме этого, коронавирус может снижать явку избирателей на участках. Последний фактор позволит увеличить поле для манипуляций и фальсификаций.
«Есть законы политтехнологий, один из которых негласный закон – чем ниже явка, тем больше поле для фальсификаций – говорит Анне Быкова. – Коронавирус, эпидемия дает возможность психологического воздействия на граждан с целью прихода меньшего количества людей на избирательные участки, соответственно явка будет низкая. Явка будет ниже, чем тот скачек явки, который мы наблюдали на внеочередных парламентских прошлым летом, и поле для стандартных фальсификаций и манипуляций будет обширным. Мы снова увидим и вбросы бюллетеней, и выносные урны, и карусели, и гречку. Про админресурс я даже не начинаю говорить, очевидно, он был, есть и продолжает быть. Таким образом, коронавирус войдет в политическую историю Украины, как инструмент психологического влияния на граждан с целью минимизации явки вопреки здравой логике развития политических процессов в стране».
«Прецедент уже создан»
Заявление Виктора Ляшко приобрело резонанс. При других обстоятельствах мнение главного санврача носило бы совсем безобидный информационный характер, но в данном случае оно касается выборов, обстоятельств карантина и сделано практически накануне старта нового политического сезона в Украине и официальной избирательной кампании. В данных условиях такие заявления могут быть расценены как попытка ввести оппонентов власти в замешательство, когда не знаешь, когда пройдут выборы. Такая неопределенность заставляет нервничать.
«Власти выгодна ситуация, когда есть возможность в любой момент нажать на стоп-кран, – говорит Николай Спиридонов. – Это одно из технологических преимуществ, которые получает власть. Кандидат, проводя свою кампанию, думает о том, что выборы могут быть отменены. Он демотивируется, думает, вкладывать деньги в это или не вкладывать. А представители власти больше в этом плане защищены, у них рука лежит на пульсе, у них больше возможности повлиять на отмену или не отмену выборов. Поэтому такая возможность в любой момент сорвать стоп-кран, разумеется, выгодна, и разговоры об этом не случайны. Возникают разные варианты – варианты отмены выборов по всей стране, точечной отмены выборов в тех регионах, в которых у власти невысокий рейтинг. Например, это Западная Украина. Если брать Тернополь, Ивано-Франковск, вообще не факт, что даже фракция “слуг народа” войдет в горсоветы. Есть соблазн там выборы отменить».
Действительно, в определенных регионах Украины «слуги народа» не являются приоритетным выборов электората, и такая тенденция наблюдается на «полюсах» Украины.
«Из того, что я знаю по закрытым опросам, то и на востоке страны, и на западе страны именно местный рейтинг “слуг народа”, когда у людей спрашивают, за какую бы партию вы бы проголосовали в местный горсовет или облсовет, находится в пределах 13-15 %, – говорит политолог Даниил Богатырев. – И там и там они уже занимают кое-где второе, а кое-где и третье место, уступая местным лидерам. Если на западе Украины лидер “Европейская солидарность”, на востоке – ОПЗЖ, плюс региональные партии в отдельных районах также имеют сильную электоральную поддержку».
Особая ситуация у партии власти в больших городах. Результат «Слуги народа» там очень важен, но пока не дает поводов для оптимизма.
«Мы не знаем ни одного крупного города, где представители “слуг народа” лидировали бы в мэрских рейтингах, – говорит Николай Спиридонов. – Самая лучшая позиция у них по Днепру, там Бужанский вроде как имеет шансы, а вроде и нет. Если мы возьмем Одессу, Киев, Харьков, то там особых шансов у “слуг народа” на кресло мэра не просматривается».
«Слуги народа», по мнению эксперта, стремятся договориться о сотрудничестве с действующими мэрами, у которых «непотопляемый» рейтинг. Есть и такие главы городов, которые всегда поддерживают любую власть и несколько месяцев назад уже стали под зеленые флаги. Таким не привыкать перекрашиваться на ходу. Ну и кнут с пряником тоже никто не отменял, как и зонально-цветной карантин.
«Если в мае я даже поверил представителям “слуг народа”, что они готовы проводить выборы точно, то сейчас, когда они посмотрели рейтинги, посмотрели свои результаты, то уже задумались и как минимум как опцию рассматривают вариант эти выборы в принципе сорвать. Понятно, что весной у них будет рейтинг, скорей всего, еще ниже, но до весны надо еще продержаться. Если сейчас в крупных городах будет провальный результат, то возникнет вопрос, какой вообще у провластной партии рейтинг. И не помешало бы тогда проводить досрочные выборы в Верховную Раду, чтобы откорректировать рейтинг правящей партии с представительством в высшем законодательном органе страны», – говорит Николай Спиридонов.
Карантин карантином, но прецедент по отмене выборов уже создан и связан он не с вирусом, а с военной безопасностью. В начале августа Донецкая и Луганская военно-гражданские администрации уведомили ЦИК Украины о прифронтовых территориях, где невозможно провести выборы именно из-за неблагоприятной обстановке с безопасностью. На сегодняшний день ЦИК отказалась проводить выборы в 18 общинах двух областей, которые контролируются украинским правительством. Юристы назвали такое решение незаконным.
«Статья 64 Конституции Украины говорит о том, что конституционные права человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев предусмотренных Конституцией Украины. Лишение граждан тех или иных территорий права избираться и избирать могут быть ограничены в установленном законом порядке в условиях военного или чрезвычайного положения. У нас что, введено военное положение? Есть какое-то другое положение, чрезвычайное и так далее? Конечно же, нет. Налицо правовая вакханалия, явная самодеятельность чиновников среднего звена», – заявил адвокат Игорь Серков.
По мнению политического аналитика Алексея Калиниченко, отменой выборов в 18 общинах Донбасса создан неприятный прецедент: «Прецедент уже создан, чтобы отменить выборы на одной из территорий страны. В принципе мы можем столкнуться с ситуацией, когда, как домино, будут валиться все остальные территории. Мы наблюдали месяц назад захваты, террористов, заложников, минирования и все остальное. Я так понимаю, что нам еще предстоит целая полоса таких событий, когда ЦИК может сработать и на другую территорию Украины, а администрация президента это поддержит. Угроз очень много, все это сказывается на стабильности в стране и безопасности граждан. Эти причины могут подвигнуть теряющих рейтинги “слуг народа” на то, чтобы отменить выборы», – сказал эксперт.
Мутные условия и «шатание» ЦИК
Новый политический сезон еще не прошел традиционную и весьма условную сигнальную дату, с которого он начинается (24 августа, День Независимости Украины), как шестеренки основных предвыборных технологий уже закрутились. Эксперты отмечают ранний старт предвыборной кампании задолго до ее официального начала 5 сентября. Населенные пункты Украины и обочины дорог давно усеяны политической рекламой с лицами определившихся кандидатов.
«На сегодня происходит повышение узнаваемости определенных лидеров, – говорит политтехнолог Александр Теплюк. – Для меня если бы я увидел эти борды и был бы в Верховной Раде, я все-таки продвигал бы закон и запрещал эти вещи, потому что это незаконная агитация, которая происходит на сегодня. У нас закон для одних, а для других это не закон. В законе прописано, что если используются определенные лозунги, используются эмблемы партий, то это незаконная агитация. У нас суды сами не могут понять, когда этот период наступает. Некоторые определяют для себя как период, когда официально стартует избирательная кампания. А сейчас они говорят, что это как личная инициатива, человек просто что-то рекламирует, это не попадает под избирательную кампанию. Хотя ЦИК работает, сформированы территориальные избирательные комиссии, ЦИК даже план действий уже вывесила на сайте. Работа идет, но это еще не избирательный процесс».
Так же, как судьи не могут понять, когда стартует предвыборная кампания, эксперты, политики и даже его авторы не могут разобраться в тонкостях нового Избирательного кодекса, который вступил в силу еще зимой и летом был подправлен «слугами народа».
«Постоянно меняющееся законодательство. Кандидаты не понимают, чего им ожидать в плане защиты голосов, не то что отстоять свою победу, а что нужно делать сейчас. Такого абсурда не было, пожалуй, никогда», – говорит Анне Быкова.
«Правил в ряде пунктов нет, правила непонятные, а в то же время Центральная избирательная комиссия должна в этих непонятных правилах принимать решения, – говорит Николай Спиридонов. – Когда мутные условия, то обычно это выгодно в данном случае действующей власти. Тут еще есть фактор с юридической точки зрения элементарного непрофессионализма. Там были моменты, которые вообще непонятно кому могут быть выгодны. Кодекс, когда вступил в силу, был выписан плохо. А сейчас, кроме одного пункта, что понижаются взносы, он стал еще хуже, потому что когда заговорили о том, что в населенных пунктах, в которых больше 10 тысяч жителей, должны быть выборы по партийным спискам, то извините, в ряде этих населенных пунктов нет представителей даже одной партии. Это тупо франшизы, которые все будут продавать-перепродавать и, наверное, это выгодно партиям, у которых есть хоть какой-то рейтинг. Они продадут все эти места в списках и соответственно получат деньги на избирательную кампанию, а может и в карман. Это возможность набивать свои карманы. Реальных представительств партий в большинстве таких населенных пунктов нет, а как-то вакансии кандидатов они должны заполнить, и другого варианта, кроме как распродать этот список за деньги, я, честно говоря, не вижу».
Согласно рассказам экспертов, ценники на такие франшизы порой зашкаливают – уж очень круглые суммы просят за вероятность попасть в местный совет. Они измеряются десятками тысяч долларов. Сами же франшизы продаются без разбору: хоть партии и окрасились в разные цвета, то купюры у всех одинаковые.
Новое законодательство – большой вызов для Центральной избирательной комиссии, у которой начался большой ответственный период работы. В такой ситуации, как говорят эксперты, ЦИК «лихорадит».
То, что некоторые члены ЦИК чувствуют себя не очень комфортно под давлением ответственности и в условиях сложного механизма выборов, также используется для манипуляций. Недавно некоторые СМИ писали со ссылками на свои «источники» и анонимных «собеседников», что главой ЦИК Олегом Диденко недовольны на Банковой, и он может быть отправлен в отставку. Кроме того, якобы готовы написать заявления другие члены комиссии.
«Такие заявления носят достаточно компрометирующий характер, – говорит Андрей Кучер. – Они однозначно имеют адресата, как правило, это провластные политики и партии, поэтому это камень в огород действующего монобольшинства и президента в том числе. Всегда отрабатывается технология, когда ЦИК начинает “брыкаться”, заявлять о каком-то давлении на членов ЦИК. Это делается для того, чтобы в принципе поставить под сомнение результаты выборов. Если говорить откровенно, у ЦИК сейчас такая напряженная работа, что им, мягко говоря, не до таких манипуляций. Получили новый избирательный кодекс со всеми изменениями. Им надо все это расшифровать, плюс нужно подготовить реестр избирателей. Я уже молчу о территориальных, участковых избирательных комиссиях, регистрация, подача и так далее. Поэтому на самом деле у ЦИК сейчас такая колоссальная часть работы, что им не до этого».
Распространение информации о кризисе в Центральной избирательной комиссии, в том числе о возможной отставке ее членов, также является технологией, и некоторые политические силы, очевидно, почувствовали, что важно ее «прокачать» уже сейчас.
«Все коллективно, не сговариваясь, хотят пройтись по чек-листу – что нужно сделать, видимость чего создать, чтобы потом говорить: у нас украли часть голосов, – говорит Анне Быкова. – В этом чек-листе обязательно должно быть “шатание” ЦИК, эпизоды якобы подкупа, якобы административного давления, обязательно давление на медиа, нападение на активистов. И когда этот чек-лист заполнен, чтобы на выходе 26-го, когда плюс-минус есть понимание, кому подфартило больше, а кто не напрягся даже защитить элементарно свои голоса, все хотят определенный предохранитель, определенную гарантию правильной публикации результатов: на нас давили, ЦИК был не такой, мы об этом говорили ранее, обратите внимание ретроспективу наших волнений. Она была, вот эпизод».
Кроме названных черных технологий, которые будут применяться на выборах, эксперты называют подвоз избирателей на конкретные участки. Сейчас они легко могут изменить место голосования, и этим с охотой могут пользоваться кандидаты, когда «цена» места в местном совете может составлять 1000-1500 голосов. Ресурса для таких условных «каруселей» хоть отбавляй. Как правило, в этом контексте кивают на голоса переселенцев, которых в Украине около 1,5 миллиона. Но опять же карусели и подвоз избирателей позволят применять далеко не всем. Очевидно, не обойдется без силового давления на кандидатов, а в остальном кардинально новых черных технологий нет.
«Эти местные выборы будут неприятными, они не подарят гениальных кадровых решений, – говорит Анне Быкова. – Они немного изменят конъюнктуру, это будут точечные изменения. В целом разочарование в “слугах” приведет к тому, что следующие а-ля “слуги” вытеснят еще дальше тех, кто планировал занимать вторые-третьи места на выборах. Но станет ли от этого хуже? Приведет ли к улучшению политики гендерная квота? Я не уверена в этом, потому что должна быть предыстория, уровень политического образования в стране, осведомленности, культуры. У нас цикл выборов таков, что люди верят в ключевые хештэги и декорации, но не успевают вникнуть в суть. Просто не успевают. А политики вместо того, чтобы развивать политическую культуру, выступают за деградацию».
По материалам: Голос