Во время предвыборного периода депутаты от власти могут пообещать что угодно, но это не значит, что они будут это выполнять. Например, в «Слуге народа» появилась идея снизить налоги на доходы до 5-10 %. Наверняка, многим это пришлось бы по душе. Но судя по проекту госбюджета на 2021 год это всего лишь фантазия. Социальное и экономическое положение в стране такое, что не до шуток, а займы составляют половину доходов государства.

«Перед выборами и не то обещают»

В проекте бюджета Украины на 2021 год заложено повышение минимальной зарплаты на 1500 гривен, то есть на 30 % от нынешнего уровня МЗП (5000 гривен). Никакой новости здесь не было. Планы по повышению были разработаны и утверждены еще летом. Но бизнес отреагировал недовольством вновь.

«Бизнес с сожалением воспринимает некоторые заложенные в бюджете нормы, как то: повышение минимальной зарплаты как негативный сигнал, – говорится в заявлении Европейской Бизнес Ассоциации. – Однако, помимо прочего, интересует, из каких источников будет наполняться сам бюджет. Ведь существуют предостережения, что налогообложение для бизнеса будет увеличиваться, что представляется совершенно нелогичным в период коронавирусного кризиса, когда компаниям и так непросто держаться на плаву. Из открытых источников Ассоциация получила текст проекта изменений в Налоговый кодекс, которым таки предусмотрено увеличение налоговой нагрузки на бизнес, и, надеемся, это лишь досадная шутка».

Согласно проекту бюджета на 2021 год, налоговых доходов ожидается 1248,5 миллиардов гривен, из которых почти треть (350,7 миллиардов гривен, 28 %) – это налоги на доходы физических лиц, и только 116 миллиардов – это налог на прибыль предприятий. Налоговые поступления занимают 88,6 % всех доходов государства (1408,6 миллиардов гривен). Очевидно, что на этом фоне неналоговые доходы, например, поступления от хозяйственной деятельности государства или платы за административные услуги выглядят смехотворными.

В «Слуге народа» повышение минимальной зарплаты поприветствовали, но заявили, что она должна расти вместе со снижением налогового давления на граждан и бизнес.

«Это хорошая инициатива, но такую инициативу можно внедрять лишь вместе со снижением налоговой нагрузки, – заявил журналистам народный депутат Украины Александр Качура. – На мой взгляд, Кабмин сделал это не для того, чтобы увеличились доходы граждан, а чтобы больше налогов собрать. Если в будущем мы будем повышать минимальную зарплату, это должно проходить в комплексе со снижением налоговой нагрузки. Потому что предприниматели просто уйдут в тень. Это приведет к тенизации экономики. Должен быть справедливый налог, это не должно быть 50 % от дохода, это должно быть 5, максимум 10 %. Я буду убеждать и президента, и фракцию пойти на это. Если взять опыт других стран, то бюджет после снижения налоговой нагрузки наполняется в 5-6 раз больше. Это правильный подход. Надеюсь, у нас хватит политической воли и ума пойти на такое решение».

По теме:  Леди Гага гуляла по городу в маске и без штанов (ФОТО)

Эксперты народному депутату не поверили. Сейчас в Украине предвыборная пора, политики от власти хотят понравиться избирателю больше всех и делают это просто на ровном месте.

«Я думаю, это классический популизм, – говорит политолог Кирилл Молчанов. – Никто снижать налоги не будет, на это нет сейчас ресурса. Более того, категорически будет против МВФ. А чем наполнять бюджет? Там даже против, чтобы вводили налог на выведенный капитал вместо налога на прибыль, потому что непонятно, чем тогда затыкать опять-таки дефицит бюджета в первые годы. Я думаю, это личная позиция Качуры, не поддержанная ни партией, ни фракцией, ни западными партнерами. Естественно, против будет и министр финансов».

«Перед выборами политики и не то обещают, – соглашается директор Украинского института политики Руслан Бортник. – У нас сегодня налог на доходы физических лиц является ключевым налогом в стране, который формирует бюджеты – и центральный, и местные. Конечно, нагрузка на зарплатный фонд сегодня очень большая. Если я хочу создать одно рабочее место, то должен быть готов к тому, что мне придется заплатить 42 % практически налогов на одну заработную плату. Безусловно, эту нагрузку необходимо снижать. Украинцы готовы платить 20, ну 25 %, но 42 – не готовы, и из-за этого у нас половина трудоспособного населения номинально не платит налогов, находится вне легального трудового поля. Из 16-17 миллионов трудоспособного населения налоги от силы платит 9. Но это выборы. Мне кажется, без экономического просчета, эти обещания невозможно выполнить. Более того, реформирования этой налоговой базы нет в госбюджете, а госбюджет страшно дефицитный. Госбюджет процентов на 60 будет финансироваться за счет разного рода заимствований».

Увеличение минимальной зарплаты потянет за собой увеличение единого социального взноса для предпринимателей. С сентября минимальный размер ЕСВ составляет 1100 гривен в месяц, с января 2021 года эта сумма вырастет до 1320 гривен. Также вырастет единый налог для предпринимателей второй группы упрощенной системы налогообложения. Они платят единый налог в размере до 20 % МЗП. Следовательно, с 1 января 2021 года ежемесячная максимальная сумма налога для них составит 1200 гривен. Предприниматели первой группы также заплатят больше. У них налог привязан к прожиточному минимуму и достигает 10 % от него. Прожиточный минимум также вырастет в течение 2021 года, но незначительно – с 2189 гривен на 1 января до 2393 на 1 декабря.

По теме:  Несчастный случай в Запорожской области: под лед провалились и утонули трое детей

Руслан Бортник считает, что правящей партии и правительству нужно делать не громкие заявления, а заниматься более конкретными вещами, а именно повысить оплату труда по тарифной сетке.

«Минимальная заработная плата, безусловно, не влияет на большую часть населения, – говорит эксперт. – МЗП получает около 650 тысяч украинцев. На остальные 8 миллионов это не влияет. Но правительство обещает не только повысить МЗП, но и повысить оплату труда первого тарифного разряда тарифной сетки. 13 тарифных разрядов этой сетки ниже минимальной зарплаты. У нас постоянно повышали минимальную зарплату, но реальный доход украинцев зависит от тарифной сетки. Условно говоря, ты можешь получать 6 тысяч гривен, и повышение МЗП на тебя не влияет, а если повысить тарифы по сетке, то это повлияет на все зарплаты практически 9 миллионов украинцев. Это очень важно. Они обещают это сделать. На сколько, не говорят, и сделают ли это, неизвестно. То, что они говорят по бюджету, это до выборов, а принимать его будут после выборов. Тогда бюджет может быть менее социальным».

Балансирование между дефолтами

Кроме налогов, растут и заимствования. В бюджете на 2021 год их сумма составляет 702,4 миллиарда гривен – ровно половина от всех доходов. Из них 549 миллиардов – внутренние займы, 153 миллиарда – внешние. Они занимают очень внушительную цифру. Более 35 % внутренних заимствований – это ОВГЗ.

«Бюджет на 60 % сверстан с внешних заимствований, никуда это не девается. В этом плане он не сильно отличается от бюджета этого года. Они как под копирку делаются, только на 2021 год показан экономический рост на фоне экономического падения в этом году», – говорит Кирилл Молчанов.

Параллельно с налогами и заимствованиями государство не спешит развивать промышленность и производство. Например, на институцию по поддержке и продвижению экспорта предусмотрено всего 14,5 миллионов гривен.

«Сегодня у нас нет никакой уверенности, что правительство что-то делает для граждан Украины, – говорит народный депутат Украины II-VII созывов Петр Симоненко. – Все бюджеты, как до этого, так и сейчас, были основаны не на реальном расчете с точки зрения увеличения промышленного потенциала и выпуска продукции на внутренний рынок. Увеличение количества рабочих мест, увеличение заработной платы, увеличение поступлений от подоходного налога, от реализованной продукции. Этого нет. Говорить о реальности этого невозможно. Самое страшное, что у нас забыли, что такое валовый внутренний продукт в натуральном выражении, и считают в денежном. А это фальсификация».

По теме:  «Какая богиня»: Слава из «НеАнгелов» танцевала в платье с блестящей бахромой (ФОТО)

Политик назвал проект госбюджета Украины на 2021 год виртуальным.

«Виртуальность его определена тем, что никаких экономических расчетов, кроме отправной точки от денежного выражения, основанных на натуральном исчислении произведенной продукции, обсчета реального количества рабочих мест, налоговой политики и так далее, этого нет. Виртуальность – это опасно. О каком бюджете развития можно говорить, когда в государстве нет программы развития. Все специалисты говорят, что до 60 % бюджета – это будет возврат кредитов, которые брала Украина. Это очень серьезно будет накладывать отпечаток на все социальные программы», – говорит Петр Симоненко.

А по мнению политического эксперта Руслана Бизяева, все что, представил Кабинет министров в госбюджете – это лишь красивая картинка вместо реальной стратегии выхода из кризиса. Соответственно ожидать прорывов или смены модели развития с таким бюджетом на 2021 год не приходится.

«С конца 2019 года ключевая экономическая проблема Украины – это балансирование между техническим и суверенным дефолтом, – утверждает эксперт. – Фактически технический дефолт наступил в конце прошлого 2019 года, и задача любого Кабинета министров заключалась в том, чтобы выйти из этой ситуации. Реальные деньги у нас изымаются из реальной экономики. Теневая экономика живет своей жизнью, страна живет своей жизнью. Первым стратегическим приоритетом Кабинета министров должна была быть детенизация. Мы где-то видим это? Нет. Нам опять расписали красивую картинку. Давайте повысим прожиточный минимум на 250 гривен. Давайте сделаем доступное образование. За счет чего? Дефицит бюджета 270 миллиардов с лишком. Самая главная проблема этого Кабинета министров – это написать программу, чтобы взять кредит, отдать старый кредит и избежать дефолта. Все. При этом понятно, что социальные и экономические вопросы в данной ситуации отходят на второй план. Это бюджет, который стратегически делал еще Гончарук и его команда, просто с немного другими фразами и немного другой цветовой гаммой в слайдах».

В правительстве считают, что говорить о дефолте в Украине неправильно. Глава Министерства финансов Сергей Марченко заверил: дефолта в стране не будет.

«Когда об этом говорят уважаемые народные депутаты, то у меня волосы встают дыбом, – сказал министр в интервью «Радио Свобода». – Думаю: ладно, это можно сделать раз, а потом забудьте обо всем остальном лет на 5. Вам не будет никто доверять».

Бюджет-2021: растут налоги и долги

По материалам: Голос