Валютный "безвиз" работает: и капиталы не убегают, и валюта укрепляется
Аналитика
11.05.2019 08:10
Укринформ
Скептические прогнозы экспертов насчет последствий валютной либерализации пока не оправдываются, хотя макроэкономические риски еще остаются
На днях Нацбанк впервые с момента принятия 7 февраля Закона "О валюте и валютных операциях" отчитался об успехах и мерах защиты валютного рынка в условиях его постепенной либерализации. Дескать, общество должно знать, как страна движется к полной валютной свободе, которую она вполне заслужила. Ведь на протяжении 2016-2018 годов ВВП Украины устойчиво рос. Потребительская инфляция сократилась с 43,3% в конце 2015 года до 9,8% в конце 2018-го. Международные резервы за этот период существенно выросли и держатся на уровне более $20 млрд. По итогам 2018 года страны ЕС закрепили свое первенство во внешней торговле Украины — их доля в общем товарообороте увеличилась до 37,5%.
Все это дало основания наконец освободиться от старого валютного законодательства, которое строилось на принципе тотальных ограничений и запретов, видя в участниках рынка сплошь "злоумішленников". Только с начала этого года было около 30 валютных послаблений, которые позволили гражданам и предпринимателям вздохнуть наконец с облегчением. И чудо, ничего страшного в экономике не произошло! Капиталы не убежали, валютный курс не рухнул, деньги работают. Поэтому, напомним как сегодня выглядит и работает валютный "безвизов" в Украине.
Валютные послабления: танцуют все!
Напомним, что согласно новому валютноу закону и программе валютной либерализации на сегодня в Украине:
Отменены
- валютный контроль для экспортно-импортных операций до 150 тыс грн;
- индивидуальные лицензии на валютные операции;
- санкции в виде прекращения ВЭД
- лимит на досрочное погашение внешних обязательств
- регистрация внешних заимствований;
- двойной контроль операций при поступлении таможенной декларации в другой банк.
Разрешены
- свободное открытие счетов юридических лиц за рубежом;
- расчеты в иностранной валюте по валютным государственным облигациям;
- валютные свопы банков с резидентами и нерезидентами;
- форварды для хеджирования долговых операций;
- ввоз-вывоз наличной иностранной валюты и банковских металлов юрлицами;
- внесение платежей в иностранной валюте при страховании жизни;
- накопление валюты на счетах юр. лиц для погашения внешних заимствований;
- безлимитные инвестиции банков в ценные бумаги инвестиционного класса;
- инвестиции и кредитование резидентов по гривневым лоро-счетам банков-нерезидентов;
- инвестиции в Украину также в валютах 2-й группы классификатора валют.
Увеличены
- предельный срок расчетов по экспортно-импортным контрактам — до 365 дней
- лимит на переводы за границу без открытия счета для физлиц в 10 раз — до 150 тыс. грн в год;
- лимит на покупку банковских металлов для физ- и юрлиц до эквивалента 150 тыс. грн в день без ограничений для специализированных юрлиц;
- лимит на репарацию дивидендов за 2018 год (в сумме 12 млн евро в месяц).
Снижена
- норма обязательной продажи валютных поступлений бизнесом с 50% до 30%.
Упрощены
- осуществление операций по счетам юрлиц-нерезидентов в банках Украины;
- перемещение валютных ценностей через границу — обязательное декларирование от 10 тыс. евро.
Влияние либерализации на финансовые рынки: беды не произошло
По данным НБУ, введение нового валютного законодательства практически не отразилось на динамике показателей межбанковского валютного рынка. Месячная волатильность (интенсивность колебания. — Авт.) обменного курса гривни продолжила снижаться до середины марта, а всего за первые три месяца 2019 года отвечала аналогичному прошлогоднему показателю. "В целом в I квартале 2019 средняя месячная волатильность обменного курса UAH / USD составляла в среднем около 7% по сравнению с 5% в 2018 году, а в течение квартала находилась в диапазоне, приемлемом для стран с развивающимися рынками — 2-15%", — сообщила пресс-служба НБУ.
Также не почувствовал негативных эффектов и наличный валютный рынок. Он чуть "дернулся" из-за роста спроса на доллары в первые дни после вступления в силу нового валютного законодательства, но в дальнейшем определялся главным образом курсовой динамикой. В частности, существенное укрепление обменного курса гривни в середине марта, которое продолжается и сегодня, вызвало рост спроса на нее со стороны иностранных покупателей ОВГЗ (подробнее читайте ТУТ) и сокращение ее предложения на рынке. Также постоянно пополняют рынок долларами отечественные экспортеры, в частности аграрии, для которых благоприятна мировая конъюнктура на их товары — поэтому она и укрепилась почти до показателей лета прошлого года, колеблясь в пределах 26,10-26,60 грн / доллар.
При этом спрос на онлайн-покупку населением иностранной валюты сегодня весьма незначительный — удельный вес таких операций в общем объеме наличной торговли, по данным НБУ, невелик. Так, за март население приобрело в банках онлайн около $ 52 млн (для сравнения, объем наличной продажи в целом составил около $ 1 млрд). Украинский бизнес за это время заключил по упрощенной процедуре (без регистрации в НБУ) 105 новых кредитных соглашений, а компании и физические лица инвестировали за рубеж в рамках установленных лимитов 9,7 млн евро.
В долгосрочной перспективе постепенный отказ от валютных ограничений, как ожидают в Нацбанке, будет способствовать росту глубины валютного рынка (увеличению объемов и количества участников. — Авт.) и снижению роли регулятора на нем.
"Национальный банк будет ослаблять и отменять меры защиты постепенно и по мере улучшения макроэкономической ситуации с учетом оценки эффектов от уже снятых ограничений на валютном рынке, соблюдая разработанной дорожной карты. Поскольку международный опыт свидетельствует: одна из основных причин неэффективности проведения либерализации в развивающихся странах, является снятие всех ограничений одновременно", — отмечают в НБУ.
При этом, чем быстрее сформируются благоприятные макроэкономические и финансовые условия, тем скорее НБУ сможет отменять ограничения на валютном рынке, и наоборот. Этому обязательно будет предшествовать оценка макроэкономических индикаторов (темпы роста ВВП, динамика инфляции), состояния валютного рынка, финансовой стабильности, ситуации на внешних рынках.
В то же время заместитель председателя НБУ Олег Чурий заявил, что снятие ограничений, касающихся небанковских финансовых учреждений, а также дальнейшее упрощение инвестирования за границу юридическими и физическими лицами зависят от принятия парламентом ряда законопроектов. Речь идет, в частности, о законопроектах по повышению качества регулирования небанковского финансового рынка (про «сплит»), а также по предупреждению непродуктивного оттока капитала (о противодействии BEPS).
Хорошо, когда скептики не угадывают
Вспомним, что с принятием нового валютного закона иногда звучали довольно скептические прогнозы. Например, финансовый эксперт Алексей Кущ утверждал, что закон представляет собой “довольно мастерскую декорацию реформ” и что “проведение валютной либерализации без создание условий для развития экономики всего лишь упростит вывод валюты из страны, приведет к обесцениванию гривни". Банкиры же, напротив, оказались прозорливее. По словам главного экономиста "Альфа-Банка" (Украина) Алексея Блинова момент для проведения валютной либерализации, когда на рынке достаточно валюты, оказался более чем удачным, а клиенты их банка очень быстро оценили удобство проведения валютных операций.
Со своей стороны участники публичной дискуссии «Приблизила ли валютная либерализация Украины к свободному движению средств с ЕС?», которая проходила 3 апреля этого года в Центре экономической стратегии в Киеве, отметили значительный прогресс валютной либерализации в Украине. В частности, при онлайн-опросе текущий уровень валютной свободы преимущественно получил оценки 6 и 7 по 10-балльной шкале. При этом до вступления в силу Закона «О валюте и валютных операциях» и введения новой либеральной системы валютного регулирования, по мнению собравшихся экспертов и бизнесменов, валютное законодательство было действительно репрессивным — всего 2-3 балла по 10-балльной шкале.
Поэтому как видим, новое валютное законодательство не имело негативного эффекта на валютный рынок и экономику, но позволио его участникам использовать новые возможности в своей экономической деятельности.
Марина Нечипоренко, Киев
По материалам: Укринформ