Газ из США для Киева: политически — выгодно, экономически — пока нет
Аналитика
10.05.2019 21:33
Укринформ
Вашингтон готов продавать Украине сланцевый газ и обещает защитить наши "транзитные интересы" от СП2. Насколько это реально?
Как мы сообщали, в Вашингтоне состоялись переговоры о перспективах закупки Украиной сжиженного газа из США и участии американского бизнеса в модернизации и концессионном управлении нашей газотранспортной системой. Стороны также обсудили риски, связанные с возможным отказом российского "Газпрома" от транзита топлива через украинскую территорию, анонсированным уже в январе 2020-го. Как рассказал председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев, конкретных договоренностей о поставках американского сжиженного топлива пока нет. Но уровень обоюдной заинтересованности — достаточно высокий. "Надеюсь, в ближайшее время эта заинтересованность трансформируется в конкретные потоки газа", — заключил чиновник. Американская сторона также пообещала поддержать нас в продолжении международного давления на Россию и ее европейских партнеров в связи со строительством газопровода "Северный поток-2". В такой же поддержке на днях заверил госсекретарь США Майк Помпео.
Европа, Украина и американский сланцевый газ
Соединенные Штаты ведут переговоры о поставках газа не только с Украиной, но и многими европейскими государствами — прежде всего, Польшей и Германией, на побережье которых (могут быть построены) терминалы для приема топлива. Всего европейцы готовы построить 11 портовых площадок для приема и регазификации заокеанского энергоресурса. Главная выгода транспортировки сланцевого газа для ЕС — снижение энергозависимости от непредсказуемой России (сейчас страны Европы на 34% зависят от газпромовских поставок). Очевидные выгоды и для США — страна поставила перед собой амбициозную задачу за два-три года «на равных» бороться с «Газпромом» за европейского потребителя.
А что же получит в случае принятия окончательных договоренностей Украины? Первое, что приходит в голову, — важная для нас, как и для Европы, диверсификация поставок. Что касается ценовых параметров, то американское топливо, в частности, из-за расходов на транспортировку и сжатие, пока дороже, чем то, которое мы покупаем в Европе. По расчетам, за каждую тысячу кубометров поставленного через Польшу газа Украине придется платить на $80-100 больше, чем за топливо, поступающее по европейскому реверсу. Стоимость американского сжиженного топлива после регазификации на польском терминале — примерно $300 за тысячу кубометров. Тогда как, по данным НАК "Нафтогаз", в апреле Украина покупала "обычный" газ на открытых торгах в ЕС в среднем по $217-220. Впрочем, себестоимость топлива в США постоянно падает. Благодаря новым технологиям и государственным дотациям газодобыча там развивается стремительно. К тому же, благодаря активному росту добычи сланцевой нефти, увеличивается и добыча "почти дармового" сопутствующего газа. Поэтому Вашингтон готов идти на уступки в "ценовом вопросе".
Но для того, чтобы регулярно получать сжиженный газ из США, нам нужно решить ряд технологических вопросов, связанных, в частности, с доставкой топлива от польского терминала и (или) со строительством соответствующих мощностей в Украине. К сожалению, сейчас возможности транспортировки топлива по магистральным путям из Польши ограничиваются "скромными" полтора миллиардов кубометров в год. При таких объемах прокачка обходится очень дорого. Выход — сооружение между странами 110-километрового газопровода-интерконнектора (годовой мощностью до 8 миллиардов "кубов"), оценочная стоимость которого — €200 миллионов. У Киева таких денег нет. Поэтому, по мнению экспертов, одним из условий переговоров с США должно быть соглашение об участии в этом проекте американского бизнеса. Частично оплатить строительство интерконнекторов может и Польша. Такие капиталовложения для нее выгодны: в результате поляки смогут эффективнее использовать свой терминал и зарабатывать на транзите (причем, не только американского, но и норвежского газа). К тому же, они получат дешевый газ для собственных нужд (благодаря снижению стоимости регазификации, которая напрямую зависит от объемов топлива, поступающего «на переработку»). Хотя самостоятельно воплотить этот проект Варшаве, как и Киеву, сейчас, очевидно, «не по карману».
Что уж говорить о некогда распиаренном проекте строиртельства в Украине собственного LNG-терминала. План предусматривал строительство установок для регазификации сжиженного природного газа на черноморском побережье рядом с нефтяным терминалом "Укртранснафта" и портом "Южный". В 2010 году стоимость его строительства оценивали минимум в €800 миллионов. Сейчас она еще выше.
Гораздо дешевле использовать плавучий регазификатор, установить который можно в "Южном". Стоимость такого проекта — "всего" $ 100 миллионов. Но на его реализацию потребуется до 2 лет. Плавучую установку для хранения и регазифиции можно взять в аренду. Но даже если один из этих проектов удастся воплотить в жизнь, поставки американского топлива через Средиземное и Черное море не очень выгодны — терминал больше рассчитан на прием газа из стран Северной и Западной Африки (Египет, Алжир, Нигерия), Персидского залива (Катар), каспийского региона (Азербайджан и Туркменистан). К тому же, будет довольно сложно договориться с Турцией о прохождении танкеров через пролив Босфор. Во-первых, этот маршрут довольно перегружен, во-вторых, Анкара не раз заявляла, что не хочет пропускать LNG-танкеры по экологическим соображениям.
Остановка "Северного потока 2" = сохранение энергонезависимости Европы
Итак, поставки американского сланцевого газа при нынешней ценовой ситуации на европейских хабах и при отсутствии надлежащей инфраструктуры для Украины пока экономически невыгодны. Зато Киев может получить значительные политические выгоды, связанные, в частности, с тем, что наша "лояльность" к американскому газового бизнеса, кроме других факторов, "стимулировать" активную позицию Вашингтона в противостоянии антиукраинским планам Кремля в энергетической сфере. Речь идет, прежде всего, о попытках помешать строительству газопровода "Северный поток-2", введение которого в эксплуатацию грозит прекращением транзита российского топлива через украинскую ГТС. И Вашингтон уже прилагает соответствующие усилия.
"Газопровод "Северный поток-2" должен быть остановлен", — без дипломатических «реверансов» отметил государственный секретарь США Майк Помпео во время официального визита в Лондон. Он заверил, что Соединенные Штаты и Великобритания четко осознают: проект прокладки газопровода по дну Балтийского моря — не экономический (как уверяют Путин и некоторые европейские, в частности, немецкие политики), а политический. Цель — использование энергетической сферы как средства давления на Европу. Соответственно, главная задача "цивилизованного мира" — предотвратить такой сценарий. О том, как это сделать, и размышляют сейчас американские политики и эксперты.
Прежде всего, речь может идти о дальнейшем усилении санкционного давления на Кремль, а также введении санкций против европейских компаний, участвующих в проекте (всего к "Северному потоку-2" привлечено почти 630 подрядчиков). В Вашингтоне не исключают и введения санкций против Германии, выступающей, как известно, основным "адвокатом" этого путинского проекта и в целом газпромовских интересов в Европе. О чем вице-президент США Майк Пенс предупредил немецкого канцлера Ангелу Меркель еще в начале года, отметив: "Запад не станет сильнее, если усилит зависимость от Востока".
Впрочем, по экспертным оценкам, такого давления может оказаться мало. Ведь в Берлине пообещали активно противостоять Вашингтону, поскольку речь идет, мол, "о вмешательстве в европейский суверенитет". Такую позицию поддерживают и правительства других стран континента. Поэтому, по мнению исполнительного директора Восточного комитета немецкой экономики Михаэля Хармса, чрезмерное давление со стороны США может спровоцировать новую европейско-американскую торговую войну. Пойдет ли на это Вашингтон?
На первом этапе, по прогнозам экспертов, Соединенные Штаты могут ограничиться санкциями против отдельных европейских компаний (прежде всего, специализированных — тех, которым будет трудно найти замену для продолжения реализации кремлевского проекта). Параллельно с "кнутом" Вашингтон действовать и методом "пряника", пытаясь "задобрить" европейских партнеров поставками дешевого сланцевого газа. Но для этого США придется добровольно пойти на дополнительные финансовые расходы — например, компенсировать за счет федерального бюджета потери американского бизнеса, который будет поставлять на европейский рынок значительные объемы топлива по невыгодной для себя цене.
Но и при таких условиях шансов полностью остановить строительство "Северного потока-2" немного. "А вот затормозить введение его в эксплуатацию на год или два — вполне реально", — говорят эксперты. И это — тоже хорошо. Ведь Кремль вынужден будет договариваться с Украиной о продлении транзита через ее территорию…
Напомним, пока Москва активно саботирует трехсторонние украинско-российско-европейские технические консультации и переговоры о транзите газа через нашу ГТС после завершения этого года (когда истечет действие нынешнего транзитного контракта). Такое затягивание объясняют упомянутыми уже попытками РФ "надавить" на Украину и запугать Европу. Также Москва, очевидно, рассчитывает на ускорение строительства второй ветки "Северного потока", чего, к счастью, не происходит. Но и "транзитные" переговоры пока с "мертвой точки" не сдвинулись.
В то же время, как отмечают специалисты, лишившись транзита, Украина потеряет существенный источник бюджетных поступлений — не менее 3 миллиардов долларов в год. К тому же, нам придется оперативно решать судьбу отечественной газотранспортной системы. Часть ее, конечно же, можно использовать для обеспечения внутренних потребностей (например, в условиях ожидаемого наращивания собственной газодобычи). Впрочем, большинство мощностей задействовать так и не удастся. Поэтому придется либо полностью потерять их, "распыляя" оборудование на металл, или взять на себя дополнительные расходы на консервацию ГТС, ее дальнейшее содержание и охрану от хищений. И, безусловно, самая большая для нас потеря связана с тем, что, полностью отказавшись от транспортировки газа по нашей территории, Кремль потеряет один из последних предохранителей от прямой агрессии против Украины. Ведь, по оценкам экспертов, Москва, для которой международные правила и договоры давно "неписаны", все же боится, что из-за возможных повреждений или принудительного прекращения перекачки газа Евросоюз останется без необходимых объемов российского топлива. Поэтому "адвокатов Кремля" в Европе станет меньше.
Пока РФ пытается убедить Украину и мир, что и после ввода в эксплуатацию газопроводов "Северный поток-2" (рассчитан на 55 млрд кубометров) и "Турецкий поток" (31,5 млрд "кубов"), потребность в транспортировке топлива через нашу территорию сохранится. Но в любом случае работа отечественной ГТС будет убыточной. Ведь максимум, который после воплощения своих энергетических прожектов сможет предложить Москва, — прокачка 15-20 миллиардов кубометров топлива в год. Окупится же, по расчетам экспертов, только транзит объемом 40 (а еще лучше — 50-60) миллиардов кубов. Это связано не только с производственной рентабельностью, но и с технологическими особенностями украинской газотранспортной системы.
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ