Протесты “евробляхеров”: в надежде еще что-то “выторговать” у государства
Аналитика
15.05.2019 18:35
Укринформ
С 24 мая автовладельцев на еврономерах будут штрафовать, машины же могут и отобрать. Такая "перспектива" вновь привела людей в правительственный квартал
Продления минимум на полгода периода льготного растаможивания автомобилей с еврорегистрацией требовали в среду участники акции у зданий парламента и Кабинета министров. Поскольку митингующие парковали свои автомобили вдоль улиц, движение транспорта в центре столицы было затруднено. Впрочем, протест "евробляхеров" не был таким массовым, как в прошлом году. Очевидная причина — падение остроты проблемы в связи с тем, что сотни тысяч владельцев "незаконных" автомобилей легализовали их и теперь "могут спать спокойно". А что же мешает сделать это остальным владельцам автотранспорта с иностранной регистрацией?
“Бляха-мука”: история вопроса
До 2017-го года в Украине фактически "закрывали глаза" на проблемы, связанные с тем, что по нашим дорогам ездят сотни тысяч автомобилей, ввезенных в страну по нелегальным или полулегальным схемам (по данным Государственной фискальной службы, в ноябре прошлого года в стране постоянно находились примерно 640 тысяч машин с европейской регистрацией). Точнее, такую ситуацию вообще не считали проблемой. И все же на нее обратили внимание — ведь речь идет не только о неуплате владельцами и теми, кто зарабатывает на ввозе такой техники в Украину, пошлин и акцизов, но и об экологической и технической неисправности многих "евроблях", высоком уровне аварийности и многочисленных случаях избежания ответственности их водителями — виновниками ДТП. Но первые попытки навести порядок в этой сфере (в марте и мае 2017 года и в марте и июле 2018-го) натолкнулись на активное сопротивление со стороны тысяч "евробляхеров" и ряда общественных организаций и формирований, которые взялись за их защиту. Акции в поддержку владельцев таких машин стали "обыденными". Самые масштабные прошли в июле прошлого года и ноябре. В конце концов, 8 ноября Верховная Рада приняла законы, которыми утвердила сроки "амнистионной" растаможки автомобилей, предусмотрела трехмесячный льготный период (с уплатой половины начисленной суммы акцизного сбора) и усилила ответственность граждан за дальнейшее использование автомобилей на еврономерах.
После принятия нового законодательства акции "евробляхеров" прекратились. Впрочем, воспользоваться предоставленными возможностями для легализации машин люди не спешили — в первые недели действия льготного режима в день регистрировали их всего несколько десятков. Но постепенно кампания регистрации активизировалась, достигнув пика с приближением даты завершения льготного периода (22 февраля). К тому времени успели растаможить примерно 140 тысяч машин. Государство дополнительно получило более 9 миллиардов гривен, которые направили в Пенсионный фонд.
При этом автовладельцы, которые решили легализовать свои "бляхи", жаловались на слишком сжатые сроки действия льготного периода, огромные очереди на таможне, затягивание процедуры растаможивания и якобы завышение таможенной стоимости автомобилей, что приводит к существенному увеличению размера платежей (иногда начисленные суммы в два-три раза превышали стоимость покупки). В ГФС такие жалобы назвали необоснованными. Ведь на всех таможнях используют немецкий каталог стоимости автомобилей Schwacke (ШВАК), данным которого доверяют банки, страховые компании и другие "заинтересованные" учреждения по всему миру.
В ГФС вроде были не прочь продлить действие льготного периода растаможивания автомобилей, как того требовали лидеры "движения" евробляхеров. Но в правительстве, Минфине и профильном комитете парламента (по вопросам налоговой и таможенной политики) такой шаг назвали неуместным. Поэтому навстречу владельцам машин с иностранной регистрацией тогда не пошли, предложив легализовать транспорт уже на общих основаниях. То есть, платить за оформление "по полной". И тех, кто хотел сделать это, после 22 февраля был немного — меньше, чем по полтысячи за месяц. Поэтому статистика легализации машин с иностранной регистрацией с тех пор изменилась мало. Сегодня по разным оценкам, по украинским дорогам "бегают" от 250 тысяч до полумиллиона нерастаможенных автомобилей. Правда, от части "евроблях" владельцы уже избавились, активно продавая их "на детали" или просто оставляя на обочинах дорог где-то в Европе. Но и с учетом этого, речь идет не о десятках, а о сотнях тысяч нелегальных авто.
Согласно законодательству, легализовать их окончательно "евробляхеры" должны до 19 мая. А уже с 24-го граждан, нарушающих режим временного ввоза или транзита авто, будут привлекать к административной ответственности. В частности, таможенники смогут налагать на них штрафы в размере до 170 тысяч гривень. Еще на сумму от 8500 до 17 тысяч гривень нарушителей имеет право штрафовать полиция. А если автовладелец "не исправится", его машину могут вообще конфисковать. Правда — только по решению суда. Поэтому приближение "времени Ч" и вывело "евробляхеров" на улицу…
Что будет после 24 мая: варианты преодоления конфликта
Как известно, в парламенте зарегистрирован законопроект о продлении еще на полгода периода растаможки "евроблях" и соответственно — переносе даты ввнедения штрафных санкций. "Простимулировать" народных избранников, в том числе членов комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, и ставят своей целью организаторы нынешней акции протеста. Они требуют срочно вынести документ на голосование в сессионном зале, иначе протест продолжится. Участники акции считают, что в ситуацию должен вмешаться новоизбранный президент Владимир Зеленский, инициировав внесение изменений в законодательство об автомобильном транспорте.
Александр Чернявский
Как отмечает соучредитель ОО «АвтоЕвроСила» Александр Чернявский, власть должна осознать: "евробляхеры" не хотят нарушать закон, но вынуждены делать это из-за трудного материального положения. "Многие люди, владеющие нерастаможенным автомобилем, просто не успели накопить денег на оплату всех пошлин и таможенных сборов", — убеждает Чернявский. И напоминает, что во многих случаях речь идет о 2-3 тысячах евро и даже больше. Активист также отметил, что благодаря первым шагам в сторону доступной растаможки бюджет страны пополнился на 10 миллиардов гривень. И это — не предел. В случае выполнения парламентариями условий митингующих поступления в госказну возрастут. "В противном случае людям просто придется сжечь свои автомобили, и многие на это готовы", — говорит Александр Чернявский. Акции в центре столицы, по его словам, будут бессрочными — до выполнения властью требований участников.
Как отмечают организаторы митинга, задача-минимум: продлить (желательно до конца года) период растаможки автомобилей с иностранной регистрацией — с возвращением льгот по уплате акциза. Задачей-максимум в сообществе владельцев "евроблях" называют радикальное удешевление стоимости растаможки — в частности, путем изъятия из формулы расчета акциза коэффициента возраста автомашины. В идеале — выполнение требования, которое протестующие выдвигали еще осенью — чтобы стоимость растаможивания любого автомобиля не должна превышать 500 евро.
Иван Крулько
Среди вариантов решения проблемы есть и введение временной формулы расчета акциза без привязки к возрасту автомобиля, как это в свое время сделали в Молдове. Там в течение трех месяцев действовала 70% скидка на растаможку. Затем действие льготного режима продлили. "Наряду с этим сохранилось и другое правило: граждане Республики Молдова могут пользоваться автомобилями с иностранными номерами без регистрации 180 календарных дней в году. Но при условии оплаты автомобильной виньетки (стикер, подтверждающий право на проезд по автодорогам. — Ред.) Стоимостью 180 евро, то есть 1 евро в день. Затем молдаване обязаны или вывезти транспортное средство с территории страны, или зарегистрировать его в Молдове", — рассказывает народный депутат Иван Крулько. Внедрение такой схемы в Украине, по его расчетам, позволит удешевить растаможку "евроблях" со 150-300% до 35-45% стоимости приобретения автомобиля.
Впрочем, многие политики и эксперты не советуют власти идти на уступки митингующим. Они считают, что продление отведенного для регистрации "евроблях" срока не поможет. Кто мешал владельцам таких машин "легализоваться" в марте-апреле, когда растаможили их лишь несколько сотен, или в ноябре-декабре прошлого года, когда действовал льготный режим уплаты акциза. Почему тех, кто хотел воспользоваться такой возможностью, тогда было мало?
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко убежден, что все "законопослушные" владельцы автомобилей с иностранной регистрацией, которые хотели узаконить свой транспорт, это сделали. Еще часть — готовы соблюдать закон и решить проблему другим путем. "Есть группа людей, которые и не собирались растамаживать автомобили. Поскольку брали их для хозяйственных нужд — например, чтобы они поездили как такси. Стоимость этих машин можно "отбить" буквально за 3-4 месяца. Дальше — их продавать на запчасти. При определенном пробеге уже невыгодно ремонтировать автомобиль — проще отдать его на разборку и получить больше денег. Эта группа, наверное, будет ездить до конца мая, пока не вступят в силу жесткие санкции", — прогнозирует Олег Назаренко.
Что касается тех "евробляхеров", которые заявляют о готовности "бороться до последнего", то никаких уступок со стороны власти они не оценят. Такой шаг просто усугубит проблему. Ведь часть "евробляхеров", увидев, что на власть можно давить, снова станут тянуть с регистрацией — а вдруг удастся "выторговать" еще более выгодные условия? И так "по бесконечному кругу"…
Владислав Обух. Киев
По материалам: Укринформ