40% экономического роста до 2024-го: сложно, но реально
Аналитика
05.09.2019 09:02
Укринформ
Только ускорение вдвое ежегодных темпов роста ВВП оставляет Украине шансы хотя бы за два десятилетия "догнать" соседнюю Польшу
В правительстве рассчитывают, что за пять последующих лет экономика Украины вырастет минимум на 40%. К примеру, в 2020-м ВВП страны должен увеличиться на 5%, а в 2021-2024-м расти на 7% ежегодно. О такой цели сообщил новый премьер-министр Алексей Гончарук. Он считает такую задачу довольно амбициозной, но реалистичной. Вместе с тем эксперты более осторожны в оценках. Ведь за последние годы видим в мире не так уж много примеров подобного роста национальных экономик. К тому же, в украинских условиях немаловажным фактором сдерживания, по-прежнему остается российская агрессия. Это не только мешает притоку зарубежных инвестиций, но и отнимает значительную часть внутреннего ресурса, который при других условиях можно было бы направить на развитие реального сектора экономики. Вместо этого сотни миллиардов гривень пока приходится тратить на войну. Речь идет и о значительном человеческом ресурсе, который при других обстоятельствах можно было бы использовать для развития экономики. К тому же, и очередной мировой финансовый кризис, о вероятности которой в ближайшие годы говорят аналитики, "никто не отменял". А страны с переходной экономикой перед подобными вызовами особенно уязвимы. Но… какой же хороший солдат не мечтает стать генералом? Хорошо, что при таких условиях страна уже несколько лет подряд развивается в том числе и обеспечивая небольшой — но все же постоянный — рост внутреннего валового продукта. Какие же шансы сделать этот рост как минимум вдвое быстрее, чего хотят и общество, и власть?
Экономический рост "по Гончаруку": возможности и риски
По оценкам Всемирного банка, при сохранении нынешних темпов роста ВВП (до 3% в год), Украине понадобится не менее полувека, чтобы догнать Польшу — страну, которая во многом служит для нас образцом и ориентиром. Зато обеспечение устойчивого роста на уровне 7% ускорило бы процесс "уравнивания" экономик государств-соседей до полутора-двух десятилетий. При этом не стоит забывать, что сейчас поляки (частично — и руками украинцев-заробитчан) обеспечивают темпы экономического роста, которые значительно превышают наши нынешние показатели — 4,5-5,5% в год. Задача — "догнать и перегнать" …
Экономист, эксперт по финансовому, управленческому учету и финансовому менеджменту Михаил Колесник считает задекларированный главой правительства рост вполне реальным. Ведь в мировой истории есть примеры и более стремительного экономического развития (правда, большинство их произошло в прошлые десятилетия). Но есть и новые ориентиры… По словам эксперта, 40% прироста экономики в течение 5 лет — это всего 6,961% роста от года к году.
"Рост экономики неплохо может охарактеризовать показатель роста ВВП на душу населения (GDP per capita), — отмечает Колесник. — Сайт Всемирного банка позволяет загрузить данные о приросте этого показателя в большинстве стран с 1960 года. Поэтому несложно посчитать средние цепочки темпов прироста по каждой стране за любой период. За последние 5 лет только пяти странам удалось обеспечить средние темпы роста GDP per capita более чем на 6% в год. Это Ирландия (+ 9,259%), Индия (+ 6,378%), Эфиопия (+ 6,351%), Китай (+ 6,311%) и Мьянма (+ 6,01%). Что ж, нет ничего невозможного, Ирландия это сделала…".
Хотя в украинских условиях (в частности, учитывая войну), достичь таких показателей, по мнению экспертов, будет непросто. Для этого нужно действовать четко и последовательно, придерживаясь утвержденного курса — не шарахаясь от одной экономической модели к другой. В том, что "правила игры" в украинской экономике больше не будут меняться, должны убедиться и отечественный бизнес, и потенциальные зарубежные инвесторы. Также власть должна быть честной в оценках своей деятельности, а не манипулировать, как это часто бывает, показателями, выдавая желаемое за действительное — например, путая понятия реального роста ВВП на душу населения (с учетом паритета покупательной способности) с ростом номинального ВВП (без "поправок "на инфляцию и повышение потребительских цен).
Сергей Фурса
Инвестиционный банкир Сергей Фурса считает, что реформаторских шагов в экономической сфере, которые задекларировала новая власть, может быть вполне достаточно для достижения поставленной цели. "Осталось ждать, как это будет реализовано. И хотелось бы, чтобы при этом не нарушались правила, в том числе — и в парламенте. Нельзя реформы, которые призваны установить верховенство права, проводить с нарушением закона. Отсутствие верховенства права сейчас остается главной проблемой Украины. Поэтому так приятно слышать о новой судебной реформе. И так важно, чтобы она наконец была настоящей", — отмечает эксперт.
Итак, по оценкам специалистов, Украине срочно нужны следующие шаги:
1. Реформа судебной системы и неприкосновенность частной собственности.
Владимир Дубровский
"Без реформирования судебной и правоохранительной систем на эффективность реформаторских усилий в других сферах рассчитывать не стоит, — соглашается старший экономист Центра социально-экономических исследований Кейс-Украина Владимир Дубровский. — Речь идет о принципиальном изменении отношений, когда в стране установится верховенство права вместо некоего "личного управления". А до тех пор у нас не будет настоящего механизма защиты прав собственности, без чего рыночная экономика не работает. С другой стороны, какие бы хорошие законы мы не принимали, если чиновник может их безнаказанно нарушать и за счет своих связей или взяток откупаться от преследования и наказания, деловой климат в стране не улучшится. Сколько бы мы ни гордились прогрессом в "Дуинг бизнес" или других "бумажных" рейтингах". Изменить ситуацию поможет комплекс общеполитических и экономических реформ — защита частной собственности, ограничение полномочий силовиков в экономической сфере, продолжение дерегуляции, пересмотр структуры налогов и т.д.
2. Привлечение иностранных инвестиций, стимулирование внутренних капиталовложений.
"При таких условиях в страну придут инвесторы. Без этого, опираясь лишь на внутренний ресурс, выполнить поставленную главой правительства задачу невозможно, — считает директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. — Для обеспечения заявленных темпов экономического роста нужно, чтобы объем инвестиций увеличился в десять раз". При этом эксперт напоминает: если, например, в 2010-2013 годах объемы иностранных инвестиций превышали $5 миллиардов, то в 2017-2018-м не достигали и $2 миллиардов в год. И в правительстве, похоже, понимают значение поиска финансового ресурса, который бы помог «разогреть» отечественную экономику. Ведь именно о необходимости обеспечить приток инвестиций и повышение производительности труда во всех секторах экономики как о залоге успеха говорил, информируя о правительственных инициативах, Алексей Гончарук.
Илья Несходовский
3. Открытие рынка земли.
Также в правительстве рассчитывают на мультипликационный эффект будущего решения о рынке сельскохозяйственной земли. Сейчас, по словам премьера, продолжается поиск "наименее болезненной и наиболее эффективной модели" открытия рынка (напомним, президент поручил подготовить пакет соответствующих законопроектов до 1 октября). "Цена вопроса", по прогнозам Всемирного банка, от 0,5% (умеренный переход) до 3% (вследствие быстрых изменений) годового ускорения темпов экономического роста. В экспертной среде считают, что самой большой ошибкой власти в процессе реформирования земельных отношений может быть спешка. "По нашим подсчетам, для выполнения всего комплекса задач, который должен предшествовать полноценному функционированию рынка земли, нужно 5-6 лет, — отмечает заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета (ВАС) Денис Марчук. Среди первоочередных задач — создание предохранителей от скупки украинской земли иностранцами и крупными латифундиями, чего так боятся граждане, и на что так настойчиво "намекают" противники земельной реформы. А еще — инвентаризация земель и наполнение информацией Земельного и других государственных кадастров, что должно предшествовать открытию рынка. Ведь на самом деле никто в Украине, оказывается, не знает, сколько земли находится в сельскохозяйственном обороте. И именно с этим связаны риски многомиллиардных злоупотреблений.
Денис Марчук
4. Легализация азартных игр и упорядоченная добыча янтаря.
По мнению инвестиционного банкира Сергея Фурсы, хорошо также, что у государства, похоже, наконец "дойдут руки" до легализации игорного бизнеса и добычи янтаря. "Огромный теневой поток надо вывести "на свет". Следует говорить как о казино в пятизвездочных отелях, так и о "массовых азартных играх" и букмекерстве. В конце концов, именно после запрета азартных игр всевозможные "лотереи" стали возникать в каждой подворотне. А все просто — платить СБУшнику, полицейскому или прокурору дешевле, чем платить налоги". Соответственно, государство ежегодно теряет миллиарды гривень.
Колоссальные потери бюджет несет и от незаконной деятельности копателей. Добавим еще и другие сегменты "теневой экономики", контрабанду, схемы оптимизации налогов… Только наведение порядка в этих сферах может "автоматически" увеличить украинский ВВП на несколько процентных пунктов.
Потери от "схем" теневой экономики
5. Реформирование таможни и пресечение контрабанды.
"Наибольший ущерб — как финансовый, так и репутационный, — Украина терпит из-за "дыр" на таможне, — говорит Илья Несходовский, — ведь именно контрабандные товары, которые массово заходят в страну и с которых не платятся налоги, не только негативно влияют на наполнение госказны, но и делают нерентабельным отечественное производство. Поэтому единственная для нашего бизнеса возможность конкурировать с такой продукцией — или уклоняться от уплаты налогов, то есть работать с использованием "черных" и "серых" схем, или платить людям существенно более низкую зарплату. Пресечение контрабандных потоков будет стимулировать потребительский спрос на товары украинского производства, а следовательно — у бизнеса будут оборотные средства для успешного развития".
Также эксперты отмечают необходимость пересмотра отечественной системы налогообложения. Речь идет о реформировании корпоративного налога.
Таким образом, шагов, которые будут способствовать достижению "мечты про 40%" немало. Правда, уверенности в реальности выполнения этой задачи экспертам придают не столько предложения правительства (ведь целостной программы конкретных его действий пока нет), сколько то, что отечественная экономика только недавно, так сказать, "оттолкнулась от дна". То есть, стремясь к семипроцентному экономическому росту, "стартовать" нам приходится с минимального уровня. Это дает неплохие возможности, но и влечет определенные риски, связанные с отсутствием доверия со стороны инвесторов.
Больше зарабатываем — больше отдаем кредиторам. Но не все…
Понятно, что многим украинцам слова премьера о наших "радужных" экономических перспективах добавили оптимизма. Однако пока на темпы роста экономики они, конечно же, никак не повлияли. Зато уже сказались на котировках таких "специфических" ценных бумаг как ВВП-ворранты Украины, выпущенные в рамках реструктуризации долга, о которой в 2015 году с нашими кредиторами договорилась тогдашний министр финансов Наталья Яресько. Тогда эмитировали ворранты на сумму списанных кредиторами украинских еврооблигаций ($ 3,24 миллиарда). По условиям их выпуска инвесторы претендуют на часть прироста реального ВВП (с учетом инфляции), превыщающего показатель в 3% в 2019-2038 годах, при условии, что номинальный ВВП страны (без учета инфляции) превысит $ 125,4 миллиарда (этого показателя мы уже достигли по итогам прошлого года). Суммы выплат зависят как раз от темпов экономического роста. Если они не превышают 3% в год — выплаты нулевые; от 3% до 4% — 15% прироста ВВП более 3%; от 4% роста — 40% от каждого процента роста.
Александр Паращий
После заявления премьера стоимость украинских ВВП-варрантов достигла исторического максимума — 92,43% номинала (подтверждение постулата "деньги любят тишину»). А это значит, что Украине придется заплатить кредиторам гораздо больше, чем мы рассчитывали до сих пор. То есть, согласно условиям реструктуризации, если правительство выполнит план 40-процентного роста экономики, только в 2020-2026 годах Украине придется заплатить владельцам наших варрантов $ 9 миллиардов! Об этом напомнил аналитик Сoncorde Capital Александр Паращий.
"Если правительство серьезно видит перспективы такого роста, ему нужно как можно быстрее идти к инвесторам, которые держат наши ВВП-варранты, и предлагать обмен на другие ценные бумаги (например, на еврооблигации с фиксированной ставкой купона и большим сроком погашения)", — считает эксперт. Для того, чтобы выкупить свои долговые обязательства, Украине нужно примерно $3 миллиарда. Но найти такие средства сейчас нереально. Тем более, что на 2018-2020 годы приходится пик выплат по другим нашим займам (напомним, только 3 сентября Минфин оплатил кредиторам Украины $ 1 миллиард). И для таких расчетов страна использует в основном не заработанные, а перекредитованные средства, привлеченные в частности путем продажи ОВГЗ, размещенных чуть ли не под рекордные по мировым меркам проценты. Выход — предложить владельцам украинских варрантов не «живые» деньги, а новые ценные бумаги, эмитированные на более выгодных для Украины условиях, о чем и пишет Александр Паращий. Впрочем, делать это нужно было раньше — например, в прошлом году, когда украинские ВВП-варранты стоили лишь 65% номинала. Теперь же, по словам эксперта, если инвесторы поверят в стремительный рост экономики, "они не согласятся обменять варранты меньше, чем на $6-7 миллиардов (а это уже более 185% номинала ценных бумаг)". За такие деньги Украине уже точно не сможет выкупить свои долги. Поэтому, очевидно, вынуждены будем мириться с тем, что еще почти два десятилетия придется втридорога рассчитываться за критически необходимую в свое время, но, как выяснилось, крайне непродуманную реструктуризацию долгов-2015. "Цена вопроса", по разным оценкам, $25-40 миллиардов.
Впрочем, премьер-министр Алексей Гончарук считает, что бояться экономического роста из-за необходимости выполнять обязательств перед кредиторами не стоит. Такой подход он назвал "неадекватным". "Нам надо расти настолько сильно и настолько быстро, чтобы плата по обязательствам перед международными партнерами перестала быть проблемой в принципе. Сейчас мы внимательно изучаем стратегию управления госдолгом. Есть определенный план, каким образом минимизировать ущерб от существования этих обязательств", — добавил он. Разделяют такой подход и в экспертной среде. Пожиная плоды реструктуризации, стране действительно придется отдавать кредиторам 40% ресурса, обеспеченного ростом более чем 3% ВВП. Но 60% будут оставаться. И речь идет о "кругленьких суммах" — от $4 до $7 миллиардов в период до 2024 года, с последующим увеличением.
По мнению экспертов, ситуацию с ростом стоимости украинских ВВП-варрантов можно будет использовать в свою пользу. Потому что такой рост уровня доверия к украинским ценным бумагам может помочь при пересмотре решений международных экспертных организаций по суверенному и другим рейтингам Украины. А чем выше рейтинг страны, тем больше желающих вкладывать средства в ее экономику и заключать контракты о сотрудничестве с ее компаниями. К тому же, рейтинги влияют на стоимость денег, которые страна может привлекать на международных финансовых рынках.
Мария Репко
"Пока восприятие кредитоспособности страны — кредитный рейтинг Украины — по данным агентства Fitch, находится на уровне "В-". Это — почти самая низкая ступенька после дефолтного состояния, – напоминает замдиректора Центра экономической стратегии Маря Репко. – Серьезным свидетельством того, что политика новой власти успешна, было бы повышение рейтинга до уровня "ВВ-" (максимума, которого исторически достигал украинский рейтинг), а очень хорошим результатом стал бы рейтинг "ВВ+". Это — за одну ступеньку до так называемого "инвестиционного" уровня, когда страны переходят из класса высокорисковых "мусорных" эмитентов в класс государств с умеренным кредитным риском. И это означает, что Украина сделала большой шаг к лучшему будущему".
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ