Предпринимателей попытаются убедить на практике: учет по-новому – это не страшно

Аналитика

23.10.2019 09:50

Укринформ

В налоговой уверяют, что все субъекты хозяйственной деятельности смогут минимум три месяца бесплатно тестировать программу РРО

Принятие в конце сентября так называемых законов о "кассовых аппаратах" и "кэшбеке" вызвало немало споров в предпринимательской и экспертной среде. Некоторые убеждали, что эти документы принесут массу проблем малому и среднему бизнесу. Более того — нивелируют все усилия, принятые в последние годы для борьбы с "теневой" экономикой. Поэтому и просили президента ветировать законопроекты. Другие же утверждали, что нововведения, наоборот, помогут дальнейшей детенизации, ударив только по так называемым "оптимизаторам" — крупному бизнесу, который, дробясь на ФЛП, минимизирует налоги. Подробнее – в материале Укринформа.

Но глава государства упомянутые законы все же подписал. Так что придется их выполнять. При этом власти обещают научить предпринимателей работать в новых условиях и избегать возможных ошибок — так что никаких "траблов" им бояться не стоит. К примеру, с 1 января каждый субъект хозяйствования будет возможность в тестовом режиме опробовать новую программу для регистраторов расчетных операций (РРО). Об этом рассказал председатель Государственной налоговой службы Сергей Верланов.

Предпринимателей попытаются убедить на практике: учет по-новому – это не страшно
Сергей Верланов

Он заверил, что все необходимое программное обеспечение будет для предпринимателей бесплатным — расходы берет на себя государство. И напомнил, что как РРО теперь можно будет использовать не только привычные электронные кассовые аппараты, но и любые подходящие устройства — компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и т.п., на которые установлено специальное программное обеспечение. Соответственно, "стартовые" расходы бизнеса уменьшатся. Верланов также пообещал максимально упрощенную процедуру передачи данных от субъектов хозяйствования в органы контроля и учета электронных чеков на едином государственном сервере.

Что изменится в работе предпринимателей после обновления законодательства

Как сообщал Укринформ, президент Владимир Зеленский на днях подписал изменения в законодательство о детенизации расчетов в сфере торговли и услуг, направленные на внедрение программных регистраторов расчетных операций и механизма кэшбека (№ 128-ІХ “О внесении изменений в Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" и № 129-ІХ “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг").

По теме:  Спад числа больных COVID-19: в МОЗ объяснили статистику

Действие этих законов, по замыслу, должно способствовать повышению общего уровня налоговой культуры и защите потребителей за счет поэтапного улучшения учета расчетных операций и внедрения инновационных технологических решений в виде программных регистраторов как альтернативы классическим РРО (электронным кассовым аппаратам). Следовательно, функцию регистратора сможет выполнять любое устройство, на которое установлено соответствующее программное обеспечение.

Задача — обеспечение полной регистрации:

  • расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг);
  • операций по торговле валютными ценностями в наличной форме;
  • количества проданных товаров (предоставленных услуг);
  • операций по приему наличных для дальнейшего перевода.

Субъект хозяйствования должен зарегистрировать программный РРО в своем электронном кабинете на специальном фискальном сервере налоговой. Сделать это можно будет уже начиная с апреля 2020 года. Председатель ГНС Сергей Верланов заверил: необходимое программное обеспечение готово, сейчас его испытывают специалисты, а с 1 января к тестированию смогут присоединиться и предприниматели. Ожидается, что в полноценном режиме новая система заработает с 19 апреля следующего года (через полгода после вступления в силу соответствующего закона). С тех пор все субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции, будут обязаны:

1. Создавать контрольные ленты в бумажной и/или электронной форме и обеспечивать их хранение: на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) — в течение трех лет, на программных РРО в случае расчетных операций в режиме — до момента передачи электронных расчетных документов, электронных фискальных отчетов, электронных фискальных отчетных чеков на фискальный сервер контролирующего органа.

Уточнение от Укринформа: По прогнозам экспертов, на первом этапе внедрения возможные "траблы", связанные с электронным учетом в периоды выхода программного регистратора из строя и отсутствия связи между устройством, на котором установлен программный РРО, и фискальным сервером. В этой связи советуем обратить особое внимание на положение нового законодательства, регламентирующие такие ситуации:

  •  В случае выявления «неисправностей» РРО в течение дня надо сразу сообщить об этом в контролирующий орган, производителю программного РРО и/или в центр сервисного обслуживания (при наличии) по установленной ГНС форме.
  • Если в период отсутствия связи между программным РРО и фискальным сервером проводятся расчетные операции, в течение часа после восстановления связи субъект хозяйствования должен сообщить представителям органа контроля (по телефону, электронной почте, месседжеру т.д.) о времени и дате начала и завершения таких расчетных операций. Соответствующую форму также должна разработать ГНС.
  • При осуществлении расчетных операций в период отсутствия связи между программным РРО и фискальным сервером в расчетном документе должна содержаться информация о проведении расчетной операции в режиме.
  • И главное: в период выхода программного РРО из строя проводить расчетные операции запрещено — до устранения проблем. И этот момент, очевидно, также нуждается в уточнении: чтобы период восстановления функционала РРО был минимальным и при этом ни у кого не возникло желание воспользоваться затруднительным ситуацией, в которой оказался предприниматель, для вымогательства неправомерной выгоды.
По теме:  НБУ ругают все, а он стоит на своем: "Не держал гривню и не буду!"

2. Проводить расчетные операции через РРО и/или через программные РРО с использованием режима предварительного программирования наименования товаров (услуг) (с указанием кода товарной подкатегории согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности для подакцизных товаров), цен товаров (услуг) и учета их количества .

Уточнение от Укринформа: По мнению предпринимателей, предварительное программирование может стать для них большой "головной болью", ведь потребует значительных временных затрат. В то же время на встрече с представителями бизнеса и профильных ассоциаций, посвященной нововведениям, руководители Минфина и ГНС заверили: сейчас идет поиск технического решения, которое позволит автоматизировать такое программирование для всех продавцов, в том числе частных предпринимателей. В идеале — этот процесс должен стать удобным и универсальным и не потребует значительных временных и трудовых затрат. При этом ответственность за ошибки в таком программировании для тех, кто не торгует подакцизными товарами, остается на нынешнем уровне: пять необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн) за все выявленные в ходе проверки нарушения. То есть, "драконовских" штрафов, которыми пугают противники принятия нового законодательства, на самом деле не будет.

3. Вести учет товарных запасов, осуществлять продажу только тех товаров (услуг), которые отражены в таком учете. Также, согласно закону, субъекты хозяйствования, которые будут использовать программные РРО, должны будут подавать в контролирующие органы (по проводным или беспроводным каналам связи) электронные фискальные отчеты и электронные фискальные отчетные чеки. А во время проверок субъект хозяйствования обязан предоставлять контролирующим органам документы (в бумажной или электронной форме), подтверждающие учет и происхождение товаров, которые на момент проверки будут храниться в месте продажи (на хозяйственном объекте). Впрочем, эти требования не будут касаться ФЛП на едином налоге, которые не являются плательщиками НДС (кроме продающих технически сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту, а также лекарственные средства и изделия медицинского назначения, ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камни).

По теме:  Портфель проектов ЕИБ в Украине составил €5,9 миллиарда - Зеленский

Уточнение от Укринформа: Во время упомянутой встречи с бизнесом представители Минфина и ГНС заверили: ни одна новая отчетность по применению регистраторов расчетных операций законом не внедряется (ни для программных, ни для классических РРО). Соответственно, ни о какой дополнительной административной нагрузке для продавцов речь не идет. Также чиновники обещают не применить штрафные санкции за несоздание программными РРО фискальных отчетных чеков (так называемые "Z-отчеты"). В Минфине готовят соответствующее разъяснение (налоговую консультацию) по этому поводу.

По закону, РРО должны иметь предприниматели, платящие единый налог, и имеющие доход свыше 1 миллион гривен в год. Но есть и исключения — так называемая "группа риска". Обязательно (независимо от доходов) должны иметь регистраторы плательщики единого налога, которые:

  • продают товары или услуги в интернете, или предоставляют услуги доставки (курьерские услуги),
  • торгуют сложной техникой, подлежащей гарантийному ремонту,
  • пункты обмена валют, АЗС,
  • торгуют лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, оказывают услуги в сфере здравоохранения,
  • торгуют ювелирными изделиями,
  • торгуют подержанными товарами,
  • работают в сфере общественного питания,
  • предоставляют туристические услуги или услуги по бронированию,
  • предоставляют гостиничные услуги,
  • торгуют запчастями к автомобилям.

Не нужны РРО для ФЛП первой группы, предпринимателей, которые рассчитываются в безналичной форме, а также производителей.

Подготовил Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ