Северный поток-2 все-таки достроят. Как подготовилась к этому Украина
Аналитика
01.11.2019 18:39
Укринформ
Киев не был "удивлен" разрешением Копенгагена на прокладку СП2. А как мы воспользовались отсрочкой, полученной благодаря длительному сопротивлению Дании?
Датское энергетическое агентство все-таки дало компании Nord Stream 2 AG разрешение на строительство части газопровода "Северный поток-2" на континентальном шельфе страны. Дания была последним из государств, через территорию которых должен пролегать трубопровод, не позволявшая вести работы по его прокладке в своих территориальных водах. Поэтому, несмотря на сопротивление политическому проекту Кремля со стороны США, Украины, Польши, стран Балтии и других стран, Европе, пожалуй, суждено еще глубже засунуть голову в московскую "энергетическую петлю". Ведь основная цель проекта — освободиться от необходимости транзита российского "голубого топлива" через украинскую ГТС, и этим, помимо прочего, снять преграды для полномасштабного путинского вторжения в Украину, а также — еще "надежнее" подсадить Европу на кремлевскую "газовую иглу".
Кремль все-таки “дожал” Данию. Что дальше?
В Украине решение Копенгагена восприняли, в основном, с пониманием. В частности, глава правления компании "Нафтогаз” Андрей Коболев написал в Фейсбук, что специалисты ожидали: рано или поздно скандинавская страна должна была дать разрешение. "Принципиальная позиция Дании задержала проект на время, но геополитическое оружие невозможно остановить инструментами, регулирующими исключительно торговые отношения", — написал Коболев. Поэтому дальнейшая стратегия сопротивления кремлевскому наступлению на Европу, по его словам, — эффективное противодействие агрессии из-за санкций крупных западных государств.
Андрей Коболев
"Мы понимали, что так может произойти", — подтвердил в четверг президент Владимир Зеленский, отметив, что Украина, к сожалению, не могла повлиять на это решение.
Шансов остановить "идейно рожденный" в 2012 году и запущенный в 2017-м (политически и финансово) и в начале 2018-го (на практике) маховик прокладки СП2 у датчан действительно было немного. В поддержку проекта работают и влиятельный европейский бизнес, и отдельные представители евробюрократии, и постоянное немецкое Genehmigung (одобрение), и российская пропагандистская машина, активно промывая мозги рядовым европейцам, и кремлевские деньги, которые ловко "разносят" по "нужным" кабинетам…
По мнению польских обозревателей, определяющим стало стремление избежать конфликта с Германией — главным торговым партнером Дании.
При этом дальнейшее сопротивление Копенгагена, к сожалению, все равно не привело бы к полному прекращению прокладки пресловутого газопровода. Россияне утверждают, что альтернативный маршрут в обход датского острова Борнхольм разрабатывали еще в 2008 году — до того, как начинать строительство газопровода "Северный поток-1". В лучшем случае, речь шла только о задержке реализации кремлевских планов — на несколько недель, максимум — пару месяцев. Зато задержка с разрешением на прокладку трубопровода через датские территориальные воды позволила выиграть гораздо больше времени — ведь Москва рассчитывала получить такое разрешение еще в начале 2018 года.
Украина vs СП2: тактические шаги сделаны, со стратегией — проблемы
Еще до начала работ по прокладке СП2 в Украине прекрасно понимали: реализация кремлевского проекта принесет нам немало проблем. Экономических, политических и главное — с безопасностью. Ведь, полностью отказавшись от транспортировки газа через нашу территорию, Кремль ликвидирует одно из последних препятствий для прямой агрессии против Украины.
Главные экономические риски — финансовые потери (транзит ежегодно приносит стране до $3 миллиардов) и неопределенное будущее отечественной газотранспортной системы. Часть ее, конечно же, можно использовать для обеспечения внутренних потребностей (например, в условиях обещанного наращивания собственной газодобычи). Но большинство мощностей задействовать так и не удастся. Поэтому придется либо полностью потерять их, "распыляя" оборудования на металл, или взять на себя дополнительные расходы на консервацию ГТС, ее дальнейшее содержание и охрану.
Правда, на днях власти заявили о более выгодной альтернативе — возможном использовании "трубы" для хранения электроэнергии из возобновляемых источников. Но для этого ГТС придется заполнить водородом. Тогда о ее "газовом" будущем придется забыть…
По мнению специалистов, таких проблем у нас не было бы, если бы заранее позаботились об интеграции нашей газотранспортной системы с европейской и о привлечении влиятельных международных игроков к управлению "трубой" при ее полном сохранении в собственности государства. В апреле прошлого года эксперт по энергетике Стратегической группы советников по поддержке реформ при правительстве Украины, экс-советник по энергетическим вопросам премьер-министра Словакии Карел Хирман писал: "Украина вместе с европейскими партнерами должна подготовить реалистичное предложение для газового транзита после 2019 года. Одной из основных составляющих этого предложения должен стать анбандлинг "Нафтогаза", что позволит ему соответствовать требованиям Третьего энергопакета ЕС. Вторым компонентом предложения должно быть создание консорциума по управлению ГТС с респектабельными газовыми европейскими операторами, не участвующими в других проектах "Газпрома". "Создание единого оператора для украинского газового рынка и для наших партнеров по транзиту, по мнению эксперта, должно было существенно усилить позицию Киева на "транзитных" переговорах с "Газпромом". Итак:
1-я стратегическая цель: анбандлинг “Нафтогаза”
Анбандлинг (розделение функций добычи, транспортировки (транзита) и продажи газа) — одно из условий Третьего энергетического пакета ЕС, к которому присоединилась Украина. А также — главная предпосылка интеграции украинского и европейского газовых рынков. "Модель анбандлинга компании "Нафтогаз" мы должны были утвердить уже давно, — отмечает экономист Алексей Кущ, — и уже давно с учетом этой модели должны были начать переговоры с системными газовыми трейдерами, европейскими газовыми хабами об их участии в переговорном процессе с РФ. Это значительно усилило бы наши позиции и увеличило возможности влияния на "Газпром".
А на практике Украина смогла сделать в этом направлении только первый шаг: в четверг, 31 октября, Верховная Рада приняла Закон об анбандлинге НАК "Нафтогаз" в части разделения функций транспортировки природного газа и его добычи и поставки. "Мы шли к этому 5 лет. Народные депутаты дали Украине шанс на сохранение статуса транзитной страны, что имеет ключевое значение для безопасности и комфорта европейских потребителей. Этот статус ставит наши транзитные переговоры с Россией в центр внимания высших должностных лиц в Брюсселе, Берлине или Париже", — прокомментировал событие Андрей Коболев.
Но эксперты настроены менее оптимистично. Ведь документ вступит в силу не раньше начала нового года. Поэтому воспользоваться им как аргументом в рамках нынешних "транзитных" переговоров будет довольно сложно. Если Украина не успеет подготовить нового оператора, уполномоченного подписать "транзитный" контракт с "Газпромом", Москва будет иметь основания обвинить украинскую сторону в неготовности работать по европейским правилам. Вывод: время на проведение реформы потеряно.
2-я стратегическая цель: консорциум по управлению ГТС и создание газового хаба: время потеряно и теряется
Разговоры о необходимости создания международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (при участии мощных мировых и европейских игроков) идут по меньшей мере в течение десятилетия. Но даже в "лучшие времена" сделать этого не удалось. Мы продолжали сидеть на своей трубе как "собака на сене". В результате — теряли драгоценное время и возможности. Хотя кто-то, вероятно, и имел от этого выгоду. Иначе почему "приближенные к трубе" должностные лица и структуры так боялись "отпустить" нашу газотранспортную систему, произнося псевдопатриотические лозунги о ее "стратегичности" и "важности для национальной безопасности". Соответственно, и в этом вопросе есть "большой минус".
Алексей Кущ
Как и в реализации планов по созданию в Украине эффективной рыночной "оболочки" и восточноевропейского газового хаба. "Под реализацию этого проекту нужно передать наши основные газотранспортные сети и подземные системы хранения газа. А к управлению стоит привлечь влиятельных европейских глобальных игроков. Такой хаб мог бы на совершенно рыночных условиях вести переговоры с РФ о поставках газа и о наполнении им нашей "трубы". То есть, условно "газовую границу" между Россией и Европейским Союзом необходимо переместить с нашего западной границы на восточную, перенеся соответственно и коммерческие узлы и точки учета "транзитного" топлива. Таким образом, Украина должна стать частью общеевропейских газотранспортной и газоторговой систем", — отмечает Алексей Кущ.
Но и воплощение этой идеи откладывается. Еще один "минус" .
3-я стратегическая цель: сохранение “транзитных” доходов Госбюджета: это невозможно, альтернативы – не видно
$3 мільярда, которые Украина ежегодно получает от транзита российского газа — это ни много ни мало — 2% прямых и 1% опосредованных (из-за торможения смежных отраслей) потерь ВВП. Компенсировать эти средства будет довольно сложно. Поэтому под вопросом не только обеспечение почти 5% экономического роста, о котором в начале сентября заявлял премьер Алексей Гончарук, но и 3%, на которые страна может рассчитывать по прогнозам Всемирного банка и МВФ. То есть, есть риск, что экономический рост или остановится, или в страну ждет очередная рецессия. О конкретных шагах, которые бы позволили нивелировать "транзитные" потери, власти пока не говорят. А те меры, которые уже предложены (в частности, в налоговой сфере, приватизации и земельных отношениях), вызывают большую критику и даже общественное сопротивление. Так можно ли будет в следующем году рассчитывать на анонсированные прибыли, — "под вопросом". "Минус".
Далее проанализируем тактические шаги, которые должна сделать Украина, чтобы нивелировать краткосрочные риски от возможного прекращения транзита российского "голубого топлива". И с этим ситуация несколько лучше.
1-я тактическая цель: газ на зиму — задание перевыполнено
Украина отчитывается о рекордном наполнении подземных хранилищ "голубым топливом". До 29 октября, когда закачку топлива в ПХГ прекратили, там удалось накопить 21,74 миллиарда кубометров стратегического ресурса — на 4,5 млрд "кубов" больше, чем в прошлом году. При этом благодаря благоприятной мировой конъюнктуре (из-за значительного предложения стоимость "голубого топлива" на европейских рынках упала до самого низкого за последние 10 лет уровня) компании "Нафтогаз" удалось закупить ресурс довольно дешево. Как на собственные средства, так и выгодно разместив (в частности, в июле и октябре) долгосрочные еврооблигации. Фактически все лето тысяча кубометров газа стоила от $220 до $250.
Геннадий Рябцев
Еще одним важным тактическим шагом для Украины должно было стать заключение гарантийных соглашений о физическом реверсе газа с европейского направления (объемом примерно 5 млрд "кубов") на зимний период. "Мы закупаем газ исключительно на свободном рынке. Но зимой "лишнего" топлива там может и не быть, — объясняет эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. — Поэтому нужно договориться о взаимных гарантиях: со стороны европейских трейдеров — о резервировании для нас соответствующих объемов газа, и заверения со стороны Киева — в том, что мы обязательно выкупим законтрактованное топливо". Этого тоже еще не сделано. Но время для переговоров остается. Немного времени.
2-а тактическая цель: технологическая готовность к прекраащению транзита
Компания “Укртрансгаз” докладывает об успешной подготовке отечественной ГТС к возможному прекращению транзита газа из России. Для этого модернизировали 5 компрессорных станций. "Это позволит в случае частичного или полного прекращения транзита обеспечивать бесперебойное газоснабжение для украинских потребителей восточных и южных регионов путем транспортировки" голубого топлива "из европейских стран и из ПХГ на западе Украины", — говорится в сообщении оператора газотранспортной системы. Как отмечается, "Укртрансгаз" принял все необходимые технические и регламентные решение для создания надежной реверсной схемы, которая готова к функционированию в штатном режиме и может быть активирована при первой же необходимости.
Главная задача ближайших недель – продолжение переговоров с РФ
Марош Шефчович
Пока — очевидно, рассчитывая на "трудовой подвиг" исполнителей проекта СП2, — Москва всячески блокирует достижение договоренностей о будущем транзитном контракте. Несмотря на то, что Украина и Евросоюз готовы идти на любые приемлемые уступки. К примеру, на днях еврокомиссар по вопросам энергетики Марош Шефчович обнародовал новые предложения о параметрах контракта. И по сравнению с цифрами, которые попали в прессу по итогам одного из предыдущих раундов трехсторонних переговоров в январе, речь идет о действительно существенных шагах Киева и Брюсселя навстречу Москве. К примеру, Шефчович сообщил о необходимости предусмотреть в контракте минимальные объемы ежегодного транзита на уровне между 40 и 60 миллиардами кубометров (тогда как в январе речь шла лишь о "не менее 60 милиардах кубов") с возможностью гибкого бронирования дополнительных 22-30 миллиардов кубометров (а не "минимум 30 миллиардов", как раньше). При этом срок контракта — не менее десяти лет. Правда (еще одна уступка России) хотят предусмотреть возможность прекращения действия контракта уже через пять лет — если "существенно изменятся обстоятельства". Украина поддержала такой подход. Москва же продолжает тянуть время, выдвигая все новые и новые условия возможного транзита. Это еще раз подтверждает, что в "газовом вопросе" Кремль преследует не столько экономический, сколько политический интерес. Газ остается основным инструментом так сказать "энергетической составляющей" политического давления Кремля на Европу и Украину.
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ