Катастрофы еще нет, но денег на “зеленый" тариф уже не хватает

Аналитика

26.11.2019 21:37

Укринформ

Дефицит средств на дотацию "зеленой" электроэнергии может составить 13-14 млрд грн. Придется либо снижать тариф, либо ограничивать круг желающих

Недавно Украинская ветроэнергетическая ассоциация (УВЭА) совместно с крупнейшими участниками ветроэнергетического рынка, включая «ДТЭК ВИЭ» известила письменно Министерство энергетики о том, что участники ветроэнергетического рынка добровольно согласились на снижение «зеленого» тарифа. И предложили снизить его до 8,5 евроцентов за киловатт (сейчас 16 евроцентов. — Авт.). Но это только для новых станций, которые будут введены в эксплуатацию в течение следующих трех лет. Причем ветроэнергетики предложили зафиксировать этот тариф на 15 лет с момента запуска станций в эксплуатацию. Не исключено, что на подобное частичное снижение тарифа производители ВЭ согласились ввиду угрозы вообще не получить денег для возмещения расходов, гарантированных государством. Производителей становится все больше, а возможностей у государства все меньше…

Где Коломойский, там обязательно какие-то долги

Ранее Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» заявляла о нехватке к началу ноября 481 млн грн для выплаты ГП «Гарантированный покупатель» аванса в размере 821 млн грн по оплате «зеленого» тарифа. Основной причиной нехватки средств для компенсации «зеленого тарифа» сейчас является неравномерность и задолженность по уплате участниками рынка услуги НЭК "Укрэнерго" по передаче электроэнергии (на середину ноября потребители задолжали более 1,2 млрд грн). "Также недостаток средств для компенсации" зеленого "тарифа обусловлен тем, что для пяти предприятий в июле и августе 2019 действие новых тарифов на передачу прекращено в судебном порядке (в частности, иск подал Нікопольский завод ферросплавов Игоря Коломойского. – Авт.), – отмечается в сообщении НЭК "Укрэнерго". — Этим пяти компаниям по решению суда начислялась плата по прежнему тарифу — 57,4 грн за МВт-час, одновременно в расчете тарифа предполагалось, что они будут платить по более высоким ставкам, действовавшим в то время — 347,14 грн за МВт-ч в июле и 116,54 грн за МВт-ч в августе". Иными словами, пока отдельные хитро сделанные потребители судятся за льготные тарифы для своих энергоемких предприятий, энергорынок недополучает плату за предоставленные услуги и электроэнергию и не может, соответственно, выплатить дотацию энергии из возобновляемых источников.

Сегодня ГП "Гарантированный покупатель" (выступает посредником между продавцами и покупателями на рынке э/э, сглаживает спрос и предложение. — Авт.) и поставщики универсальных услуг по разному рассчитывают прогнозные показатели оплаты за электроэнергию из ВИЭ по «зеленому» тарифу. В результате у Укрэнерго, НКРЭКУ и «Гарантированного покупателя» получаются разные суммы, значительно отличающиеся одна от другой.

По теме:  Укрспирт выставил на приватизацию пятый завод

Катастрофы еще нет, но денег на “зеленый" тариф уже не хватает
Всеволод Ковальчук

«Законодательные изменения, которые могли бы урегулировать вопрос объемов компенсации «зеленог » тарифа за счет Укрэнерго, еще не приняты. В то же время, в Министерстве энергетики и защиты окружающей среды ожидают, что в 2020 году дефицит средств на оплату электроэнергии производителям из ВИЭ может составить 13-14 млрд грн. Этот вопрос очень важен для Укрэнерго, ведь именно размер компенсации «зеленого» тарифа влияет на увеличение тарифа компании. Поэтому я прошу Комиссию вместе с «Гарантированным покупателем», Укрэнерго, Министерством энергетики и защиты окружающей среды можно скорее провести совместное совещание по этому вопросу, чтобы мы смогли определить приемлемую цифру размера этой компенсации», — сказал руководитель НЭК "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук.

Наступая на испанские грабли

Как уже писал Укринформ, зеленый тариф, как метод дотирования развития отрасли альтернативной энергетики (он был призван компенсировать высокую себестоимость солнечных панелей и ветровых электростанций), себя уже исчерпал. Дело в том, что из-за высокого тарифа (0,18 евро за один киловатт, это значительно выше тарифов, по которым закупается энергия из атомных и тепловых электростанций) в последние несколько лет "зеленая энергетика" в Украине переживает настоящий бум. В свое время с подачи энергетических лоббистов государство дало долгосрочные гарантии закупки энергии из ВИЭ по повышенной цене, и благодаря этому "зеленый тариф" из стимулирующего фактора стал источником сверхприбыли.

Показательным примером ложного понимания действия «зеленого тарифа» стала в свое время Испания, которая в середине нулевых также заложила высокий "зеленый тариф". Стремительное удешевление технологий (в частности солнечных панелей) и высокий тариф позволили частным инвесторам за короткое время построить в Испании множество станций ВИЭ. В результате в 2014 году правительству Испании пришлось выплатить из бюджета почти $11 млрд дотаций на солнечную энергетику. Отсутствие своевременного вмешательства привело к тому, что треть общих расходов на оплату энергии в стране пошла в карманы владельцев "зеленых" электростанций, которые производили лишь около 5% общего объема электроэнергии.

И, кажется, Украина может повторить судьбу Испании. Хотя Украина взялась за активное развитие энергетики возобновляемых источников сравнительно недавно, разрыв ставки зеленого тарифа и реальной стоимости производства энергии уже довольно сильно проявляется. По факту, себестоимость 1 киловатта электричества с солнечной станции составляет около 3 евроцента, в то время как наше государство покупает его по 18. Это привлекает инвесторов в отрасль как мух.

По теме:  Биткоин: курс криптовалюты вырос на 20%

Сегодня даже в небольших украинских селах бытовые и промышленные солнечные станции уже не редкость — все спешат заработать на дорогом зеленом тарифе, который позволяет окупить инвестиции уже не за 7-10 лет, как было раньше, а за 4-6.

Производятся всего 3% всей энергии, а забирают 9% денег с рынка

Установленная мощность возобновляемых источников энергии в Украине в 2019 году уже достигла 5,74 ГВт, а в 2020 году она возрастет до 7,59 ГВт, говорится в прогнозе Минэкоэнерго. В январе-сентябре этого года возобновляемой генерации было выплачено 14 млрд грн (такой объем ВИЭ получили за весь 2018 год). В частности, солнечные электростанции получили 10 млрд грн, ветровые — 3 млрд грн, гидроэлектростанции — 677 млн ​​грн, а биогазовые электростанции – 525 млн грн.

Катастрофы еще нет, но денег на “зеленый" тариф уже не хватает
Ветрогенераторы

Прогнозируемая сумма выплат для объектов генерации из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) по зеленому тарифу в этом году составит 28 млрд грн, а в следующем объем выплат "зеленому тарифу" вырастет почти в два раза — до 45 млрд грн.

В январе-сентябре 2019 возобновляемыми источниками энергии было сгенерировано 3,6 млрд кВт-ч электроэнергии. Это 3% всего объема производимой в Украине электроэнергии (его хватит, чтобы обеспечивать, например, электроэнергией Киев в течение 4,5 месяцев).

Издание БизнесЦензор утверждает, что зеленые тарифы в нынешнем виде уже угрожают развитию экономики Украины. Ведь по данным НКРЭКУ, стоимость потребленной электроэнергии в Украине за аналогичный период составила 156 млрд грн. То есть, произведя всего 3% электроэнергии в Украине ВИЭ в январе-сентябре 2019 года уже получили 9% денег с рынка.

"До начала действия нового рынка электроэнергии компенсация зеленых тарифов "размазывалась" по всем тарифам для небытовых потребителей (юридических лиц). Поэтому эта статья расходов не ощущалась так остро. С июля 2019 года, когда начал действовать оптовый рынок электроэнергии, оплата зеленых тарифов была включена в тариф на передачу электроэнергии системным оператором "Укрэнерго". Таким образом, за "зеленую электроэнергию" начали платить все потребители — по 22,6 коп. в каждом кВт-ч. Соответственно, чем больше электроэнергии потребляло предприятие / домохозяйство, тем больше оно платило за зеленые тарифы. Но после протестов производителей ферросплавов олигарха Игоря Коломойского, как крупнейших потребителей электроэнергии, оплату зеленых тарифов перевели на государственные генерирующие компании НАЭК "Энергоатом" (оператор АЭС) и "Укргидроэнерго" (оператор ГЭС и ГАЭС). Перевели не напрямую, а через ГП "Гарантированный покупатель. Этот механизм выглядит так: 90% электроэнергии "Энергоатома" и 35% электроэнергии "Укргидроэнерго" продаются по заниженным фиксированным ценам ГП "Гарантированный покупатель". Часть этой электроэнергии по льготным ценам ГП продает поставщикам универсальных услуг для обеспечения населения. Еще часть электроэнергии идет на технологические затраты облэнерго. Все, что остается, продается по рыночным ценам, чтобы компенсировать убытки от поставок электроэнергии населению и зеленые тарифы", — поясняется в статье.

По теме:  Киев лидирует в "гонке" загрязненных городов мира

Массовое введение в эксплуатацию новых крупных СЭС и ВЭС увеличивает количество дорогой "зеленой" электроэнергии в системе. По словам Всеволода Ковальчука, объем возобновляемых источников уже сейчас настолько велик, что энергосистема Украины не в состоянии его безболезненно балансировать.

Атомные энергоблоки АЭС, производящие 55% электроэнергии в стране, не могут быстро маневрировать, увеличивая или уменьшая объемы выработки, поэтому в определенные периоды для сбалансирования энергосистемы (предложение должно быть равно спросу), придется принудительно останавливать одну из генераций: или атомную, или зеленую. Подобное уже было. В ночь с 4 на 5 ноября НЭК "Укрэнерго" впервые ограничила "зеленую" генерацию Ботиевской, Приморской-1 и Орловской ветровых станций. Все три — крупнейшие в Украине ВЭС, принадлежат ДТЭК Рината Ахметова. Ограничение составляло 300-400 МВт, однако ДТЭК все равно получит свои деньги за неотобранную электроэнергию, поскольку государство обязалось оплачивать зеленый тариф даже тогда, когда "зеленая электроэнергия" ему не нужна.

Что же делать? Вариантов не слишком много. Скажем, до сих пор в Украине никак не регулировались объемы строительства новых ВИЭ. Старт аукционов, которые бы вполне законно ограничили число желающих строить станции, задерживается (по условиям аукционов, инвестировать в строительство может тот, кто согласится на низкий зеленый тариф). Кроме того, до сих пор «зеленые» станции не несут никакой финансовой ответственности за небалансы, которые создаются в энергосистеме, то есть не работает ограничение перепроизводства. Когда же оба эти механизмы включатся, отрасль «зеленой» энергетики заработает более стабильно, и государство сможет к 2035 году выполнить свои гарантийные обязательства перед нынешними инвесторами.

Марина Нечипоренко, Киев

По материалам: Укринформ