Налоговая система: весна придет – менять будем. Что именно?

Аналитика

25.01.2020 16:07

Укринформ

В Давосе украинский премьер делился планами налогового "уменьшение" и "упрощение". Обобщаем предложения власти, бизнеса и экспертов

Во время "Украинского завтрака" на полях Всемирного экономического форума в Давосе глава правительства Алексей Гончарук заверил потенциальных инвесторов, что уже весной нашу налоговую систему изменят "в сторону снижения и упрощения". Речь идет, по его словам, о серьезном обновлении налогового законодательства, "чтобы сделать его более справедливым". Впрочем, кардинальными или только "точечными" будут будущие изменения, премьер не уточнил, пообещав представить соответствующий законопроект чуть позже. Но магистральные направления, которых должны коснуться реформа, известны. Дискуссии вокруг них идут уже давно. И даже удалось достичь определенного консенсуса по ряду самых принципиальных моментов, что отражено в Меморандуме, заключенном между отечественным бизнесом и партией власти "Слуга народа". Судя по всему, документ будет отправной точкой для выработки рамочного законопроекта о налоговой реформе, начало работы над которым, кстати, министр финансов Оксана Маркарова анонсировала как раз на текущую неделю. Что же хотят получить "на выходе" власть, эксперты и бизнес?

Ключевые налоги: изменение сути, формы и главное — размеров

Параллельно с подготовкой законопроекта, по словам Маркаровой, продлится комплексная диагностика действующей налоговой системы, которую в Украине не проводили с 2015 года. "Диагностика покажет, где мы находимся по сравнению с другими странами, с которыми конкурируем за инвестиции, рабочую силу и за рынки. И (после анализа) вместе с бизнес-ассоциациями мы выйдем с предложениями о налоговой реформе к бизнесу", — отметила министр. Таким образом, удастся определить "узкие" места, требующие первоочередного вмешательства. Впрочем, уже сейчас нужно говорить о ряде изменений, без которых будущую налоговую реформу вряд ли можно будет считать полноценной.

1. Налог на доходы физических лиц. Снижение незначительное, но "приятное"

Позиция о пересмотре механизма взимания этого налога однозначна: ставку НДФЛ надо снижать, чтобы у людей оставалось больше заработанных денег. Ведь "это — первый налог, который надо снижать, как только будет такая возможность. Что станет одним из крупнейших драйверов экономического роста", — считает Оксана Маркарова.

С другой стороны — для того, чтобы в результате такого шага существенно не потеряли государственный и местные бюджеты (по заключению аналитиков, только 1% снижения НДФЛ ежегодно будет "стоить" казне 20-25 миллиардов гривень), нужно увеличивать базу. В хорошем смысле. Речь идет, прежде всего, о повышении реальных доходов населения. Для сравнения: 18% (действующая ставка налога) от зарплаты в 10 тысяч (т.е. 1800 гривень) — это значительно меньше, чем, к примеру, 15% от 20 тысяч (соответственно, 3 тысячи). Другая задача — максимально вывести из "тени" зарплаты украинцев, минимизировать уклонение людей и бизнеса от выполнения своего "налогового долга".

Налоговая система: весна придет – менять будем. Что именно?
Даниил Гетманцев

Говоря о возможных изменениях при взыскании налога на доходы, председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев уточнил: запланировано возвращение к дифференцированной шкале налогообложения. Вместо ныне действующей единой ставки будет несколько: базовая, повышенная и пониженная (минимальная). Конкретные цифры уточняются. Но минимальная ставка — по крайней мере, если верить Гетманцеву, — составит 15%. То есть, снижение налоговой нагрузки на большинство украинцев, очевидно, не будет существенным. Но, как говорится, — надо же с чего-то начинать…

"К тому же, вместе с введением дифференцированной шкалы, что позволит взимать высокие налоги с тех, кто много зарабатывает, одним из элементов обеспечения "социальной справедливости" при изменении подходов к взиманию НДФЛ, на мой взгляд, должно стать определение реального необлагаемого минимума доходов граждан, — говорит директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, — ведь его отсутствие — не главный из факторов, которые загоняют зарплату "в тень". Сумма, подлежащая налогообложению должна быть не формальной как сейчас (17 гривень), а составлять хотя бы одну или две тысячи гривень". Также эксперт предлагает ввести механизм дополнительного (тоже на 1-2 тысячи) сужения базы налогообложения для тех, у кого несовершеннолетние дети.

По теме:  Новый рекорд в банковском секторе: чистая прибыль выросла в 3,5 раза

Налоговая система: весна придет – менять будем. Что именно?
Илья Несходовский

"Но такие инициативы требуют тщательного изучения, ведь даже введение реального необлагаемого минимума — это, по нашим оценкам, — еще почти 40 миллиардов "недобора" в бюджет", — констатирует Несходовский.

2. Налог на выведенный капитал vs налог на прибыль

Одна из вероятных налоговых новаций — введение НнВК — налога на выведенный капитал (предлагаемые ставки — 5, 15 и 20% в зависимости от вида доходов), который, в идеале, должен полностью заменить корпоративный налог на прибыль предприятий (действующая базовая ставка НПП — 18%). Впрочем, в украинских условиях более вероятен частичный и постепенный переход к изменению "философии" налогообложения корпоративных доходов. Напомним, главное отличие между этими видами фискальных платежей в том, что НПП облагается валовая прибыль предприятий, независимо от того, каким образом используют полученные бизнесом средства. Тогда как налогом на выведенный капитал не облагаются деньги, идущие на развитие производства. То есть, предприятие, которое взяло курс на наращивание мощностей, может годами совершенствоваться, модернизироваться за счет полученных доходов, фактически оплачивая в бюджет на 15-20% меньше, чем бизнес, который "остановился на месте" и только "проедает" заработанные средства. Потому что деньги, которые будут распределять между владельцами — в частности, в виде дивидендов и приравненных к ним платежей, — как раз и будут объектом налогообложения НнВК. Таким образом, власть будет стимулировать развитие бизнеса, заинтересовывая его в капиталовложениях в собственное производство. Также это существенно уменьшит потребность бизнеса в поиске путей уклонения от налогообложения и минимизации налогов. Поскольку, как говорится, "овчинка" (ожидаемый финансовый эффект) "выделки" (вероятного наказания) уже будет не стоит. Это — серьезные "плюсы".

"Минусы" же в том, что при таком подходе объемы налоговых поступлений на первом этапе однозначно (и значительно) сократятся. Как подсчитали эксперты, в случае полной замены НПП на НнВК, в первый год Украина может потерять от 25 до 40 миллиардов гривень. Зато в дальнейшем — скорее всего, начиная с третьего года, инвестированный бизнесом в собственное производство ресурс начнет приносить прибыль, который будет влиять на общие темпы экономического роста страны. По расчетам, ожидаемый эффект — ежегодный рост ВВП Украины на 1,5%: благодаря дополнительным поступлениям в бюджет от НДС, НДФЛ, ЕСВ (единого социального взноса) и других налогов и сборов. А если речь идет про экспортноориентированный бизнес, — среди «плюсов» еще и существенный приток в страну валюты. Не говоря уже о важных для государства социальных "выигрышах" — создании новых рабочих мест, стимулировании внутреннего спроса, новых возможностях для импортозамещения…

Итак, ключевая задача власти — компенсировать налоговый "недобор" в течение 2-3 лет переходного "убыточного" периода. Один из способов, которым можно пойти, — временное повышение ставок других налогов (скажем, НДС, акцизов, НДФЛ). Впрочем, эксперты рассчитывают, что в Украине таким путем "наименьшего сопротивления" не пойдут. По крайней мере, на фоне разговоров о "снижении и послаблении", такой шаг был бы довольно странным. За исключением разве что некоторых акцизов: в этом сегменте, если сравнивать ставки с соседними странами, у нас еще есть определенный запас прочности. Хотя, конечно, и такой шаг вызовет негативную реакцию "заинтересованного" бизнеса. Но главное — в итоге может негативно сказаться на украинцах как конечных потребителях подакцизной продукции. А если речь об "игре" с акцизами на топливо, то из-за "мультипликативного эффекта" пострадает все население страны.

То есть, "рубить с плеча" под "соусом" будущего улучшения в этом вопросе нельзя. И власть, похоже, хочет действовать умеренно. По словам Даниила Гетманцева, на уплату НнВК вместо НПП сначала переведут только часть бизнеса. К примеру, установив ограничения по объемам денежного обращения: предприятия, чей оборот не превышает определенного порога (конкретные суммы обсуждаются), смогут платить налог на выведенный капитал, остальные — оставаться плательщиками налога на прибыль. Постепенно — в случае успеха реформы — порог будет повышаться. "При таком подходе "дыра" в бюджете от введения НнВК будет меньше. Это станет тестовым этапом, по результатам которого и будем принимать решение — распространять этот налог на весь бизнес или вообще отказаться от его ведения", — пояснил Гетманцев.

По теме:  Верховный Суд приостановил выполнение производства по делу "Суркисы vs ПриватБанк"

Налоговая система: весна придет – менять будем. Что именно?
Олег Добровольский

Однако, по мнению экспертов, такой переход требует подготовки — в частности, ликвидации главной проблемы, которая, по словам большинства зарубежных инвесторов, мешает им приходить в Украину, а отечественных — активно развивать свой бизнес. Речь о обеспечение эффективной защиты прав собственности, равных возможностей для отстаивания интересов налогоплательщиков в судах и силовых структурах. "Ведь бизнес не будет инвестировать деньги в развитие, если понимает, что завтра могут произойти рейдерские захваты или необоснованные "наезды" со стороны прокуратуры, МВД или СБУ”, — объясняет партнер юридического объединения ID Legal Group Олег Добровольский.

3. Налоги с ФЛП: улучшение для настоящих "упрощенцев", преграды — для “оптимизаторов”

Представители власти уверяют: все шаги, которые были сделаны в последнее время и которые планируется сделать в этом сегменте, не для того. чтобы собрать с малого бизнеса как можно больше, а для того, чтобы прекратить злоупотребления, к которым, прикрываясь мелкими предпринимателями, годами прибегают крупные бизнес-структуры — чтобы минимизировать налоговые платежи. "Какой же это единый налог, если его использует крупный бизнес? В любом крупном магазине вам дадут чек от ФЛП. Отдельные чеки на алкоголь и на еду в ресторане — это тоже ложь по своей сути", — объясняет проблему Даниил Гетманцев. При этом он ссылается на исследование, по данным которого, от злоупотребления единым налогом Госбюджет ежегодно теряет 2,5 миллиарда гривень.

Впрочем, отношение к этим новациям со стороны бизнеса (по крайней мере, его части) остается довольно критическим. Чтобы "подсластить пилюлю", недавно на законодательном уровне были увеличены лимиты для физических и юридических лиц, работающих на упрощенной системе налогообложения.

На очереди — ФЛП в IT-области. Среди предложений — создание специально для них пятой группы субъектов хозяйствования, работающих на упрощенной системе. Правда, как воплотить это на практике, пока неизвестно. Тем более, что у такого шага и в экспертной среде, и в бизнесе, и, похоже, во власти, много противников. Сейчас большинство ФЛП ведут деятельность на третьей группе плательщиков и платят 5% единого налога, 1,5% — военного сбора и ЕСВ (22% минимальной заработной платы). Предлагается, чтобы IT-ФЛП, которые добровольно выберут для себя пятую группу, платили в бюджет 5% единого налога, 1,5% военного сбора, ЕСВ (две минимальные зарплаты), а также дополнительный сбор на развитие человеческого капитала. Ставка последнего — дифференцированная: начиная с 2020 года — 1%, с 2021-го — 2, с 2022-го — 3, с 2023-го — 4, в 2024-2029 годах — 5%. То есть, если в краткосрочной перспективе такой подход вроде довольно привлекателен и не очень обременителен для айтишников, то в дальнейшем он может привести к чрезмерному налоговому давлению на эту группу предпринимателей. "Такая "реформа" весьма сомнительна и приведет к увеличению налогового бремени, хотя и добровольного. А если у ФЛП не будет четких законодательно выписанных гарантий, которые дает предложенная новая группа, то и смысла переходить на нее нет", — пишет в этой связи Олег Добровольский.

4. Налоговое "обновление" по другим направлениям: достижения, планы, дискуссии

Напомним, на днях вступили в силу некоторые "точечные" изменения в Налоговый кодекс Украины, которые касаются, в основном, совершенствования администрирования налогов, а также невозможности применения ряда оффшорных схем. Правда, кроме положительных изменений — вроде увеличения лимитов для ФЛП 1-3 групп — появились и новшества, которые, по мнению части представителей бизнеса, могут осложнить их жизнь. Речь идет, скажем, об увеличении штрафов за выявленные налоговиками нарушения, расширение прав и "размытость" ответственности проверяющих, повышение некоторых акцизов и рентных платежей. Подробнее – в материале Укринформа.

По теме:  Выпуск металлургической продукции в Украине за пять месяцев снизился почти в два раза

А среди других налоговых планов украинских властей, в частности:

1. Приведение налога на добавленную стоимость (НДС) в соответствии с Директивой ЕС №112 "О совместной системе налога на добавленную стоимость", его "синхронизация" с европейским. Цель — избежании двойного налогообложения, устранения факторов, которые могут привести к искажению условий конкуренции и фискальным помехам для свободного движения товаров и услуг.

Налоговая система: весна придет – менять будем. Что именно?
Дмитрий Дубилет

2. Внедрение электронной акцизной марки для алкоголя и табака. В правительстве рассчитывают с помощью этого и других шагов "снова сделать рынки сигарет и алкоголя "белыми". Ведь сейчас, по экспертным оценкам, 50% алкоголя и 10% сигарет, которые сбывают в Украине, — "теневые". "Если вывести "на свет" хотя бы половину теневого рынка сигарет и алкоголя, будем получать в бюджет дополнительно 5-10 миллиардов гривень в год. Но еще важнее, что украинцы будут меньше травиться или даже умирать от некачественной продукции, разлитой непонятно где", — отмечает министр Кабинета министров Дмитрий Дубілет. Как сообщил он в Фейсбук, стартует пилотный проект по введению электронной акцизной марки: путем нанесения на бумажные марки специального штрих-кода. Таким образом, подделка станет невозможной.

Также в правительстве обсуждают проект решения об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии в области противодействия незаконному производству и обороту табачных изделий на период до 2021 года. А в прошлом году, напомним, в Украине введена система электронного администрирования реализации горючего и этилового спирта. Цель — обеспечение прозрачного контроля над оборотом этой продукции и избежание уклонения от уплаты акцизных налогов.

3. Изменение подходов к взиманию налога на недвижимость. При налогообложении предлагается считать стоимость недвижимого имущества, а не его метраж. Это станет возможным после наполнения Базы соглашений с недвижимостью Фонда госимущества. Таким образом, удастся избежать "несправедливости", когда владельцы недвижимости "на периферии" будут платить более высокий налог, чем жители центра города Киева. В то же время эксперты предостерегают от «перегибов»: ставки налогообложения должны быть умеренными, так сказать "посильными" для малообеспеченных владельцев "условно дорогого" столичного жилья.

Налоговая система: весна придет – менять будем. Что именно?
Сергей Верланов

4. Налоговая амнистия. Легализации активов путем подачи гражданами так называемой "нулевой декларации" с уплатой определенного процента в бюджет власть прогнозирует уже на нынешний год. Механизм, который должен обеспечить украинцам "финансовую индульгенцию" и "спокойный сон", пока обсуждается. Как и возможные ставки разового налогообложения. Предложения разные — например, декларирование по действующей ставке НДФЛ (18%) + 1,5% военного сбора. Или специальные сниженные ставки: от 2-3% или 5% до 8-10%. "На мой взгляд, стоит предпочесть применение умеренной ставки. То есть, одноразовое декларирования по ставке 9-10% — хороший и справедливый сценарий", — считает руководитель ГНС Сергей Верланов. И если такой механизм удастся утвердить и попробовать применить, скажем, во втором полугодии 2020-го, привлеченный дополнительный финансовый ресурс позволит частично — а в случае воплощения оптимистического сценария и полностью — компенсировать возможные бюджетные потери, к которым могут привести другие налоговые новшества, в частности, снижение ставки НДФЛ и частичная замена НПП на НнВК. Таким образом, власть получит "время на подумать", чтобы определиться с компенсаторами на 2021-2022 годы.

Завершающим же "аккордом" налоговой реформы должно стать введение в Украине всеобщего декларирования. Оно не будет обязательным для всех, но украинцы сами будут в нем заинтересованы. "Если вы платите налог по обычной, базовой ставке, можете не подавать декларацию. Но если подадите, получите перерасчет налога по минимальной ставке. И государство вернет расписку о налоге и, может, выплатит кэшбек", — пояснил Даниил Гетманцев. Речь идет о планах по приближению налоговой базы к объекту налогообложения (чистого дохода человека): когда из ее общего дохода будут вычитать расходы на аренду жилья, лечение, содержание пожилых родителей, а также — на отдых в Украине.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ