Эпидемия в Польше. Украинские заробитчане в режиме ожидания
27.03.2020 21:06
Укринформ
Сейчас отток украинских трудовых мигрантов из Польши незначителен. Впрочем, через несколько месяцев это может измениться
На протяжении последнего года польские эксперты и рекрутинговые компании наибольшую угрозу для местного рынка труда видели в либерализации миграционного законодательства Германии. Следовательно, оценивались риски: сколько украинских гастарбайтеров уедет из Польши в ФРГ или Чехию, которая тоже в последнее время пыталась упростить условия трудоустройства для иностранцев. Однако никто не ожидал, что “черный лебедь” прилетит совсем с другой стороны. Глобальная пандемия вируса COVID-19, следствием которой будет резкое торможение мировой экономики из-за приостановки работы предприятий, фабрик и т. п., не могла не задеть и украинских мигрантов за рубежом. В какой ситуации оказались украинские заробитчане в Польше, и что их ждет дальше?
УКРАИНЦЫ В ПОЛЬШЕ В 2014-2019 ГОДАХ: РАСЦВЕТ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
За последние несколько лет массовая миграция украинцев в Польшу стала не только статистическим, но и, конечно, очевидным фактом: разные диалекты украинского языка на улицах, в магазинах, в транспорте больших польских городов слышно гораздо больше, чем еще несколько лет назад. Как рассказывала в прошлом году Укринформа руководитель консульского отдела посольства Украины в Варшаве Светлана Крыса, за последние пять лет количество украинцев в Польше увеличилось в пять раз: с около 300 тысяч в 2014 году до 1,5 миллиона в 2019 году. Изменилась и география. После начала войны России с Украиной многие украинцы из восточных регионов страны, которые раньше ездили на заработки в РФ, основным направлением трудовой миграции выбрали ближайшую западную соседку Украины – Польшу.
Светлана Крыса
Рост количества трудовых мигрантов из Украины совпал с положительной конъюнктурой на польском рынке труда в условиях неплохих темпов роста экономики Польши на протяжении последних лет (3-5%). Рынок хорошо “поглощал” украинских заробитчан. Лучшим свидетельством этого было постепенное уменьшение уровня безработицы в Польше, который в феврале 2020 года снизился до отметки 5,5% и был одним из самых низких в новейшей истории. То есть, украинец не забирал места работы у поляка, у всех были свои ниши. Появление за короткое время более миллиона украинцев в Польше, несмотря на периодические проявления ксенофобии, все же не вызвало какого-то социального напряжения в польском обществе. В частности, согласно прошлогоднему опросу центра исследований общественного мнения (СВОЅ) Польши, 80% поляков задекларировали, что периодически или часто контактируют с украинцами, примерно столько же не против сотрудничать или жить по соседству с украинцами.
Вклад украинцев в развитие экономики Польши сложно переоценить. Недаром два года назад авторитетное польское издание Dziennik Gazeta Prawna назвало украинцев “коллективным героем польской экономики”, который положительно повлиял на ее рост. Украинский работник также приложился к усилению стабильности системы социального обеспечения Польши, ведь в конце прошлого года почти полмиллиона украинцев уплачивали социальные отчисления в управление соцстраха (ZUS) страны.
Однако, учитывая стремительное развитие ситуации за последние несколько недель и даже дней, уже можно констатировать, что этот пятилетний “медовый” период украинцев в Польше завершается. Что несет собой новый этап, пока неизвестно.
УКРАИНЦЫ В ПОЛЬШЕ В 2020 ГОДУ: НАЧАЛО ПЕРИОДА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Еще в начале этого года в министерстве семьи, труда и социальной политики Польши активно работали над новыми принципами миграционной политики РП, которые должны были стать известны примерно через полгода. В конце февраля экс-президенты Польши Александер Квасьневский и Бронислав Коморовский в совместном обращении призвали правительство страны как можно быстрее утвердить долгосрочную миграционную политику, а в ней максимально упростить забюрократизированные механизмы получения документов на проживание и работу украинцев в Польше. Это действительно проблема, поскольку длительные процедуры получения временных карт проживания в Польше (до года и больше) или разрешений на работу (иногда месяц) часто заставляли украинцев рассматривать другие варианты трудоустройства за рубежом. Еще больше месяца назад наибольшей угрозой для оттока украинцев из Польши считались рынки других западных стран. Тогда еще не было известно, что “черный лебедь” пандемии коронавируса уже расправил крылья и направляется с Дальнего Востока в Европу. Сейчас ситуация изменилась кардинально, и, очевидно, разработку новой миграционной политики Польши снова отложат в долгий ящик.
Александер Квасьневский и Бронислав Коморовский / Фото: Sławomir Kamiński / Agencja Gazeta
События последних недель развиваются очень стремительно. Трагедия северной Италии очень быстро заставила правительства европейских стран забыть об одном из основных столпов, на которых базируется ЕС – свободе передвижения, – и закрыть свои границы. Польша стала одной из первых стран в ЕС, которая пытается быстро, без лишних проволочек, применять очередные ограничения как для своих граждан, так и для иностранцев, чтобы не допустить распространения вируса COVID-19. В частности, 12 марта в Польше была приостановлена деятельность образовательных и культурных учреждений, а уже 15 марта правительство страны закрыло границы для въезда иностранцев, прекращая международное железнодорожное, автобусное и авиасообщение. В то же время остановились на неопределенный период много заводов, прекратили функционирование рестораны, кафе, гостиницы. Оценивается, что в один момент без работы могли оказаться около половины всех трудовых мигрантов из Украины, которые в данный момент находятся в Польше. А в условиях, когда большинство из них работает краткосрочно (до 3 месяцев по биометрическому паспорту, 6-9 месяцев — по визе), перспектива оставаться без работы и без денег на неопределенный период не очень привлекательна.
Фото: АА
Следовательно, часть украинцев, особенно тех, у кого со дня на день завершался срок пребывания по биометрическому паспорту или визе, пытались выехать в Украину в первые же дни, еще до закрытия границ Польши и Украины (с 17 марта). У остальных в последующие дни и по сей день уже более сложная задача: ехать только автотранспортом и только до трех пунктов пропуска “Гребенне-Рава-Русская”, “Корчевая-Краковец”, “Дорохуск-Ягодин”), а там уже как получится. На границе можно подсесть в автомобиль к кому-то, кто пересекает границу (шансы на это невелики), или ждать помощи пограничников с обеих сторон. Иногда польские пограничники разрешали перейти через автомобильные пункты пропуска пешком, или украинские пограничники и местные администрации предоставляли автобусы для перевозки групп людей в Украину. Проблема частично решалась благодаря организации спецрейсов поездов Перемышль-Львов-Киев, которых за последнюю неделю было десять, а также нескольких спецрейсов Варшава-Киев авиакомпании SkyUp.
Пункт пропуска “Дорохуск-Ягодин”
В четверг, 26 марта, стало известно, что по настоянию украинской стороны Польша все же возобновит работу единственного на общей границе пешего пункта пропуска “Медика-Шегини”, который в нынешних условиях может стать основным хабом для возвращения украинских заробитчан домой. Впрочем, в свете заявлений в четверг президента Украины Владимира Зеленского о полном закрытии границ Украины с 27 марта, в том числе и для украинцев, до конца непонятно, каким образом дальше будет происходить пересечение границы между Украиной и Польшей.
С 15 марта, когда Польша закрыла свою границу для иностранцев, до 27 марта в Украину всеми видами транспорта вернулись из РП, по данным посольства Украины в Польше, более 101 тыс. украинцев. Главным образом, это те, кто и так должен был уехать в связи с завершением срока действия визы или пребывания по безвизу.
Эта цифра значительная, но не поразительная, что свидетельствует о том, что украинцы пока пытаются переждать период неопределенности и понять, что им делать дальше. У многих из них еще действует виза, есть какая-то незначительная “финансовая подушка”, или они проживают с другими членами семьи, у которых еще есть работа. Следовательно, есть возможность переждать месяц-два, надеясь на улучшение ситуации и возобновление работы.
КРИЗИС В ПОЛЬШЕ: ПРАВИТЕЛЬСТВО РП НЕ ЗАБЫВАЕТ ОБ УКРАИНЦАХ
В условиях жестких ограничительных мер, связанных с эпидемией коронавируса, правительство Польши пытается спасать экономику страны, в частности малых и средних предпринимателей. Следовательно, Совет министров страны подготовил так называемый “Антикризисный щит” – программу экономической поддержки в стране на сумму 212 млрд злотых (примерно 45 млрд евро).
Польские эксперты уже сейчас оценивают: рост экономики Польши может быть нулевым (в начале года прогнозировалось около 4% роста ВВП), а безработица может подскочить с свыше 5% до 10% и даже больше, что будет означать появление на рынке сотен тысяч новых безработных с польскими паспортами. Несмотря на указанные факторы, польский бизнес забил тревогу в вопросе трудовых мигрантов из Украины. Аграрные союзы, представители мясоперерабатывающей промышленности начали обращаться с открытыми письмами в адрес польского премьера Матеуша Моравецкого, чтобы тот сделал все возможное, чтобы не допустить массового оттока украинских мигрантов из Польши. Польский бизнес как никто хорошо понимает, что нишу, которую занимает трудовой мигрант из Украины, будет довольно сложно заполнить польскими работниками, даже из числа новых безработных. Как правило, украинцы работают в Польше на тяжелых физических работах, которые к тому же – не особо высокооплачиваемые. Среднестатистический поляк может не согласиться на такие условия, тем более, что правительство страны в “Антикризисном щите” предлагает широкий соцпакет для работников, предприятия которых временно не работают. В частности, для тех, кто работает по трудовому договору, эта компенсация на время вынужденного простоя предприятия или организации будет составлять даже 80% от заработной платы. Впрочем, большинство украинцев работают в Польше на так называемых “мусорных” соглашениях: договоре поручения и договоре подряда. Правительство РП обязуется в “Антикризисном щите” позаботиться и об этой категории работников, в том числе выплачивая им на период эпидемии 80% брутто от минимальной зарплаты.
Впрочем, как хорошо известно, дьявол всегда кроется в деталях. В этих положениях есть много подводных камней. Например, зарплату смогут получить только те, кто подписал соглашение с работодателем до 1 февраля. Следовательно, значительное количество украинцев, которые приехали в Польшу после этой даты, уже не могут рассчитывать на помощь.
Правительство Польши все же пошло навстречу работодателям, которые просили поддержать трудовых мигрантов из Украины. В “Антикризисном щите” разрешено иностранцам, у которых во время пандемии завершится срок виз и карт пребывания в Польше, легально находиться в Польше весь срок эпидемии и 30 дней после этого.
Яцек Пехота
Как отметил Укринформу Яцек Пехота, председатель Польско-украинской хозяйственной палаты, которая также обращалась к правительству в деле поддержки украинцев, хорошо, что власти Польши пошли навстречу ожиданиям работодателей и трудовых мигрантов. Однако, по его убеждению, этих действий недостаточно, ведь они не решают другую проблему – получение разрешений на трудоустройство, которые автоматически не продолжатся. Их тем более надо будет получить в случае, если работник из Украины в условиях кризиса меняет работодателя. А в случае значительного ограничения работы управлений труда в связи с коронавирусом, получение этих разрешений может длиться не одну неделю или даже месяц.
Пехота рассматривает оптимистический и пессимистический сценарии развития ситуации. Оптимистический заключается в том, что состояние пандемии в Польше завершится через 2-3 месяца, следовательно, экономике страны снова понадобится труд украинцев в таких же масштабах, как и в докризисный период. Согласно второму, пессимистическому варианту, если пандемия растянется на неопределенный период, экономика впадет в рецессию и работы действительно не будет хватать для всех.
В свою очередь Анджей Коркус, директор польской рекрутинговой компании EWL, которая трудоустраивает в Польше несколько тысяч украинцев, сообщил Укринформу, что трудовым мигрантам из Украины в нынешних условиях не стоит так быстро выезжать домой. Он отметил, что ситуация на польском рынке не критическая и альтернативную работу всегда можно найти. По словам Коркуса, сложная ситуация с трудоустройством сейчас наблюдается в автомобилестроении или гостинично-ресторанной сфере, которые из-за эпидемии коронавируса практически замерли. Однако в условиях кризиса появились вакансии в критически важных для страны сферах: логистике, сфере обеспечения продовольствием, в частности в продуктовых супермаркетах. Директор EWL отметил, что его компания пытается убедить работников не выезжать сейчас в Украину также и своими антикризисными программами. Например, в рамках акции “Work – not Travel” тем украинцам, которые заключат соглашения с EWL, за символический один злотый сделают документы на временное пребывание в Польше (до трех лет), за которые надо было бы заплатить 507 злотых (около 3,3 тыс. грн).
Анджей Коркус
Таким образом, ситуация на польском рынке труда для трудовых мигрантов из Украины хоть и будет сложной, но не критической. Украинский гастарбайтер сможет найти себе работу даже в период кризиса, особенно в весенне-осенний период сбора урожая. В нынешней ситуации украинцам важно не горячиться и не принимать необдуманных решений. Впрочем, если Польшу и мир ждет глубокая рецессия, тогда рабочих мест не хватит не только украинцам, но и полякам.
Для того, чтобы понять, как будет развиваться ситуация, нужно подождать два-три месяца. Согласно пессимистическому сценарию, произойдет массовый отток украинцев домой. А пока большинство украинских гастарбайтеров все же некоторое время будут находиться в режиме ожидания. Ожидания позитивных изменений.
Юрий Банахевич, Варшава
Первое фото: АА
По материалам: Укринформ