Нефть небывало подешевела: воспользуется ли Украина моментом?

Аналитика

22.04.2020 00:40

Укринформ

Впервые в истории цены на “черное золото” стали отрицательными. Как это? Действительно ли такое произошло? И кто сможет заработать на этой ситуации?

Стоимость майских фьючерсов (двусторонних обязательств купли-продажи) на поставку основной нефти американской добычи – WTI – впервые в истории опустилась ниже нуля. То есть, формально потребителям ресурса нужно еще и доплачивать. По отдельным соглашениям – вплоть до $37 за баррель. Потому что это – дешевле, чем прекращать добычу и затем тратиться на ее восстановление. Правда, РЕКОРДНОЕ ПАДЕНИЕ КАСАЕТСЯ ТОЛЬКО ЧАСТИ ЛЕГКОЙ АРОМАТИЗИРОВАННОЙ НЕФТИ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ ИЗ ТЕХАСА С ПОСТАВКОЙ В ПЕРИОД С 1 ДО 21 МАЯ. Другие две так называемые маркерные (эталонные) марки нефти – североморская Brent Crude и арабской Dubai Crude – также значительно подешевели, но ниже $19-25 ($15-20 со спотовым – неотложными – поставками) за баррель не опустились. Да и цены на июньские фьючерсы WTI упали лишь на 5% – до $20 за баррель. В то же время майские котировки тяжелой российской нефти Urals, под переработку которой “заточены” мощности украинских НПЗ, накануне также временно опускались ниже нуля – до минус $2 за баррель. Сможет ли Украина сможет этим воспользоваться?

“Минусовые” цены. Как такое возможно?

Учитывая специфику добычи и переработки нефть WTI всегда была дешевле, чем тяжелые Brent и Urals. Иногда и в “нормальных” условиях разница стоимости барреля “черного золота” различных марок могла достигать $8-10. Теперь же в Соединенных Штатах сформировались экстремальные для нефтяников условия. Страна – сейчас эпицентр коронавируса. Из-за карантинных мер и “дыхания” мирового экономического кризиса внутренний спрос на энергоресурс стремительно упал. Возможностей же для наращивания экспорта немного: проблемы со спросом – сейчас по всему миру.

Поэтому американцы и вынуждены, как говорится, “вариться в собственном соку”. И хотя страна имеет, очевидно, наибольшую в мире емкость резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов, даже их недостаточно для закачки колоссальных объемов добычи, которые в последние годы стремительно росли, что позволило США из крупнейшего импортера углеводородов превратиться в мощного экспортера.

Возможности американских хранилищ эксперты оценивают по-разному. Кто-то говорит, что они будут заполнены уже через две-три недели. По данным же других специалистов, в частности исполнительного директора НАК “Нафтогаз Украины” Юрия Витренко, США имеют свободные резервуары, которые позволят существенно не ограничивать нефтедобычу вплоть до осени. Но “передвижные” нефтехранилища по всему миру уже заполнены. По данным Reuters, В ТАНКЕРАХ, СТОЯЩИХ НА ЯКОРЕ И ОЖИДАЮЩИХ ОЧЕРЕДИ НА РАЗГРУЗКУ В КЛЮЧЕВЫХ ДЛЯ НЕФТЕПЕРЕВАЛКИ ПОРТАХ ПЛАНЕТЫ, СОСРЕДОТОЧЕНЫ РЕКОРДНЫЕ 160 МИЛЛИОНОВ БАРРЕЛЕЙ (БОЛЕЕ 25 МИЛЛИОНОВ ТОНН) НЕФТИ. За две недели этот объем удвоился.

Нефть небывало подешевела: воспользуется ли Украина моментом?
Юрий Витренко

Поэтому и не удивительно, что участники нефтяных торгов на Нью-Йоркской бирже начали паниковать и избавляться от майских фьючерсов, срок закрытия сделок по которым истекал накануне. Чтобы потом не платить колоссальные штрафы за отказ принимать физические объемы сырья (ведь БОЛЬШИНСТВО ТРЕЙДЕРОВ НЕ ИМЕЮТ СОБСТВЕННЫХ РЕЗЕРВУАРОВ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ДЕЙСТВУЮТ КАК ПОСРЕДНИКИ, ИНОГДА – СКОРЕЕ, КАК СПЕКУЛЯНТЫ). А из-за значительного избытка нефти покупателей на контракты с физической поставкой ресурса в мае было мало. Поэтому их и пытались “стимулировать” материально. То есть, “ПРОГОРЕЛИ” НА САМОМ ДЕЛЕ ТРЕЙДЕРЫ – “ВЛАДЕЛЬЦЫ” КОНТРАКТОВ, А НЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ЦЕНЫ ОСТАЮТСЯ “ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ”, ХОТЯ И ДОВОЛЬНО НИЗКИМ. Это и привело к столь непривычному и не совсем понятному “непосвященным” отрицательного ценового тренда, – объясняют эксперты.

“Нынешняя ситуация не означает, что всю добытую в мае нефть потребителям будут отдавать даром, да еще и за нее доплачивать, – поясняет в комментарии Укринформу эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев, – низились не цены на физически добытый ресурс, а котировки (стоимость) соглашений на его поставку. Понятно, что такой “провал” скажется на среднемесячных нефтяных котировках в апреле. Что, в свою очередь, повлияет и на реальную цену ресурса с поставкой в мае и июне”. При этом эксперты констатируют: майские цены будут низкими, но не отрицательными. Тем более, что Украина должна ориентироваться не на стоимость техасской нефти, а на цену ресурса марок Brent и Urals, которые, в основном, поставляются на европейский рынок.

По теме:  Цены в Украине: чего ждать в 2020 году

В то же время, несмотря на относительно благоприятную для производителей (конечно же, при нынешних трудных обстоятельствах) ситуацию в июне, “ценовые провалы” могут периодически повторяться и в дальнейшем. Ведь сейчас эксперты оценивают ежесуточное превышение спроса над предложением в 36 миллионов баррелей (5 миллионов 700 тысяч тонн). Тогда как государствам ОПЕК+ с такими потугами удалось договориться о суточном сокращение добычи только на “скромные” 10 миллионов баррелей. Да и то, начиная с мая.

Поэтому аналитики Citi предупреждают: если ситуация с возможностями для хранения нефти и дальше будет ухудшаться, вслед за WTI начнут стремительно падать и цены нефти Brent, Urals и других марок. Поскольку ввиду технологических особенностей нефтедобычи остановить ее “одним рычагом”, к примеру, на несколько дней, ожидая, пока спрос восстановится и емкости для хранения добытого продукта опустеют, нельзя. Выход – или консервировать скважины, что потребует много денег и сулит немало хлопот в будущем (есть риск, что удастся реанимировать далеко не все скважины), либо искать дополнительные возможности для сбыта, заинтересовывая потребителей снижением цены. При этом даже “ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ” ИЛИ БЛИЗКИЕ К НУЛЮ ЦЕНЫ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ МОГУТ БЫТЬ БОЛЕЕ ВЫГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ЧЕМ РАДИКАЛЬНЫЕ ШАГИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ НЕФТЕДОБЫЧИ.

Сможет ли Украина воспользоваться благоприятной ситуацией?

Сразу же после сообщений об очередном “нефтяной обвал” (в последнее время они почему-то приходятся на дополнительные выходные в Украине – вспомним, скажем, “черный” понедельник 9 марта…), в соцсетях и СМИ начали активно обсуждать возможные выгоды, которыми эта ситуация может обернуться для нашей страны. В частности, некоторые предлагают “наказать” государство-агрессора, скупив тамошнюю нефть за бесценок. Как это сделала Беларусь, законтрактовав в марте 2 миллиона тонн российского сырья по $4 за баррель. Впрочем, эксперты в такую возможность не верят. Ведь собственные мощности по нефтепереработке в Украине, к сожалению, ограничены. Большинство НПЗ законсервированы или демонтированы. Поэтому объемы импорта сырой нефти у нас незначительны – закупаем же, в основном, готовые нефтепродукты. К тому же, надо учитывать: Украина – не Беларусь. Следовательно, должны дать ответ на несколько важных вопросов:

1. Где купить нефть?

По словам эксперта по топливному рынку Леонида Косянчука, СУЩЕСТВЕННО УВЕЛИЧИТЬ ЗАКУПКУ СЫРОЙ НЕФТИ “НА КОРОТКОМ ШАГЕ” УКРАИНА ВРЯД ЛИ СМОЖЕТ. “Ведь одного желания купить нефть мало. Нужно, чтобы кто-то хотел нам ее продать. А сейчас продать значительные объемы нефти нам может только Россия. Рассчитывать же на ее добрую волю нынешних проблем в отношениях между странами не приходится”, – говорит эксперт.

А вот исполнительный директор НАК “Нафтогаз” Юрий Витренко считает, что Украина могла бы хранить для собственных нужд и для других потребителей не российскую нефть, а сырье из других стран. К примеру, из Саудовской Аравии и других государств ближневосточного региона. Но…

2. Как доставить ресурс?

Это потребует дополнительных логистических решений. Хотя ввиду упомянутой ситуации с почти полной загруженностью мирового “танкерного парка” сделать это будет сложно. Плюс – получение дополнительных разрешений от Турции для прохождения таких судов через проливы. Плюс разработка маршрутов для дальнейшей транспортировки ресурса… Может получиться, что цена перевозки или прокачки такой нефти значительно превысит стоимость самого ресурса.

Нефть небывало подешевела: воспользуется ли Украина моментом?
Леонид Косянчук

Также, даже если бы Украине удалось договориться о дополнительных поставках с северо-восточным соседом, стоит учитывать, что и возможности транспортировки оттуда также не безграничны. Речь идет и о ресурсе трубопроводного транспорта, часть мощностей которого задействована для прокачки российского топлива в Европу, и о железной дороге. Хотя ее пропускная способность и возросла в связи с отменой пассажирских перевозок, возможностей найти свободные цистерны для транспортировки топлива немного. В частности, и потому, что большинство емкостей зарезервированы для перевозки бензина, дизельного топлива и других готовых нефтепродуктов. К тому же, Леонид Косянчук сомневается, что государство сможет беспроблемно хранить закупленный ресурс на законсервированных предприятиях, принадлежащих олигархам.

По теме:  На заправках дешевеет топливо

3. Где взять деньги?

ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ ТОПЛИВА ДАЖЕ ПО ТАКИМ НИЗКИМ ЦЕНАМ ГОСУДАРСТВО НЕ ИМЕЕТ. Некоторые эксперты предлагают направить на это часть средств, полученных НАК “Нафтогаз” от российского “Газпрома”. Другие же напоминают: на эти деньги уже и так куча планов. Ведь государство сейчас вынуждено думать о покрытии расходов на борьбу с коронавирусом, выплате повышенных зарплат медикам, доплат к пенсиям и тому подобном.

4. Сколько времени есть для реагирования?

Единого мнения насчет этого нет. Кое-кто из экспертов говорит, что немного. Поскольку ряд стран уже начинают отказываться от части карантинных ограничений. А значит – падение спроса на нефть будет уже не таким значительным. Поэтому “отрицательные” цены будут действовать в течение довольно короткого периода. Июньские фьючерсы, как напоминает Леонид Косянчук, колеблются вокруг отметки $20 за баррель. Это в США. В Европе же цены нефти марок Brent и Urals выше $25 за баррель…

Хотя российские эксперты уже пишут, что для страны-агрессора в ближайшее время будет “за счастье” заключать контракты на поставку нефти по $10-13. Это существенно ударит по финансовым возможностям РФ. Но, к сожалению, не приведет к ее распаду, как это в свое время произошло с СССР. Ведь ситуация разная. В частности, и потому, что нынешняя Россия стала частью мирового рынка. А рыночные механизмы и предохранители позволяют выкарабкаться даже после самых болезненных падений.

Впрочем, даже не договорившись о дополнительных поставках, Украина выиграет от снижения стоимости российской нефти. Как и все государства-импортеры.

5. Сможем ли преодолеть бюрократические помехи?

Главное при этом действовать решительно и быстро. Однако, ОКАЗЫВАЕТСЯ, СУЩЕСТВУЮТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРЕПОНЫ ДЛЯ НАКОПЛЕНИЯ НЕФТЯНЫХ РЕЗЕРВОВ. “В Украине нет нормативных предпосылок для формирования минимальных запасов нефти и нефтепродуктов. Проект необходимого для этого законодательного акта уже больше года “бродит” по правительственным кабинетам, – рассказывает Геннадий Рябцев. – При этом документ вполне “приличный”. Его положительно оценили в секретариате Энергетического сообщества. Он соответствует международным обязательствам Украины (такие шаги, в частности, предусмотрены Планом действий по реализации Энергетической стратегии и планом имплементации Соглашения об Ассоциации Украина-ЕС). Но законопроект никак не могут согласовать правительственные ведомства. Хотя уже давно должны были бы создать агентство, которое будет отвечать за это направление и которое уже начало бы формировать запасы. В частности, и должным образом воспользовавшись нынешней благоприятной ценовой ситуацией”, – говорит эксперт.

6. Сможем ли заработать на хранении нефти для партнеров?

ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТ ЗАРАБОТКА ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ – СОХРАНЕНИЕ В СВОИХ ХРАНИЛИЩАХ НЕФТИ ДЛЯ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ. О таких перспективах сообщил в Фейсбук исполнительный директор “Нафтогаза” Юрий Витренко. По его словам, Украина может хранить нефть в емкостях Кременчугского нефтеперерабатывающего завода и в резервуарах предприятий, которые уже не работают. “В Украине есть огромная нефтетранспортная система, где можно хранить нефть. Один действующий завод (Кременчуг) со значительными емкостями для хранения, а также много нефтеперерабатывающих заводов, которые давно остановлены, но на которых по крайней мере были такие емкости". В то же время. судя по всему, о техническом состоянии этих емкостей в “Нафтогазе” не знают. Как и неизвестно, как сейчас используется складской ресурс Минобороны, который, по словам Витренко, рассчитан на 1 миллион тонн. Эксперты также напоминают, что в Украине функционируют более полутысячи нефтебаз. Но емкости большинства из них заполнены готовыми нефтепродуктами (в том числе и импортными), предназначенными для продажи на внутреннем рынке. При этом понятие “емкости резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов" – довлоьно условное. Ведь воспользоваться всем имеющимся ресурсом мы не сможем. Потому что с технологической точки зрения заполненность емкостей на 80-85% – уже считается опасной.

По теме:  В Украине снова подорожает хлеб

Нефть небывало подешевела: воспользуется ли Украина моментом?
Геннадий Рябцев

Более того, на самом деле, по словам эксперта по энергетическим вопросам Геннадия Рябцева, СВОБОДНЫХ РЕЗЕРВУАРОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ СЫРОЙ НЕФТЬЮ В УКРАИНЕ НЕМНОГО. “Эксперты, работавшие над подготовкой законодательства по формированию стратегических запасов нефти и нефтепродуктов, подсчитали: страна имеет всего 45% необходимых для хранения этого резерва (2 миллиона тонн в нефтяном эквиваленте) мощностей. То есть, емкости, которые можно использовать для этих нужд, рассчитаны не более чем на миллион тонн. Однако, несколько недель назад “Укрнафта” продала на аукционе 600 тысяч тонн сырья украинской добычи. Следовательно, более половины мощностей уже заняты (будут заполнены) отечественной нефтью. Плюс еще два танкера, которые в марте и апреле доставили в Украину 160 тысяч тонн сырья. Также стоит учитывать переходящие запасы, которые уже были и на кременчугском НПЗ, и на западноукраинских перерабатывающих предприятиях, и в резервуарах “Укртранснафты”, которая обеспечивает транзит сырья в Европу… Получается, У НАС ФАКТИЧЕСКИ НЕТ СКЛАДСКИХ МОЩНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО БЫЛО БЫ ЗАПОЛНИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОБЪЕМАМИ СЫРОЙ НЕФТИ”, – делает вывод Рябцев.

Также Геннадий Рябцев не верит в возможности использования для хранения сырой нефти емкостей Минобороны. Ведь ведомство хранит только нефтепродукты, стратегический запас которых необходим Вооруженным силам – в частности, для противостояния агрессору на Донбассе. К тому же, миллион тонн – это оценка емкости резервуаров по состоянию на 1991 год. А, по самым скромным подсчетам, эти объемы уменьшились в разы…

7. Стоит ли “огород городить”? При каких условиях усилия окупятся?

И главное – Украине целесообразно накапливать не сырую нефть, а готовые нефтепродукты, которые можно использовать в любой момент. Поскольку хранить ресурс, который страна потенциально не сможет переработать в течение десятков лет – нерационально. Ведь хранение нефти также стоит денег. По данным информированных источников, СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ ХРАНЕНИЯ 1 ТОННЫ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА – 6,6 ЕВРО. ЗА ГОД ЭТО ПОЧТИ 80 ЕВРО. ЧТО АВТОМАТИЧЕСКИ ДОБАВЛЯЕТ К СТОИМОСТИ ТОННЫ РЕСУРСА, КОТОРЫЙ СЕЙЧАС СТОИТ, К ПРИМЕРУ, 4300 ГРИВЕН (В РАСЧЕТЕ $25 ЗА БАРРЕЛЬ) ЕЩЕ 2400 ГРИВЕН! Поэтому если сырье будет лежать “мертвым грузом”, очень быстро возникнет ситуация, когда она будет стоить в разы дороже, чем то, которое можно будет купить на мировом рынке.

“Плюсы” для розничного рынка нефтепродуктов

Впрочем, независимо от того, удастся ли Украине реализовать планы по накоплению дополнительных объемов дешевой нефти и заработать на ее хранении для других, на розничном рынке нефтепродуктов в ближайшее время будут вполне приятные для потребителей условия. Другое дело, что во время карантина ни потребители, ни экономика страны в целом этих преимуществ полностью не почувствуют. “Исключение – аграрии, которые имеют возможность приобрести топливо дешевле, чем рассчитывали… и этим могут воспользоваться исполнители дорожных работ в рамках программы “Большое строительство”. Что также будет удешевлять проекты”, – говорит Геннадий Рябцев. И констатирует: стоимость горючего в Украине уже довольно “приятно” снизилась. Такая же тенденция, очевидно, сохранится и в дальнейшем.

По словам же Леонида Косянчука, нынешние события на мировых нефтяных биржах действительно существенно повлияют на ситуацию на отечественном розничном рынке. Однако, влияние это важно, но не всегда определяющее. Многое будет зависеть от курса национальной валюты. И от психологического уровня доверия к ней со стороны участников рынка. Также на стоимость горючего существенно будет влиять на соотношение спроса и предложения. А то, как быстро будет возвращать утраченные позиции спрос на нефть и нефтепродукты в условиях построкоронавирусного восстановления экономики, спрогнозировать трудно.

Это касается как Украины, так и всего мира,

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ