“Укроборонпром” корпоратизуют, чтобы сделать успешным – технологически и финансово
Аналитика
28.04.2020 01:35
Укринформ
Вместо неэффективного госконцерна создадут 6 корпораций, конкурирующих с частным сектором и с иностранными производителями
Государственный концерн "Укроборонпром" планируют разделить на шесть самостоятельных кластеров — вертикально интегрированных корпораций, которые будут развивать отдельные направления исследований, разработки, производства и сбыта продукции оборонного назначения. Такую идею, в частности, поддерживают заместители гендиректора концерна Роман Бондарь и Мустафа Найем.
ЦЕЛЬ РЕОРГАНИЗАЦИИ — ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК. Понятно, что в идеале речь должна идти не просто о физическом разделении коллективов, имущества, производств, технологий, кооперационных и дистрибьюторских "наработок", а о более глубинном реформировании ключевой — особенно для страны, отражающей агрессию, — отрасли. При этом отечественный ОПК должен сохранить свой экспортный потенциал, а главное — в дальнейшем максимально обеспечивать потребности украинских Вооруженных сил всеми видами продукции военного и двойного назначения. В этой связи в соцсетях спорят, полностью ли удовлетворяет эти потребности предложенная структура с разделением на 5-6 отраслевых корпораций. Не останутся ли при этом без внимания государства (и вне оборонного заказа) такие, например, направления как артиллерийские системы, высокоточное оружие, боеприпасы, стрелковое оружие, разведывательная техника, IT-системы и киберзащита? Ищем ответы в комментариях руководства "Укроборонпрома" и отраслевых экспертов.
Как изменится "сумма" от деления, умножения на ноль и перестановки "слагаемых"?
1. Что имеем?
Заместитель гендиректора по трансформации госконцерна Роман Бондарь бьет тревогу: за десять лет существования "Укроборонпром" запустили и дезорганизовали. Некоторые предприятия "дышат на ладан". Из-за "избыточности активов, больших долгов, технологической отсталости, низкого качества продукции и высокого уровня износа оборудования". Зато различные "схемы" и их участники, по данным отраслевых экспертов, процветают. При этом дельцам удается высасывать соки как из почти "лежачих", так и из более успешных предприятий. да еще и часто — за счет государственного оборонного заказа. "Текущая модель управления концерном не оправдывает себя. НЕВОЗМОЖНО РАВНОМЕРНО СОЗДАВАТЬ ЦЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ 116-Ю ПРЕДПРИЯТИЯМИ. Особенно учитывая различия в бизнес-моделях, структуре продуктов, состояние активов и рыночные особенности ", — констатирует Роман Бондарь.
Кстати, существенные различия в работе (государственных) предприятий отрасли ярко подтвердил проведенный специалистами комплексный анализ. Как выяснилось, НА 27 НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫХ КОМПАНИЙ ПРИХОДИТСЯ 90% ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ "УКРОБОРОНПРОМА". ДОЛЯ ОСТАЛЬНЫХ 91 ПРЕДПРИЯТИЯ — СКРОМНЫЕ 10%! При этом 28 заводов — вообще "чистый балласт" — предприятия, которые не работают, банкроты, а также те, которые, чтобы хоть как-то удерживать коллективы, перешли на производство товаров ширпотреба.
2. Чего хотим?
Мустафа Найем
По словам заместителя гендиректора “Укроборонпрома” Мустафы Найема, конечная цель реформы — ПОЛНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНЦЕРНА "УКРОБОРОНПРОМ" И СОЗДАНИЕ ВМЕСТО НЕГО ШЕСТИ КОРПОРАЦИЙ, специализирующихся на:
- ракетостроении;
- авиастроении;
- бронетехнике;
- радарных,
- морских системах;
- авиаремонте.
При этом планируется минимизировать зарегулированность этой сферы, дав новым холдингам больше автономии как в производственной, так и в экспортной деятельности. Отрасль избавят от неповоротливой бюрократической надстройки.
Хотя, судя по интервью Романа Бондаря, окончательно с этим еще не определились. В частности, после предусмотренного планом реформы двухлетнего "руководящего" участия в преобразовании концерна на отдельные корпорации, сам по себе "УКРОБОРОНПРОМ" (КАК БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ И РЕГУЛЯТОРНЫЙ ОРГАН) МОЖЕТ И НЕ ИСЧЕЗНУТЬ. По словам Бондаря, по завершении первого этапа реформы только планируют определиться с "востребованностью" этой структуры. "Если нужно, то управляющей компании могут делегировать функции корпоративного центра, с фокусом на привлечение финансирования, развитие новых видов бизнеса, контроль над реализацией стратегии, связей с государственными органами и т.п. Если не нужно, то ЧАСТЬ ЭТИХ ФУНКЦИЙ МОГУТ ПЕРЕДАТЬ ОРГАНАМ ВЛАСТИ ИЛИ НОВОМУ ЦОИВ — ЦЕНТРАЛЬНОМУ ОРГАНУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПЛАНЫ ПО СОЗДАНИЮ КОТОРОГО ЕСТЬ У ГОСУДАРСТВА", — отметил замгендиректора.
3. Что нужно сделать?
Практическим шагам по реорганизации госконцерна должно предшествовать формирование необходимых для этого законодательного поля и нормативных оснований. Речь идет, прежде всего, о принятии законопроекта "О корпоратизации предприятий ОПК" и внесении изменений в Закон "Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе". От Правительства ожидают утверждения "Индивидуального плана действий по развитию корпоративного управления", который определит сроки реализации реформы "Укроборонпрома". Параллельно БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КЛАСТЕРОВ — С УЧЕТОМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ СОВМЕСТИМОСТИ И КООПЕРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ.
4. Что уже сделано?
Первым шагом при подготовке стратегии обновления госсектора оборонно-промышленной отрасли стал уже упомянутый триаж-анализ: когда каждый из 116 субъектов, входящих в состав концерна, проанализировали по 9 критерия, чтобы определить жизнеспособные предприятия, которые станут ядром развития государственной части ОПК . Из основных критериев оценки были: участие в государственном оборонном заказе, экспортный потенциал, уровень технологий, состояние производственной базы.
Также специалисты "Укроборонпрома" и эксперты совместно с Министерством экономического развития, торговли и сельского хозяйства разработали "Политику собственности" в сфере ОПК. Правда, СЕЙЧАС ЭТОТ ДОКУМЕНТ ОПИРАЕТСЯ НА СТАТУС-КВО: ключевую роль "в сфере разработки, изготовления, реализации, ремонта, модернизации и утилизации вооружения, военной и специальной техники и боеприпасов, путем формирования долгосрочного государственного оборонного заказа, полномочия по управлению корпоративными правами государства" отводят концерну, а не корпорациям, которые должны заменить его после реорганизации.
5. Когда стартует практический этап реформы?
На первом этапе, который, как ожидается, начнется сразу же после принятия необходимого законодательства и продлится два года, "Укроборонпром" будет управлять трансформационными процессами для создания отраслевых холдингов. Речь идет о корпоратизации предприятий, оздоровлении проблемных активов, концентрации производств, продаже избыточного имущества.
Роман Бондарь
Сейчас ПРЕДПРИЯТИЯ "УКРОБОРОНПРОМА" РАБОТАЮТ ПО 14 БИЗНЕС-НАПРАВЛЕНИЯМ В ПЯТИ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: производстве готовой продукции, изготовлении компонентов, сфере спецэкспорта, исследованиях и разработке, ремонте и обслуживании. Каждое из этих направлений имеет свои особенности, историческую инерцию, логику развития, потенциал и кооперационные связи. "Чтобы иметь максимальный эффект, мы взяли за основу имеющиеся производящие платформы и объединили предприятия по принципу синергии отраслевых компетенций. ЧТОБЫ НА ВЫХОДЕ ПОЛУЧИТЬ КОНГЛОМЕРАТ ПРЕДПРИЯТИЙ, КОТОРЫЕ БУДУТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПОЛНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ”, – делится планами Роман Бондарь.
При этом “КОСТЯК” БУДУЩХ КЛАСТЕРОВ БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ 38 НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, К КОТОРЫМ ПО САМЫМ ОПТИМАЛЬНЫМ МОДЕЛЯМ ПРИСОЕДИНЯТ 50 “СЕРЕДНЯЧКОВ”. СУДЬБУ ЕЩЕ 28 ПРЕДПРИЯТИЙ ОКОНЧАТЕЛЬНО НЕ ОПРЕДЕЛИЛИ. По меньшей мере, часть из них выставят на приватизацию
Как минимум пять, уже длительное время не работающих, полностью ликвидируют.
Для поддержки остальных ПЛАНИРУЮТ СОЗДАТЬ ФОНД ОБОРОННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ УПРАВЛЯТЬ АКТИВАМИ. ЕГО ЗАДАЧА — РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ, ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПЕРЕНОС ПРОИЗВОДСТВ И ПРОДАЖА ИЗБЫТОЧНОГО ИМУЩЕСТВА. Деньги, поступающие от реализации недвижимости, используют для модернизации производства и капитальных инвестиций в отраслевых холдингах.
Конечно, сейчас речь идет о "магистральные" направлениях реформирования. Подробности будут нарабатывать "в процессе". Об особенностях процесса реформирования "Укроборонпрома", рисках и ошибках, которых следует избегать Укринформ расспросил у отраслевых экспертов.
Экспертные оценки: направление — правильное, "нюансы" нужно доработать
1. О ВОЗМОЖНЫХ ОШИБКАХ И "ПЕРЕГИБАХ"
"ОПАСЕНИЯ, ЧТО ПОСЛЕ КОРПОРАТИЗАЦИИ "УКРОБОРОНПРОМА" СТРАНА И НАША АРМИЯ ОСТАНУТСЯ БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ВИДОВ ВООРУЖЕНИЯ, БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫ, — убежден заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь, — абсолютно все потребности будут удовлетворять через гособоронзаказ (другое дело — ограниченность финансового ресурса, учитывая экономические возможности государства). На самом деле мы находимся на пороге исторических сдвигов и радикального изменения понимания, что такое отечественная оборонная промышленность. То есть, начинается не просто процесс модернизации и оздоровления "Укроборонпрома", а переформатирование оборонной промышленности страны в целом. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС, КОТОРЫЙ БУДЕТ СОСТОЯТЬ НЕ ТОЛЬКО ИЗ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ, НО И ИЗ АКЦИОНЕРНЫХ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО КАПИТАЛА, И ПОЛНОСТЬЮ ЧАСТНЫХ, И С ДОЛЕЙ ЗАРУБЕЖНОГО КАПИТАЛА, И ИНОСТРАННЫХ. Государство должно дистанцироваться от вмешательства в их производственную деятельность, зато еГО функции — координация и создание оптимальных условий для всех без исключения игроков рынка. Для того, чтобы обеспечивать украинскую армию лучшими оружием и военной техникой. А с другой стороны — предоставлять возможности для развития оборонных технологий и оборонного производства, в том числе — и с привлечением иностранного опыта".
Михаил Самусь
Таким образом, по словам Самуся, корпоратизация и оптимизация госсектора оборонной отрасли не будут означать, что закупки для украинской армии ограничатся лишь "формальной" номенклатурой будущих корпораций, которые возникнут на базе "Укроборонпрома". Силовые органы страны, согласно новому закону об оборонных закупках, будут иметь право выбирать лучшее вооружение и военную технику в мире. И оптимальный вариант, когда лучшую по соотношению "качество-эффективность-цена" продукцию будут выпускать именно украинские предприятия. А опыт деятельности "оборонпромовского монстра" свидетельствует, что делать это при сохранении нынешних подходов будет все труднее.
К тому же, эксперты просят не мерить "по совковской привычке» возможности отечественного оборонно-промышленного комплекса только его государственным сегментом. Частный бизнес в этой сфере развивается семимильными шагами. Специалисты приводят пример работы государственного Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени Морозова, которое никак не может выполнить подписанный еще в 2016 году контракт на поставку 40 БТР-4. Между тем частные предприятия, которые работают в этом сегменте, только в прошлом году изготовили несколько сотен бронеавтомобилей. И такая "разница" — один из аргументов в пользу вливания "рыночных соков" в подточенный мнимыми страхами "о гостайне" и реальными коррупционными схемами "организм" "Укроборонпрома" …
Еще одна "успокоительная таблетка" для тех, кто боится, что в результате реформы "с водой могут выплеснуть ребенка", — напоминание экспертов о том, что большинство успешных предприятий отрасли, которые и должны СТАТЬ "КОСТЯКОМ" БУДУЩИХ ОТРАСЛЕВЫХ КОРПОРАЦИЙ, — МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ, НЕ "ЗАТОЧЕННЫЕ" ПОД ПРОИЗВОДСТВО ТОЛЬКО ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ. К примеру, специализация ГП "Государственное киевское конструкторское бюро "Луч", сведения о котором находим в открытом доступе, занимает чуть ли не страницу формата А4. Это и "поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию: противотанковых управляемых ракет; ракетных комплексов наземного, воздушного и морского базирования; авиационных управляемых ракет; зенитных управляемых ракет; минно-торпедного вооружения; систем управления ракет и других управляемых средств поражения; телеметрических систем противотанковых ракетных комплексов. И замкнутый цикл производства десятков видов и сотен наименований оборонной продукции, и их модернизация и ремонты, и подготовка технической документации для смежных предприятий, и многое другое. Правда, есть и "нюансы", которые, по мнению некоторых специалистов, потребуют "доработки" при воплощении реформы на практике …
2. О "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ" КЛАСТЕРАХ
Среди этих "нюансов" — ОТСУТСТВИЕ КЛАСТЕРА, СВЯЗАННОГО С РАЗВИТИЕМ СИСТЕМ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБОРОННОЙ СФЕРЫ. "Это удивительно. Украина входит в первую пятерку мировой IT-индустрии. Наши специалисты были разработчиками многих программ, которые используются по всему миру. Кстати, программа распознавания лиц впервые апробирована киевскими "айтишниками". И уже потом появились другие вариации — до современных программ искусственного интеллекта. Надеюсь, в процессе реформы киберсоставная будет учтена", — говорит военный эксперт Олег Жданов.
Олег Жданов
В то же время в том, что в отдельную промышленную группу не выделяют производство артиллерийских систем, на что обращают внимание некоторые пользователи соцсетей, эксперт не видит ничего удивительного. И поясняет: "В современной структуре Вооруженных сил всегда были "ракетные войска и артиллерия". Поэтому соответствующее производство войдет в "ракетный" кластер. Ведь современная артиллерия использует снаряды, которые могут производить предприятия по строительству ракет. И наоборот. К примеру, боеприпас для ракетного комплекса "Ольха", — снаряд, а не ракета".
Правда, именно с производством артиллерийских систем Украина имеет немалые проблемы. Дело в том, что У НАС НЕ ПРОИЗВОДЯТ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ СТВОЛЫ. Это — сложное технологическое производство, для налаживания которого нужно инвестировать миллиарды долларов. "Поэтому, может, и нет смысла этого делать. ЕСЛИ МЫ ВЗЯЛИ КУРС НА СТАНДАРТЫ НАТО, ДЕШЕВЛЕ И ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ ЗАКУПАТЬ СТВОЛЫ НАТОВСКИХ КАЛИБРОВ ДЛЯ УКРАИНСКИХ АРТСИСТЕМ", — советует Жданов.
3. ОБ "ИДЕОЛОГИИ" РЕФОРМЫ
Олег Жданов рассчитывает на положительный эффект реформирования. При этом ГЛАВНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ РЕФОРМЫ ОН СЧИТАЕТ НЕ ТОЛЬКО СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩИХСЯ В ПОДЧИНЕНИИ "УКРОБОРОНПРОМА", А ЛИКВИДАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ. "Дело в том что госмонополия — главный тормоз для развития экономики, — говорит эксперт. — Если она существует, на эффективную работу нечего и рассчитывать. Зато сохраняются значительные риски бесконечного продолжения и умножения коррупционных схем. Потому что — условно говоря — фактически в одном кабинете продолжают сидеть заказчик и производитель, между которыми продложают "блуждать" государственные деньги".
Эксперты напоминают, что ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА, ОБЛАДАЮЩИЕ СИЛЬНЫМИ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ, НЕ ВИДЯТ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ В ТОМ, ЧТО СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ВООРУЖЕНИЙ ПРИНАДЛЕЖИТ ЧАСТНОМУ КАПИТАЛУ. Более того, такой подход приносит пользу и бизнесу, и государствам. Поэтому украинцев просят не поддаваться паническим настроениям насчет того, что "у государства хотят забрать его богатства," прихватизировав "имущество". К примеру, в США доля государства в военно-промышленном комплексе — 0%. Все военные заводы, которые остались после Второй мировой войны и после окончания "холодной" войны с соцлагерем, американцы отдали в аренду частным корпорациям (1% прибыли). И если армия США переходит на новые образцы вооружения, само модернизирует заводы под новые поколения продукции и возвращает производства в частные руки. "Нулевая" доля государства в ОПК Великобритании, Израиля (который постоянно воюет), Франции. В Германии этот показатель — 5%. Но и там государство обладает монополией только на производство порохов и взрывчатых смесей. Остальные производств — от патрона до самолета — контролирует частный сектор.
4. ОБ УПРАВЛЕНИИ ОТРАСЛЬЮ
Поэтому Олег Жданов довольно критично относится к упомянутым планов возможного использования постреформованого "Укроборонпрома" как уже меньшей, но все же — влиятельной — бюрократической надстройки после завершения формирования новых корпораций-участников рынка. "СОХРАНЕНИЕ "УКРОБОРОНПРОМА" В ЛЮБОМ ВИДЕ — ЭТО СОХРАНЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ — в угоду тем, кто, несмотря на видимость реформ, хочет и дальше сидеть на государственных финансовых потоках, — говорит военный эксперт, — отношения в этой сфере в дальнейшем должны основываться исключительно на рыночных принципах. ОПК должен удовлетворять потребности внутреннего и внешнего рынков. У нас есть заказчики — Министерство обороны, МВД и другие силовые ведомства, использующие оружие и военно-техническое имущество или продукцию двойного назначения. Это — внутренний рынок. И есть внешний, на который можем экспортировать часть продукции. И никаких посредников при этом быть не должно". Также и РЕГУЛЯТОРНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ВЫПОЛНЯТЬ САМА НЕ ДЕЛЕГИРУЯ ИХ НИКАКИМ ПОСРЕДНИЧЕСКИМ СТРУКТУРАМ. Следить за тем, чтобы разработки, составляющие государственную тайну, способые существенно влиять на систему национальной безопасности, не выходили за пределы страны и хранились под грифом "секретно" и использовались только отечественными спецслужбами и силовыми ведомствами — задача и компетенция СНБО, а также отечественных спецслужб . "Больше никакого контроля и никаких контролирующих структур не требуется. ЧЕМ ПРОЗРАЧНЕЕ СИСТЕМА, ТЕМ БОЛЬШЕ ГАРАНТИЙ, ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ ОТКРЫТОЙ КОНКУРЕНЦИИ МЫ ПОЛУЧИМ КАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ, КОТОРЫЙ БУДЕТ УСИЛИВАТЬ ВСУ, И НЕ БУДЕМ ИМЕТЬ ПРОБЛЕМ С КОРРУПЦИЕЙ В ГОССЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ", – считает Олег Жданов.
5. ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТИМУЛАХ
При этом ОКАЗЫВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ГОСУДАРСТВО МОЖЕТ (И ДОЛЖНО) ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОБОРОННОГО ЗАКАЗА.
Дмитрий Снегирев
Именно его недостаточность считает главной проблемой отрасли председатель ОО "Права справа" Дмитрий Снегирев: "Сейчас на переоснащение украинской армии предусмотрено лишь 10% общего объема финансирования потребностей ВСУ. ЭТО НЕ ОТВЕЧАЕТ НИ СТАНДАРТАМ НАТО, НИ УРОВНЮ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ НАШИ ВОЕННЫЕ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ АГРЕССИИ, — констатирует эксперт, — Так и реформу, считаю, надо начинать с увеличения оборонного заказа и финансирования, которое государство выделяет на переоснащение украинской армии. Большая проблема — это то, что большинство предприятий "Укроборонпрома" сейчас работают на модернизацию уже существующих образцов вооружения, доставшихся нам в наследство от советской армии. Это — ложный путь, который не ведет ни к развитию самих предприятий, ни к укреплению обороноспособности государства". Второй шаг, по словам Снегирева, — расширение оборонного заказа для предприятий, ориентированных на экспорт. Ведь сейчас это — по сути единственная возможность валютных поступлений, которые можно направлять на поддержку и развитие "Укроборонпрома" (корпораций, которые возникнут после его реорганизации). "УСТУПИВ ПОЗИЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ, УКРАИНА МОЖЕТ РАЗ И НАВСЕГДА ЗАБЫТЬ О СУЩЕСТВОВАНИИ У СЕБЯ СОВРЕМЕННОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. Потом вернуться в число лидеров будет невозможно — мир уйдет далеко вперед, оставив нас "вариться в собственном соку", — предупреждает Дмитрий Снегирев.
6. ОБ "ОТЦАХ-РЕФОРМАТОРАХ"
В то же время подходить к самому реформирования эксперт советует очень осторожно. И с привлечением лучших специалистов, а не только "теоретиков". "Нужна понятная и конкретная программа кризисного менеджмента. А также четкий перечень тех, кто ее будет воплощать. По фамилиям и с определением функциональных обязанностей и ответственности за результат", — отмечает Снегирев. Далее нужно четко осознать, какие предприятия войдут в тот или инй кластер. Чтобы не было "перегибов", когда на одном направлении произойдет концентрация успешных и самодостаточных производств, а на других сформируется априори провальная и "дотационная" конфигурация. "Ведь сейчас только треть подконтрольных "Укроборонпрому" предприятий работают более или менее успешно. Также нужно четко определить предприятия, которые будут ликвидированы. Чтобы позже они не оказались обузой для своих кластеров, для отрасли и для украинского бюджета", — советует Дмитрий Снегирев.
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ