» src=»https://polemika.com.ua/wp-content/uploads/2020/05/f754550c7c2deaae14aaff252e3e166c.jpg» alt=»“Зеленый тариф”: Кабмин сделал предложение, от которого (не) возможно отказаться…» width=»100%» />

“Зеленый тариф”: Кабмин сделал предложение, от которого (не) возможно отказаться…

Аналитика

19.05.2020 20:04

Укринформ

Оцениваем шансы на достижение компромисса, который должен спасти от коллапса украинскую энергетику

Кабинет Министров на переговорах с инвесторами в строительство и эксплуатацию объектов альтернативной энергетики предложил окончательный проект Меморандума о взаимопонимании. Документ станет основой будущих законодательных изменений, регулирующих деятельность предприятий " зеленой энергетики в Украине. Поскольку именно нормы действующего законодательства о “зеленом тарифе”, как считается, стали одной из причин дисбалансов на отечественном энергорынке.

Владельцы крупнейших объектов солнечной и ветровой энергетики определяются, стоит добровольно соглашаться на снижение одного из самых высоких в Европе “зеленых тарифов”, время готовиться к судебным арбитражным противостояниям с государством, которое на законодательном уровне гарантировала защиту инвестиций в возобновляемую энергетику и многолетние тарифные преференции для этого сегмента. Потому рассчитывать на сохранение статус-кво, когда ВИЭ-энергетика бесконтрольно наращивая мощности, “кладет на лопатки” всю энергосистему, похоже, не приходится.

Владельцам ВИЭ предлагают отказаться от сверхприбылей

Сейчас, по закону, государство должно выкупать весь ресурс, сделанный “альтернативными” электростанциями, и платить за него в 3-10 раз больше, чем за электричество, произведенное на атомных (АЭС), гидро (ГЭС), гидроаккумулирующих (ГАЭС) и тепловым (ТЭС) электростанциям. А в условиях нынешнего падения спроса на электроэнергию – прежде всего, со стороны промышленных потребителей, – это приводит к принудительному ограничению мощностей традиционной энергетики, в частности, до остановки блоков АЭС и общего подорожания электроэнергии в Украине, тогда как во всем мире она дешевеет. О чем также писал Укринформ.

Проект Меморандума предусматривает снижение “зеленого тарифа” для солнечных электростанций на 25%, для ветроэнергетики – на 12,5% без продления сроков действия тарифа по заключенным ранее договорам. Это касается всех имеющихся мощностей, а также новых солнечных электростанций (СЭС), введенных в эксплуатацию до 1 июля 2020 года, и ветровых электростанций (ВЭС), которые присоединят к сети до 1 июля 2021-го. При этом владельцы и инвесторы, которые не успеют до тех пор ввести новые объекты в эксплуатацию, уже не смогут рассчитывать на гарантированный выкуп энергии по специальному тарифу. Сбывать ресурс они смогут лишь через аукционы по продаже квот на поддержку производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В качестве “пряника” для принявших предложение правительства и добровольно согласившихся на снижение тарифа – отсрочка ответственности за небалансы (нехватка или перепроизводство энергии по сравнению с задекларированными мощностями) с текущего года на 2022-й. Тех же, кто откажется подписывать Меморандум, начнут штрафовать уже в ближайшие месяцы.

В поисках взаимопонимания: тернистый путь

Подходы к возможным уступкам власти в вопросе “зеленого тарифа” разные. К примеру, “ветровики” более гибкие. Ведь предложенное им снижение тарифа не такое значительное. Им дают больше времени для ввода в эксплуатацию новых объектов. При этом на переговорах с властью они имеют дополнительный “козырь”: в отличие от солнечной энергетики, чьи мощности нельзя использовать как балансировочные (рост-снижение производства при пиковых нагрузках или в условиях профицита энергии), ветровая может выполнять эти задачи. К тому же, шансов на развитие ветроэнергетики в ближайшее время, очевидно, будет больше. Ведь Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 года “в части ветра” не выполнен. Тогда как с введением в эксплуатацию солнечных мощностей наоборот – давно перевыполнен.

Внутри сообщества производителей солнечной энергии – свои “водоразделы”. Между крупными инвесторами и мелкими. Владельцы небольших мощностей, например, опасаются подвоха – когда крупные просто переждут период “охоты на зеленых ведьм”, а вот они вынуждены будут сворачивать производства. Таким образом, ВИЭ-толстосумы избавятся даже от такой незначительной конкуренции. И через своих лоббистов во власти снова вернут высокий тариф. Уже только для себя, как это не раз бывало в монополизированных сегментах украинской экономики. К тому же, возможности обжалования вероятных (в случае неподписания Меморандума) односторонних действий власти по ограничению “зеленого тарифа” в национальных судебных инстанциях и в международных арбитражах в крупных и мелких производителей – как небо и земля – разные.

В поисках взаимопонимания: шансы

Где же в таких условиях искать баланс интересов? Чтобы и инвесторов не обидеть (иначе – вынуждены будем на много лет забыть о капиталовложениях в другие отрасли экономики). И потребителей не заставлять в разы переплачивать за электричество (что сделает и без того не слишком конкурентоспособную украинскую продукцию еще менее конкурентной). И деньги из Госказны на дотации не выбрасывать. И на остальных сегментах отечественной энергетики второпях (до полного – но постепенного перехода на альтернативные виды энергии) крест не поставить. Большинство экспертов считают: это возможно лишь благодаря компромиссам и добровольному согласию инвесторов и владельцев ВИЭ-мощностей “придержать свои аппетиты”.

Дело в том, что “зеленый тариф” как элемент поддержки развития альтернативной энергетики себя исчерпал. Поскольку утверждался из других экономических, а главное – технологических предпосылок. И, прежде всего, был призван компенсировать значительную себестоимость солнечных панелей и ветровых энергоустановок. По сравнению с 1997-м и 2008-м (когда принимали соответствующее законодательство), и даже с 2013 годом (с тех пор как действует “привязка “зеленого” тарифа к евро), технологии ушли далеко вперед. Себестоимость установки оборудования в расчете на произведенный киловатт энергии снизилась в разы. А тариф – в частности, и из-за существенной девальвации гривни – только растет. Таким образом, гарантируя владельцам мощностей сверхприбыли, а государству значительные убытки. По расчетам, в этом году объем выплат производителям ВИЭ возрастет до 45-48 миллиардов гривень. Таким образом, производя лишь 6-8% электричества, владельцы объектов “зеленой” энергетики положат в карманы 20% оборота электроэнергорынка! При этом при себестоимости генерации солнечной энергии примерно в 2 гривни (7 евроцентов) тариф на нее – 15 евроцентов. Неплохая рентабельность. Тогда, как, к примеру, на одном из крупнейших европейских рынков электроэнергии – немецком – СЭС получают за киловатт энергии лишь 4,7 евроцента, что едва превышает себестоимость. Втрое дешевле, чем у нас!

По теме:  Зеленский поддержал строительство объездной дороги в Николаеве

По мнению экспертов, и сами владельцы ВИЭ-мощностей прекрасно понимают, что на отечественном энергорынке немало нестыковок и перекосов. Но далеко не все готовы к уступкам. Мол, почему мы должны отказываться от прибылей, от содержания энергообъектов в надлежащем состоянии, от достойного обеспечения своих коллективов, когда само государство гарантировало, что до 2030 года всю электроэнергию, произведенную с использованием альтернативных источников, будут выкупать по фиксированным тарифам, привязанным к евро (Закон Украины “Об альтернативных источниках энергии”)?

Если же государство попытается “ломать” инвесторов “через колено” и односторонне снижать тариф или ограничивать объемы выкупа на рынке энергии от ВИЭ, шансы проиграть споры в международных арбитражах довольно высокие. А это – многомиллиардные компенсации из Госбюджета. Пример тому – Испания, которая после 2009 года столкнулась с подобными проблемами. И взялась “задним числом” регулировать вопросы “зеленого тарифа”. Как следствие – против страны подали более 40 международных инвестиционных исков. Больше десятка уже удовлетворили в пользу инвесторов. Испанское правительство обязали выплатить владельцам ВИЭ-мощностей $1 млрд компенсаций. С другой стороны – судебные разбирательства затягиваются на годы. И это – вдруг что – позволит Украине выиграть время. Но улучшит ли это ситуацию на отечественном рынке сразу же – не факт. То есть, мы можем ни проблему “в перспективе” не решить, ни от хлопот “на коротком шаге” не избавиться…

В поисках взаимопонимания: экспертные оценки