Цены на топливо не повысятся: "таможенная идея" Коломойского провалена

Аналитика

26.06.2020 22:03

Укринформ

Подорожание топлива из-за введения импортных пошлин не будет. Но возможный скачок стоимости нефти нивелирует ценовые "достижения" последних месяцев

Накануне в газете "Урядовий кур'єр" опубликовали решение Межведомственной комиссии по международной торговле о нецелесообразности нарушения антисубсидиционного расследования относительно импорта в Украину отдельных видов нефтепродуктов (дизтоплива и сжиженного газа) из России. Проще говоря, это означает, что ввоз горючего не будут облагаться дополнительной пошлиной. Что, в свою очередь, значит: повышения цен на внутреннем рынке нефтепродуктов — по крайней мере, из-за влияния этого фактора — не будет.

Несмотря на попытки сформировать нужное "общественное мнение" и несмотря на огромное давление на должностных лиц — в частности, руководство Минэкономразвития — через подконтрольные СМИ и "своих" народных избранников, Игорю Коломойскому не удалось "протащить" выгодное группе "Приват" решение. Что, по оценкам отраслевых экспертов, позволило бы олигарху и Ко ежемесячно "сверхурочно" зарабатывать по 250-260 миллионов гривень. То есть, из карманов потребителей — бизнеса, населения и из госбюджета — до конца года дополнительно не вытянут 11 миллиардов. Но спасет ли это от других негативных воздействий на украинский рынок нефтепродуктов, который в последнее время наконец стал «радовать» потребителей устойчивым ценовым снижением?

Анализируем текущую ситуацию и обобщаем прогнозы.

Как и почему торговая комиссия преподнесла олигарху "гарбуз"

Решение о реакции на жалобу ОАО "Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта", публичного акционерного общества" Укрнафта "и акционерного общества "Укргаздобыча" принималось долго и, судя по всему, непросто.

Заявление с требованием ввести пошлины на импорт дизеля и сжиженного газа на уровне 8,46% с ежегодным повышением до 25,4% в 2024-м поступило в Межведомственную комиссию по вопросам международной торговли еще в начале года. Цель вроде благородная — создание некомфортных условий на нашем рынке для энергетической продукции происхождением из государства-агрессора. В то же время, по оценкам ряда экспертов, на доходах российских компаний, которые активно дотируются из федерального бюджета, такое решение фактически не сказалось бы. Зато оно могло ударить по импорту качественного и недотированого своими государствами литовского и белорусского горючего. и негативно повлиять на ценовую ситуацию на нашем рынке. Поскольку при таком сценарии оптовые цены на дизель и автогаз выросли бы минимум на 1000 гривень за тонну. С учетом налогообложения, доставки и розничных "накруток" мы с вами могли бы получить "плюс" 2-3 гривни за литр горючего на автозаправках.

По теме:  Цены на украинских АЗС "упали"

Таким образом, по подсчетам "Консалтинговой группы А-95", ежегодные расходы на горючее для частного и коммерческого секторов выросли бы на 4 миллиарда гривень, для агросектора на — 1,9 миллиарда, горно-металлургического комплекса — на 700 миллионов, "Укрзализныци" — на 300 миллионов, Министерства обороны — на 100 миллионов гривень.

Оценки других организаций еще красноречивее. К примеру, по подсчетам Нефтегазовой ассоциации Украины, убытки от необдуманного внедрения дополнительных пошлин могли бы достичь 11 миллиардов гривень и привести к проблемам с наполнением рынка топливом. А по оценкам Украинской зерновой ассоциации, только годовые потери наших крестьян достигли бы 3 миллиардов гривен. Ведь аграрии потребляют более 50% всего дизтоплива, поступающего на внутренний рынок…

Решение, кого из стейкхолдеров (заинтересованных сторон) поддержать, Межведомственная комиссия должна была принять не позднее мая. И, по неофициальной информации, уже тогда собирались дать олигарху отпор. Но… началось упомянутое уже информационное давление и воззвания к патриотическим чувствам. При этом о перепродаже структурами самого олигарха не менее 1,5 миллиона тонн преимущественно российского угля компании "Центрэнерго" "коломойский-патриотические" СМИ скромно молчали. Как и о пролоббированном в прошлом году выгодном олигарху решении о возобновлении импорта российской электроэнергии.

Дошло до того, что в начале июня некоторые источники начали утверждать: при принятии комиссией окончательного решения чаши весов уже якобы склоняются в пользу Коломойского. Однако, как оказалось, это были лишь слухи. Очевидно, в нынешних условиях правильным для страны будет именно такое решение — отказ от соблазна введения дополнительных пошлин. Потому что мы прекрасно понимаем: в отличие от рынков газа и электроэнергии, где Украина может спокойно обходиться без путинской "энергетической иглы" на рынке нефтепродуктов такой независимости мы не достигли. И, к сожалению, в ближайшее время достичь, похоже, не сможем. Задача — постепенно снижать долю российского топлива в энергобалансе, продолжая довольно успешные в последние годы усилия, направленные на диверсификацию рынка горюче-смазочных материалов.

Цены на топливо не повысятся: "таможенная идея" Коломойского провалена
Сергей Куюн

"Постановление Межведомственной комиссии — позитивный сигнал, — отмечает в комментарии Укринформу эксперт рынка нефтепродуктов Сергей Куюн, — и не потому, что государство не должно защищать отечественных производителей. А потому, что оно должно делать это более "цивилизованно" и действенно. Начало же расследования по антисубсидиционной жалобе завершилось бы ничем. И только долго оказывало бы негативное влияние на внутренний рынок".

По теме:  Цены на нефть растут в ожидании COVID-вакцины

Эксперт убежден: любой суд признал бы, что финансовая помощь российским производителям не является субсидированием экспорта, как утверждают авторы жалобы. Ведь речь идет о политике Кремля, направленной на сдерживание цен на внутреннем российском рынке и дотирование собственных потребителей. Причем, поставляя топливо в Украину, компании из государства-агрессора отнюдь не демпингуют. А наоборот — пытаются заработать на нас как можно больше.

"Украинский рынок дефицитный. Мы закупаем импортные нефтепродукты очень дорого. Чтобы заинтересовать поставщиков, платим "премии" на авиакеросин, на битум, на дизель и сжиженный газ. То есть, уже и так закупочные цены для Украины самые высокие в Европе. Это значит, что и внутренний производитель имеет возможность продавать продукцию по высоким ценам. Внедрение же ограничений сделает их еще выше", — объясняет эксперт. При этом, по словам Куюна, никто не мешает нашим производителям наращивать переработку, тем самым снижая удельную себестоимость продукции. Что означает высокий уровень доходов. Полученных справедливо. А не путем перекладывания своих производственных затрат на потребителя и усиление монополизации рынка.

Цена топлива: годовое падение на четверть и незначительный "посткоронавирусный откат"

Начнем с приятного. По данным Госстата, за год (с мая 2019-го по май 2020 года) средняя стоимость всех видов моторного топлива в Украине снизилась более чем на четверть. Существенно подешевел сжиженный газ — почти на 35% (до 11 гривень за литр). Дизтопливо и бензин А-92 потеряли в цене по 28%. И стоят в среднем 21 гривню 23 копейки и 20 гривень 85 копеек соответственно. На 27% — до 21 гривни 88 копеек за литр — подешевел бензин А-95.

При этом с начала нынешнего года розничные продажи моторных бензинов и дизельного топлива сократились. На 9,7% и 4,5% соответственно. Определяющим при этом было влияние снижения деловой активности в период жесткого карантина. Ограничительные меры положительно (для потребителя) влияли и на стоимость топлива на украинских АЗС.

Зато после ослабления карантинных мер цены несколько выросли. Аналитики объясняют это попыткой продавцов и поставщиков хоть немного наверстать упущенное за предыдущие два с половиной месяца. Причем, ценовая ситуация в регионах сейчас существенно отличается. К примеру, на Луганщине средняя стоимость бензина А-92 составляет 24 гривни за литр. А в Сумской и Харьковской — колеблется от 18 до 20 гривень.

По теме:  В Украине более 1 млн семей оставили без субсидии

По данным "Консалтинговой группы А-95", в последний рабочий день этой недели ценники на украинских АЗС практически не изменились. Разве что немного подешевел автогаз — в среднем на "скромные" 2 копейки за литр. До 11 гривень 40 копеек. А это — на 39 копеек больше, чем в начале июня. Самая высокая средняя цена автогаза в Одесской (11,92 грн / л), Черкасской (11,71 грн / л), Полтавской (11,71 грн / л) и Запорожской (11,66 грн / л) областях. Самый дешевый автогаз на АЗС Черниговщины — 10 гривень 81 копейка за литр.

Бензин А-92 в пятницу в среднем стоил 20,93 грн / л, А-95 — 21,98 грн / л, А-95 + — 23,43 грн / л, дизтопливо — 21,43 грн / л.

В дальнейшем определяющим фактором, который будет влиять на отечественный рынок топлива, останутся изменения мировых цен на нефть. А их движение спрогнозировать сложно. "Мы стали свидетелями резкого выхода из кризиса, — констатирует эксперт рынка нефтепродуктов Сергей Куюню — Еще в апреле стоимость фьючерсов на мировых биржах опускалась до отрицательных значений. Тогда — даже по самым смелым прогнозам, — ожидалось, что повышение стоимости барреля до $40 возможно лишь до конца года. Но такой показатель получили уже в конце мая!".

На ситуации на украинском рынке нефтепродуктов ценовой "камбэк" "черного золота" пока не сказался. В апреле-мае рынок сделал значительные запасы. И это фактически "зацементировало" цены. За исключением отдельных попыток сыграть на повышение — как правило, со стороны небольших игроков, которые не смогли закупиться заранее. Пока удается удовлетворять и увеличение спроса в связи с восстановлением деловой активности.

Эксперты прогнозируют: если стоимость нефти будет держаться на уровне +/- $40 за баррель, ценовые колебания на нашем рынке будут незначительными. Если же подорожание "черного золота" ускорится, удерживать стоимость горючего в Украине на нынешнем уровне будет невозможно.

В то же время позитивным сигналом является то, что после принятия решения об отказе повышать пошлины на импорт горючего исчезло психологическое давление "неопределенности", от которого рынок страдал в последние недели. Хотя, по прогнозам Сергея Куюна, авторы жалобы, очевидно, "перегруппируются" и попытаются защитить свой интерес каким-то иным способом. Что может повысить риск "турбулентностей".

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ