СЭЗ на Донбассе: аргументы сторонников и противников
Аналитика
19.10.2020 16:39
Укринформ
В ОПУ думают о создании ВЭЗ только в подконтрольных районах. Оппоненты же считают: до деоккупации всего Донбасса такой шаг нецелесообразным
Не знаем, как там на кухнях, а в СМИ и соцсетях из вопросов, подготовленных Офисом президента на всенародный опрос, наиболее активно обсуждают возможность создания свободной экономической зоны на Донбассе. Это может говорить о том, что проблема "сшивания" страны реально беспокоит наших неравнодушных соотечественников. И часть общества готова к экспериментам, ссылаясь на известное: "под лежачий камень вода не течет". Другие же категорически против: мол, лучше уж никак (пока), чем вот так…
Анализируя результаты запроса в "поисковике", быстро убеждаешься: в войне аргументов "за" и "против" пока побеждают противники создания СЭЗ. То ли они поактивнее, то ли оттого, что критиковать всегда легче, чем предлагать конструктивные идеи? Выясняем.
Экономический и политический "пряник" для многострадального региона: аргументы "за"
Объясняя идею предоставления преференций для хозяйствования в прифронтовых районах, в Офисе главы государства попытались сразу же "отсечь" разговоры о том, что СЭЗ якобы будут приносить финансовую выгоду оккупантам. "Когда мы говорим о Донбассе, должны учитывать, что в Донецкой и Луганской областях все еще есть две части: подконтрольная государству и временно оккупированная. Разумеется, мы обязательно вернем Донецк и Луганск. Но ускорить этот процесс, упростить реинтеграцию, отойти от традиционно пассивного ожидания положительного решения можно лишь за счет более проактивной и инициативной позиции. Привлекательной и перспективной прежде всего для всего региона. Исходим именно из того, что создание на Донбассе, на свободной части, специальных экономических условий существенно повлияет на темпы и концепции эффективной реинтеграции. Конечно, если это поддержат украинцы ", – говорится в объяснениях от ОПУ. Задача — сделать регион привлекательным для бизнеса, системно восстанавливая и развивая новую инфраструктуру. А ускоренное экономическое развитие этих районов должно наглядно показать жителям временно неподконтрольных регионов, что после реинтеграции и они получат такие же возможности.
Другой аргумент — привлечение к работе в регионе как отечественного, так и иностранного бизнеса, должно стать "дополнительным аргументом для мировых держав помогать Украине, защищая работу своих компаний на Донбассе". "Специальный лояльнейший подход к налогообложению, принципиально комфортные условия госнадзора за бизнес-деятельностью могут существенно помочь украинскому Донбассу. Сначала свободному, а затем и освобожденному", — убеждены в Офисе президента.
В ОПУ также напоминают, что по закону "Свободная (или специальная) экономическая зона — это часть территории Украины, на которой функционирует специальный режим экономической деятельности. На такой территории могут устанавливаться льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия. Создание СЭЗ имеет целью привлечение иностранных инвестиций, увеличение экспорта товаров и услуг, внедрение новых технологий, более рациональное использование природных и трудовых ресурсов". Добавим, что для бизнеса эти территории привлекательны благодаря приближению производства к потребителю, минимизации расходов на таможенные сборы, использованию более дешевой рабочей силы.
Председатель Луганской военно-гражданской администрации Сергей Гайдай рассчитывает на многомиллиардные частные инвестиции в регион: "Уверен, что инвестиции зайдут сразу. Причем как украинские, так и иностранные. Мы не можем говорить, сколько подконтрольная часть Луганщины получит в случае создания свободной экономической зоны, так как не знаем, какой формат будет выбран. Но это — миллиарды гривень".
Среди политических аргументов в пользу создания СЭЗ — возможность ее использования для поиска компромиссов в ходе переговоров с Кремлем. Именно этим, кстати, аргументировал, актуализируя эту идею в начале августа, новый глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе в Минске Леонид Кравчук. "Можем предложить рассмотреть вопрос свободной экономической зоны в этих областях. Кстати, в 1993 году я, будучи президентом, подписал указ о создании свободной экономической зоны в этих регионах, и потом это как-то потерялось. Но это не значит, что невозможно вернуться к этому вопросу и обсудить его". В августе такую идею Кравчука раскритиковали. Впрочем, если большинство ответов на "вопрос №2" 25 октября будет положительным, "хотя прямых юридических последствий это и не несет, политический вес будет такой, что в среде политиков не смогут игнорировать выбор народа", — убеждены в Офисе президента.
Леонид Кравчук
Что касается внесения вопроса о создании СЭЗ в "список Зеленского", то эксперты приводят и еще один — относительно положительный — аргумент. Прежде всего, речь идет о выгоде для президентской политсилы, которая таким образом хочет вернуть расположение части электората из восточных областей. не агитируя ни за одну из политсил, должны признать: для страны это будет неплохо, ведь позволит "удержать" часть граждан, которые, разочаровавшись в "слугах народа", мигрируют в сторону ОПЗЖ, "шариевцев" и других антиукраинских сил.
Сомнительный эффект для "сшивания" и налоговая «гавань» для избранных: мнения противников СЭЗ
Создание льготных условий налогообложения и предоставления других преференций бизнесу, который будет работать в СЭЗ на Донбассе, по мнению многих экспертов, усилят риски вымывания денег из экономики. Одна из самых больших опасностей — коррупция, ведь речь идет о фактически узаконенных "лазейках" для теневой торговли. Свободные экономические зоны могут использовать как инструмент налоговой оптимизации. Как следствие — почти "законное" тотальное уклонение от уплаты налогов и сборов.
Один из вариантов — злоупотребление специальным налоговым режимом. Чтобы получить преференции, бизнес будет регистрироваться на Донбассе. Но денег в Донецкую область с Луганщиной не будет вкладывать, рабочие места там не будет создавать. Производство будет действовать в других регионах, где привычнее, выгоднее и безопаснее. А также ближе к потребителю. Которого, помимо прочего, можно будет заинтересовать низкой ценой по сравнению с другими производителями, чья деятельность облагается на общих основаниях. А это уже — недобросовестная конкуренция…
"Создание свободной экономической зоны не будет способствовать интеграции Донбасса. Напротив, территория, где не действуют законы Украины, не будет входить в единый хозяйственный комплекс страны и будет жить собственной жизнью", — предполагают противники идеи создания СЭЗ. Связанную с этим несправедливость могут испытывать не только предприниматели, но и местные власти, и все жители "остальной" Украины. Эксперты не исключают, что после создания свободной экономической зоны на Донбассе другие регионы также будут инициировать создание в себя подобных СЭЗ. Ведь раньше такие зоны местами уже существовали. Отсюда — экспертное заключение: такие инициативы грозят дисбалансом налоговой и таможенной систем. И даже усиливают риски федерализации…
Специальный режим налогообложения и соответствующие изменения в него противоречат Меморандуму о сотрудничестве с МВФ. Напомним, именно из-за критики со стороны Фонда в середине двухтысячных Украина свернула активное "СЭЗовское" движение (об этом — в материале "СЭЗ – это хорошая штука. Только без нормального суда невозможна…"). К тому же, идею внедрения выборочных льгот не поддерживают и в ЕС. Таким образом, создание новой СЭЗ может помешать ожидаемому пересмотру Соглашения об ассоциации на выгодных для Украины условиях, которые уже анонсировала наша власть.
Конечно же, время для учета этих и других вызовов есть. Возможное "да" от большинства опрошенных на избирательных участках не значит, что уже с нового года СЭЗ на Донбассе заработает. Этому должна предшествовать кропотливая законотворческая и практическая подготовительная работа. Конечно, если идея в ходе опроса будет поддержана.
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ