Почему 6% учетной ставки НБУ не обеспечивают дешевых денег

Аналитика

26.10.2020 16:30

Укринформ

Официально стоимость денег уже 4 месяца — самая низкая за время Независимости. Но доступных кредитов, как не было, так и нет. Ищем ответ

На прошлой неделе Нацбанк в третий раз подряд принял решение сохранить учетную ставку на самом низком в истории независимой Украины уровне — 6% годовых. Такой она держится уже более четырех месяцев. Глава НБУ Кирилл Шевченко в ходе «монетарного» брифинга заверил, что сохранение мягкой монетарной политики направлено на поддержку экономического восстановления и достижения цели по инфляции. Что ж, намерения благие. Но почему обе цели в этом коротком перечне не очень охотно поддаются монетарным "уговорам" регулятора. Инфляция пока недобирает до желаемых 5-6%. По итогам года прогнозируется, что она составит 4,1-4,2%, а такой низкий уровень не слишком способствует оживлению экономики. Падение же ВВП Украины по итогам 7 месяцев года замедлилось на 0,3% — с 6,5% до 6,2%, подсчитали в Минэкономики. Иными словами, хозяйство страны в условиях давления мирового коронакризиса восстанавливается не слишком живо. Потому что учетной ставкой единой…

Официальные аргументы для смягчения:

  • Обосновывая свое решение о продлении мягкой монетарной политики, Нацбанк исходил из того, что отечественная экономика, пораженная коронакризисом, нуждается сегодня в максимальной поддержке. Ее нужно, образно говоря, расшевелить. В том числе, и с помощью дешевых денег. Ведь макроэкономическая ситуация все еще очень шаткая.
  • В сентябре инфляция оставалась ниже целевого диапазона (5% + / — 1 п.п.). Госстат зафиксировал, что в результате сезонного роста предложения продуктов питания в III квартале темпы роста потребительских цен замедлились до 2,3% в годовом измерении. Но этот фактор несколько "нейтрализовали" другие составляющие украинской экономики: ослабление гривнb, подорожание энергоносителей. И хотя индекс потребительских настроений немного улучшился, но ввиду сложной эпидобстановки инфляционные ожидания бизнеса и населения продолжили ухудшаться. В результате НБУ пересмотрел годовой прогноз инфляции в сторону снижения от планового уровня 5% — до 4,1%. При этом регулятор прогнозирует, что в 2021 году рост потребительских цен может ускориться и до 6,5% под влиянием оживления экономики, эффекта от нынешнего ослабления гривни, а также повышения минимальной зарплаты, будет способствовать внутреннему спросу.
  • Украинская экономика, считают в НБУ, сократится на 6% в 2020 году. Такое падение является следствием прежде всего сложного для бизнеса II квартала, когда страна была «закрыта» на глухой карантин. Во втором полугодии ко всему добавился еще и ухудшенный прогноз урожая. Поэтому стране крайне важно обойти сценарий включения повторного локдауна — он точно перечеркнет все надежды на 4-процентный рост в ближайшие год-два.
  • Коронакризис существенно удешевил энергоносители, снизил спрос украинцев на импортные товары и путешествия за границу, а также спрос бизнеса на инвестиционную продукцию. В то же время внешняя конъюнктура для основных украинских товаров была благоприятной. В результате темпы падения экспорта по итогам года будут значительно ниже импорта. Это и приведет к формированию профицита текущего счета платежного баланса на уровне около 3% ВВП (проще говоря, денег от экспорта сейчас поступает больше, чем расходуется на импорт. — Авт.). Но дальше, с оживлением мировой экономики, подорожанием энергоносителей, снижением доходов от транзита газа, Украина, к сожалению, снова вернется к дефициту платежного баланса. Поэтому собственных экспортоориентированных производителей нужно уже сегодня стимулировать к развитию.
  • В Нацбанке очень надеются, что сотрудничество с Международным валютным фондом и другими международными партнерами сохранится. И предупреждают, что значительное отсрочки или приостановлениея исполнения обязательств перед МВФ может не только замедлить экономическое восстановление, но и существенно ухудшить инфляционные и девальвационные ожидания.
  • Ключевым риском для макрофинансовой стабильности в Украине, как и раньше, является углубление пандемии коронавируса и ужесточение карантинных мер. А также эскалация войны на востоке страны, негативное влияние отдельных судебных решений (речь идет о судебных баталиях вокруг национализированного Приватбанка. — Авт.), А также увеличение волатильности мировых цен на продукты питания учитывая глобальные изменения климата и риск усиления протекционизма в мире.
  • По теме:  В ЄС попри війну прискорилося економічне зростання

    Весь это «букет» рисков и предположений и побудил правления НБУ сохранить учетную ставку на уровне 6%.

    «В условиях высокого уровня неопределенности монетарная политика Национального банка в дальнейшем будет зависеть прежде всего от развития эпидемической ситуации и утвержденных параметров бюджетной политики. Если оживление внутреннего спроса и деловой активности окажется неустойчивым вследствие оста заболеваемости, Национальный банк сможет поддержать экономику последующим снижением учетной ставки. В то же время Национальный банк также готов повысить учетную ставку в 2021 году в случае усиления инфляционного давления. Баланс между стимулированием экономики и поддержанием умеренной инфляции будет сохраняться и в дальнейшем», — отметили в Нацбанке.

    Монетарная мягкость приветствуется, но жесткость банкирам ближе к «телу»

    Интересно, что банкиры почти единодушно предвидели такой ход мысли регулятора, и соответственно, высокую вероятность сохранения учетной ставки на прежнем уровне.

    Почему 6% учетной ставки НБУ не обеспечивают дешевых денег
    Елена Коробкова

    "На текущий момент уровень учетной ставки является стимулирующим в контексте усиления кредитной активности банков. Однако дальнейшая активизация кредитования во многом будет зависеть от сценариев выхода экономики из" коронакризы ", восстановление оптимистичных настроений бизнеса и потребителей, а также усиление защиты прав собственности и кредиторов" , — отметила в комментарии Цензор.нет исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.

    По теме:  Всемирный банк выделил Украине $500 миллионов на срочные нужды

    И вообще, банковской системе, говорят банкиры, нужно дополнительное время, чтобы получить эффект от снижения учетной ставки в этом году с 13,5% до 6% годовых (интересно, как долго еще ждать? — Авт.)

    Исполнительный директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Александр Леонов тоже считает, что низкая учетная ставка сегодня — правильное решение для стимулирования экономики.

    Почему 6% учетной ставки НБУ не обеспечивают дешевых денег
    Александр Леонов

    «Низкая учетная ставка позволяет делать более доступными кредитные ресурсы для банков, предприятий, бизнеса. Вопрос в том, насколько эти кредитные ресурсы действительно доступны украинскому бизнесу и гражданам. Потому что у нас действует такая система, при которой низкая учетная ставка — не всегда низкая для конечного потребителя. И если посмотреть на кредиты, которые выдают наши банки, их цена кажется завышенной.

    Хотя, конечно, сохранение учетной ставки на прежнем уровне — правильный шаг. И теперь нужно следить, насколько это повлияет на экономику. Потому что один Нацбанк не сможет победить экономический кризис. Нужны комплексные решения правительства», — справедливо замечает Александр Леонов.

    По теме:  В Украине с лета введут дополнительные доплаты к пенсиям: кто получит

    Действительно, если считать по формуле — учетная ставка НБУ плюс маржа банков, то у нас все кредиты должны уже быть ниже 10%, а не только обещанная «президентская» ипотека.

    Почему 6% учетной ставки НБУ не обеспечивают дешевых денег
    Алексей Кущ

    "Учетная ставка действительно должна быть каким-то маяком стоимости денег для коммерческих банков. Но если только при этом центробанк, который эту ставку и устанавливает (в нашем случае — НБУ), параллельно проводит адекватные операции на открытом рынке — скажем, насыщает его деньгами или, наоборот, изымает лишнюю ликвидность, – объясняет экономист Алексей Кущ. – Но в Украине учетная ставка существует как бы сама по себе. НБУ ее снижает, но при этом не насыщает экономику деньгами, то есть в реальности они не дешевеют. Плюс накладываются девальвационные ожидания, риски, которые учитывают банки при формировании своих кредитных ставок для физлиц".

    По его мнению, в имеющихся социально-экономических условиях кардинально изменить ситуацию и действительно резко удешевить кредиты можно только если государство будет компенсировать часть ставки. «Сделать это можно, например, за счет прибыли НБУ, а это 40-50 млрд в год. Эти средства можно было бы не перечислять в бюджет, а направить на компенсации по ипотеке и кредитам для малого и среднего бизнеса», — предлагает Алексей Кущ. Иначе ждать, когда звезды на небе для украинских банкиров «сложатся» в благоприятную кредитную конфигурацию, украинским заемщикам придется еще долго.

    Максим Параска, Киев

    По материалам: Укринформ