Бюджет 2021: пройти второе чтение будет сложнее, чем первое

Аналитика

06.11.2020 21:10

Укринформ

Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию бюджетного оптимизма власти не занимать. А как оно будет на самом деле, коронавирус покажет

Верховная Рада одобрила бюджетные выводы и предложения к проекту Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2021", что равнозначно принятию этого законопроекта в первом чтении. Депутаты предлагали больше 2 тысяч поправок, часть из которых была учтена. Теперь Правительство должно подготовить проект ко второму чтению и в двухнедельный срок представить его на рассмотрение ВР. Премьер-министр Денис Шмыгаль заверил: все сделают вовремя. Правительство настроено оптимистично по выполнению бюджета, если документ будет окончательно принят именно в этой редакции. "Проект вполне сбалансирован и реален для выполнения. Это не просто финансовая смета. Это инструмент развития и роста страны", — убежден министр финансов Украины Сергей Марченко. На такой министерский оптимизм эксперты и даже отдельные депутаты лишь грустно покачивают головами…

Что учли, а что нет

Укринформ уже сравнивал бюджет-2020 и проект бюджета-2021, подготовленный Кабмином к первому чтению. Проанализируем, на чем же остановились. Итак. Проектом закона предусмотрен рост ВВП на уровне 4,6%, потребительская инфляция на уровне 7,3%, уровень государственного долга к ВВП закладывается на уровне 64,6%. Среднегодовой курс доллара в 2021 году, по которому рассчитывается государственный бюджет, составляет 29,1 грн за доллар. Доходы бюджета планируются на уровне 1,071 трлн грн, а расходы — 1,350 трлн. Дефицит составляет 270,4млрд грн, или 6% ВВП. Средняя зарплата ожидается на уровне 13632 гривен в месяц, а безработица — 9,2%.

В ходе рассмотрения проекта госбюджета-2021 нардепы предлагали изменить размеры прожиточного минимума, изначально предлагаемые правительством. В частности, Комитет ВР по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов внес правку, предлагая утвердить на 2021 год прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере — 4332 гривни. Однако такого рода правки учтены частично, а Правительству поручили проработать этот вопрос.

Первоначальный вариант проекта Госбюджета-2021 предлагал минимальную зарплату на 2021 год: с 1 января — 6 тысяч гривень, с 1 июля — 6500 гривень. На это депутаты как раз согласились.

В разрезе расходов на безопасность и оборону закладываются расходы на уровне 267 млрд грн, где на зарплаты военным и правоохранителям предполагается 131 млрд.

В частности, 116 млрд грн предусмотрено на Минобороны. При этом к запланированным Кабмином расходам на те или иные оборонные программы депутаты согласились добавить от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов гривень. Ко второму чтению Кабмин должен предложить окончательные цифры.

По теме:  В ВСУ ухудшилась ситуация с COVID-19

Министерство внутренних дел получит около 98 млрд. На предложения немного уменьшить расходы на это ведомство Верховная Рада не согласилась. Так же и для Офиса генерального прокурора депутаты поддержали предложения Кабмина оставить финансирование на уровне 9 млрд грн.

Для СБУ предусмотрено 15 млрд грн. По просьбе отдельных депутатов добавить этому ведомству еще скромно почти половину — 8 млрд грн., Рада согласилась лишь частично. Окончательные цифры будут согласованы ко второму чтению.

Расходы на образование составляют 174 млрд грн, из которых на доплаты зарплат учителям — 21,2 млрд грн. Были предложения зафиксировать расходы на образование 7% ВВП (а это около 315 млрд грн), но депутаты решили — если и увеличивать финансирование образования, то в пределах возможного и по отдельным программам.

Бюджет 2021: пройти второе чтение будет сложнее, чем первое

Расходы на медицину составляют 156 млрд грн, из которых предусматривается увеличение зарплат медикам на 30%, на программу медицинских гарантий планируется потратить 123,4 млрд, на борьбу с коронавирусом — 19,4 млрд, из которых 2,6 млрд грн на вакцинацию (если к тому времени появится вакцина).

Интересно, что общего коронавирусного фонда, в том виде, как в 2020-м, не будет. Статьи расходов распределили между всеми распорядителями, которые были в нем записаны — Минздрав, МВД и другие. Поскольку по ассигнованиям текущего года в 63 млрд грн, непосредственно на борьбу с эпидемией потратили около 30% (то есть 19 млрд грн), то в следующем году решили отталкиваться от аналогичной цифры. В правительстве уверены, что этого хватит. А если нет, то деньги оперативно найдут, пересмотрев ресурсы доходной части, которая, как надеются, продолжит расти.

Расходы на социальную защиту населения заложены в размере 324 млрд грн.

На программу "Большое строительство" (развитие дорожной инфраструктуры) планируется выделить 150 млрд грн.

На программы поддержки малого и среднего бизнеса запланировано 12 млрд грн, из которых на реализацию программы портфельных гарантий планируется выделить 10 млрд грн и на компенсацию процентов по кредитам для малого и среднего предпринимательства — 2 млрд грн.

На финансовую поддержку регионов (ДФРР) запланировано 9,4 млрд грн. Расходы на культуру составят, как ожидается, 7,5 млрд грн, на спорт — 7,4 млрд грн. В поддержку угольной отрасли планируется выделить 4,5 млрд грн, на поддержку аграриев — 4,2 млрд грн, на цифровизацию отраслей экономики — 2,9 млрд грн.

Где на это все брать деньги?

По теме:  Кабмин совершенствует предоставление админуслуг в сфере госрегистрации

Бюджет 2021: пройти второе чтение будет сложнее, чем первое
Александр Трухин

Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам бюджета Александр Трухин при рассмотрении законопроекта в Верховной Раде сообщил: чтобы учесть все предложения депутатов, необходимо около 1,5 триллиона гривень, то есть фактически — еще один бюджет.

В итоге комитет ограничился куда более скромной суммой и предложил увеличить доходы бюджета на 20 млрд грн, а также немного перераспределить расходы.

В доходной части, депутаты, в частности, поддержали идею повысить план доходов Нацбанка (передается в бюджет) — с 33 млрд грн. планку подняли до 45 млрд грн. И именно на эти средства рассчитаны большинство депутатских "хотелок". На 1 млрд грн докинули план по налогу на прибыль предприятий (от них ожидают 107 млрд грн). Планы по ввозной пошлине увеличили ожидания на 2,4 млрд грн — до 32 млрд грн. От приватизации госимущества ожидают 6 млрд грн.

Оптимизм неоправдан, потому что "ковид" не спит

Предложенный правительством проект бюджета на следующий год нереалистичен, считают некоторые эксперты и оппозиционные депутаты. Они говорят о наличии в нем лишнего популизма и неоправданного оптимизма.

Бюджет 2021: пройти второе чтение будет сложнее, чем первое
Галина Васильченко

«Голос» не поддержал проект. Почему? Потому что это бюджет не о рациональности и развитии. А о популизме, недальновидности и неумении определять приоритеты, – заявила Галина Васильченко, народный депутат от партии «Голос», эксперт по экономическим вопросам…

По ее словам, ключевые недостатки бюджета заключаются, во-первых, в огромном дефиците. «Бюджетная дыра — 270 млрд грн, а это 6% ВВП (хотя норма 3%). Где взять деньги, чтобы покрыть дефицит? Ответа на этот вопрос в правительстве нет", — говорит депутат.

Во-вторых, в завышении доходов. «Уже в конце этого года мы увидим, что разница между плановыми и реальным поступлениями будет колоссальной. И что делает правительство? Опять закладывает нереалистичные показатели доходной части. На практике это означает, что власть перекладывает ответственность на бизнес и следующие поколения путем высоких налогов и займов», — комментирует Галина Васильченко.

И, в-третьих, в отсутствии долгосрочного видения. «Такой себе «бюджет одного дня». В нем не прослеживаются никакие приоритетные направления. Средства словно распределялись по принципу «раздадим всем понемногу». Но нет. Один приоритет нашелся — это Офис президента и силовики. А то, что мы живем в условиях войны с Россией, пандемии и экономического кризиса, власть будто не волнует», — возмущена народная избранница.

Кстати, она обращает внимание на тот факт, что за этот вариант бюджета проголосовали всего 209 «слуг», мол, монобольшинство не такое уж и "монобольшое".

По теме:  Эксперты МВФ достигли существенного прогресса во время визита в Киев

Бюджет 2021: пройти второе чтение будет сложнее, чем первое
Валерий Пацкан

«Правительство прогнозирует рост экономики на 4,6%. Это довольно оптимистично. Учитывая сложившуюся ситуацию, есть риски, что такой рост не будет достигнут. Карантин до конца года будут продолжаться. Статистика показывает рост числа больных COVID-19 как в Украине, так и в мире. Продолжается рецессия в промышленности и других отраслях. Снизились кредитование экономики и приток иностранного капитала, существенно сократились капитальные инвестиции. Это приведет к непоступлению доходов в определенных в бюджете объемах. К сожалению, предусмотрено реальное уменьшение расходов потребления и развития», – отметил глава Счетной палаты Валерий Пацкан по итогам экспертизы СП проекта госбюджета-2021.

По подсчетам специалистов Счетной палаты, в 2021 году доля государственных займов составит 39% всех финансовых ресурсов госбюджета. На выплату долгов в 2021 году предусмотрено треть его расходов — почти 620 млрд грн. «То есть, только на обслуживание долга пойдет каждая седьмая гривня доходов», — говорит Валерий Пацкан.

Экономисты указывают на то, что проект бюджета на 2021 год чрезвычайно оптимистичен, поскольку правительство не учитывает в своих прогнозах, что и в следующем году коронавирусный кризис и локдауны в странах Европы и в Украине будут негативно влиять на экономику. "По доходам правительство слишком оптимистично. Заложили в доходную часть по максимуму, что можно было заложить, но если что-то пойдет не так, то исправить ситуацию уже будет нечем", – говорит Мария Репко из Центра экономической стратегии в комментарии DW.

Бюджет 2021: пройти второе чтение будет сложнее, чем первое
Мария Репко

«Кабмин предусмотрел 270 млрд грн дефицита в главном финансовом документе. Однако неизвестно, как Украина должна найти эти средства, ведь за 10 месяцев Минфин не сумел покрыть дефицит бюджета, заложенный на 2020 год. Кроме того, без сотрудничества с МВФ Украина не сможет получить деньги от других международных партнеров», — в эфире 24 канала рассказал экономический эксперт Тарас Козак. В частности, и от коммерческих заемщиков через механизм евробондов. "Будет очень сложно вообще выполнить этот бюджет, даже без такого дефицита", — отметил эксперт.

Поэтому следующий этап «утрамбовки» всего заявленного в бюджете в первом чтении будет очень сложным для Министерства финансов: надо будет искать, где урезать, а где добавить. Для приведения бюджетного плана к реальности, по подсчетам экономистов, ко второму чтению придется сократить расходы на 80 млрд грн. Но это вряд ли понравится депутатам.

Марина Нечипоренко, Киев

По материалам: Укринформ