Китайские деньги на службе украинской экономики
Аналитика
28.12.2020 09:00
Укринформ
Межгосударственные контакты оживились. Укринформ исследовал в чем китайский интерес к украинским инфраструктурным и другим проектам
23 декабря состоялось четвертое по счету заседание Комиссии по сотрудничеству между правительствами Украины и Китайской Народной Республики и… первое за последние три года. Знатоки говорят: это большой успех. Ведь в последние годы в работе этой важной для обеих сторон комиссии было множество разных проблем с разными правительствами, и только сейчас в межгосударственных отношениях Украины и Китая по-весеннему «потеплело». По данным Госстата Украины, в 2019 году товарооборот между Украиной и КНР составил $12,79 млрд и вырос на 30% по сравнению с прошлым годом. В целом для ряда украинских производителей китайский рынок с 2014 года фактически заменил российский. А вот политические отношения долгое время стагнировали из-за «холодной войны» между Китаем и стратегическим партнером Украины — США. Поэтому сейчас на основе наработок комиссии будут определены новые приоритеты и конкретные планы украинского-китайского сотрудничества в различных сферах. Но не все в нем шло гладко, поэтому нынешнюю перезагрузку экономических отношений можно считать знаковой для обеих стран.
Официальный энтузиазм и позитивные ожидания
По результатам заседания Ольга Стефанишина и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хе подписали План действий
По словам участников заседания, комиссия «очертила новые амбициозные возможности для углубления сотрудничества и перезагрузки реализации совместных проектов и инициатив», в частности, в рамках совместного строительства «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути XXI века». По результатам заседания вице-премьер Ольга Стефанишина и вице-премьер Государственного Совета КНР Лю Хе подписали План действий по сотрудничеству и ускорению реализации совместных намерений в торгово-экономической, инвестиционной сферах, секторах инфраструктуры и энергетики, аграрной, промышленной и гуманитарной сферах. А еще месяцем ранее, правительство одобрило проект Соглашения между Кабмином и правительством КНР об углублении сотрудничества в области строительства инфраструктуры и уполномочило министра инфраструктуры Владислава Криклия его подписать.
Когда это произойдет еще неизвестно, но Виктор Довгань, экс-замминистра инфраструктуры по европейской интеграции (2016-2019), как один из участников продолжительного переговорного процесса, уже рад. Ведь этим соглашением Украина, по его словам, открывает двери для китайских кредитов в отечественную инфраструктуру.
«Углубление стратегического партнерства с КНР — одно из приоритетных направлений внешней политики Украины. Мы глубоко заинтересованы в дальнейшем всестороннем развитии отношений с Китаем по различным направлениям сотрудничества», — отметила вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина.
В комментарии Укринформу, ее советник, координатор Межправительственной комиссии Украина-Китай Сергей Нежинский сообщил, что в ходе встречи речь шла о намерениях расширить двусторонний диалог по правовым и юридическим вопросам путем подписания Программы сотрудничества. Особо были выделены вопросы кооперации в области эпидемиологии, включая профилактику и контроль над ковид-19, кардиологии, трансплантации. Стороны подтвердили высокую эффективность развития туризма, в частности участия в «Китайской международной ярмарке» и «UITT», а также высоко оценили результаты в учебных обменах и содействии обучению студентов из обеих стран. А также признали, что научно-техническое сотрудничество стало более активным в последние годы, особенно в креативных индустриях, авиакосмической отрасли обеих стран и др.
«Подписание «Программы совместного строительства «экономического пояса нового шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века» на период 2020-2025 года» на 4-м заседании комиссии открывает возможности для углубленной кооперации между украинскими и китайскими компаниями. Правительство Украины надеется на активное участие китайских компаний в проекте строительства инфраструктуры, индустриальных парков, в сфере энергетики и сельского хозяйства, в качестве стратегических и финансовых партнеров.
Сергей Нижинский
Корпорация Sinomach (государственный конгломерат, специализирующийся на производстве дорожно-строительной, сельскохозяйственной и другой техники. — Авт.) и ее дочерние компании ССЕС, СMEC, YTO стали надежными проводниками украинского бизнеса в КНР. Мы уверены что компании корпорации Sinomach поддерживают и новые направления сотрудничества указанные в программе», — отметил Укринформу Сергей Нежинский.
Опоясать мир Шелковым путем современности
Еще в 2013 году лидер Китая Си Цзиньпин инициировал возобновление «Шелкового пути». В Украине эта инициатива называется «Один пояс, один путь», а во всем мире называется Belt and Road Initiative (BRI). Эта китайская правительственная инициатива претендует на статус крупнейшего и самого дорогого инфраструктурного проекту за всю мировую историю.
Идея заключается в прокладке железнодорожных и автомобильных дорог в Европу через Среднюю Азию, Средний Восток, Кавказ и Ближний Восток. А также сухопутных путей через Индию и Пакистан к портам на Индийском океане. Кроме того, есть идея построить инфраструктуру портов для Морского Шелкового пути, который должен проходить через Индокитай в Индию, дальше в Африку и через Суэцкий канал в Европу. По оценкам специалистов, все проекты могут стоить от 1 до 4 трлн долларов.
Официально Китай мотивирует развитие BRI как углубление экономических связей между странами Евразии, в рамках развития глобализирующегося мира, где товары, капиталы и люди должны передвигаться свободно на просторах континентов. Его создание принесет экономические и геополитические последствия для всего мира. В том числе и для Украины, которая присоединилась к проекту в 2015 году, подписав протокол между Министерством экономического развития и торговли Украины и Министерством коммерции КНР об укреплении сотрудничества при совместной реализации идеи построения экономического пояса Великого шелкового пути. В январе 2016-го Украина запустила из Ильичевского торгового порта первый экспериментальный грузовой поезд в Китай в обход территории РФ через Грузию, Азербайджан и Казахстан. Украинский поезд преодолел этот путь за 15 суток. В декабре 2017 года было заключен план действий Украина-КНР по реализации инициативы совместного строительства «экономического пояса шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века».
BRI не является исключительно экономическим проектом, а имеет колоссальное геополитическое значение. Такой вывод можно сделать хотя бы из того, что к половине проектов привлекаются другие, не китайские инвестиции, и то, что по разным оценкам только 6% из китайских инвестиций — частные. То есть, в основном, вкладывается китайский государственный капитал. Финансирование обеспечивается контрактам, подкрепленным дисконтированными кредитами из китайского бюджета (погашение кредитов рассчитывается в сторону уменьшения конечной суммы). Такое кредитование может непосредственно предоставляться правительствам-получателям, однако обязательным условием является участие в реализованном проект китайской компании и ее персонала. Погашение кредита иногда может осуществляться в виде ресурсов.
Сальдо торговли может быть и «позитивным»
Со стороны Украины тоже есть свои интересы. Товарооборот агропродукции между Украиной и Китаем за I полугодие 2020 г. составил $2,7 млрд. А экспорт — $2,4 млрд (основными экспортными позициями были железная руда, кукуруза, подсолнечный шрот и подсолнечное масло). И поэтому Украина нацелена наращивать потенциал на наиболее перспективном азиатском рынке. «Приоритетами украинской стороны на ближайшие 5 лет являются достижение сбалансированного импортно-экспортного сальдо между Украиной и Китаем, прирост инвестиций в Украину на реализацию проектов по производству товаров с высокой добавленной стоимостью, расширение перечня продовольственных товаров экспортируемых в Китай. Для достижение этих приоритетных задач мы видим ряд конкретных проектов, в которых могут принимать участие китайские компании», — говорит Сергей Нежинский.
По его убеждению, особое место среди отечественных инфраструктурных проектов со стороны Китая заслуживают не только объекты транспорта: дороги, мосты, речная и морская инфраструктура, железная дорога, авиационная инфраструктура, но и объекты инфраструктуры информационной (сети передачи и хранилища данных, смарт-сети, электронные торговые площадки) и объекты сельского хозяйства (системы ирригации, хранения переработки и транспортировки продуктов сельского хозяйства).
Валерий Ткачев
Между тем, не все в Украине разделяют «розовый» оптимизм. «Китайский опыт очень бы пригодился Украине, но, к сожалению, я не слышал, чтобы какие-то глобальные украинские инфраструктурные проект интересовали официальный Пекин вне зоны его интересов. Глобальное противостояние между Китаем и США накладывает отпечаток на сотрудничество Украины с этими государствами. С другой стороны, мы понимаем, что Китай — это интересный и мощный партнер. Он готов инвестировать средства в Украину, строить в Украине. Китай заинтересован в нашей аграрной продукции, машиностроении и других товарах. Поэтому направления внешнеэкономической деятельности страны в этом вопросе должен определить президент Украины, чтобы было четко понятно — с кем мы «дружим» и на каких условиях? Ведь сегодня в этом вопросе присутствие политики начинает преобладать над чисто экономическими факторами», — несколько раньше комментировал для AgroPolit.com заместитель директора Департамента коммерческой работы« Укрзализныци» Валерий Ткачев.
Нет метро на Троещину, зато есть солнечные станции, перегрузочные терминалы и дороги
В последние годы Китай инвестировал в Украину около $7 млрд и планирует инвестировать еще $10 млрд.
Среди крупнейших вливаний средств, которые китайская сторона уже сделала, можно выделить ряд успешных проектов. В 2016 году в портово-логистической сфере китайская корпорация COFCO Agri запустила в Николаевском морском торговом порту перегрузочный комплекс зерновых и масличных культур годовой мощностью 2,5 млн тонн. Инвестиционный проект обошелся в $75 млн.
В 2018 году китайская компания СМЕС и DTEK Рината Ахметова построили Никопольскую солнечную электростанцию мощностью 200 МВт. China Harbour Engineering Company (СHЕС) завершила дренажные работы (4,4 миллиона кубометров) в украинском порту «Южный», смета проекта составила $38. Немало китайских компаний участвуют в украинской газодобыче, как, например, Хinjiang Beiken Energy Engineering, или строительстве дорог, как, например, Sinohydro, которая реконструировала отдельные участки трассы Киев — Чоп. Сегодня Китай ожидает предоставления Украиной государственных гарантий для инвестирования $600 млн в строительство нового блока Славянской ТЭС (ПАО «Донбассэнерго»).
Но были и провалы …
Китайская компания China Pacific Construction Group (CPCG) пыталась начать в 2018 году строительство четвертой линии метро в Киеве, которая должна, наконец, связать киевский жилой район Троещину с центром города. Но не сложилось… Компания China National Complete Engineering Corporation (CNCEC) должна была стать генеральным подрядчиком для строительства 8-километровой пассажирской железной дороги «Воздушный экспресс», соединяющей Киев с международным аэропортом «Борисполь». Были даже выделены первые транши, и снова не сложилось. Позже проект реализовала Укрзализныця.
Скандалом закончился и контракт между ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» (ГПЗКУ) и Китайской национальной корпорацией машинной индустрии и генеральных подрядов (ССЕС), подписанный в 2013 году. Общая его стоимость составила $3 млрд. Это сотрудничество должно было стать самым крупным проектом Китая в Украине. В рамках первого транша, который составил $1,5 млрд и поступил в компанию, ГПЗКУ обязалась в течение 15 лет поставлять в Китай зерновые, а полученными средствами погашать долг. Вторая часть транша предстояло направить на закупку китайской техники, но из-за взаимных претензий, планы так и осталась на бумаге. Компания перестала выплачивать Китаю долги по кредиту. В ответ китайская сторона через суд блокировала счета ГПЗКУ в конце 2017 года. Сейчас ГПЗКУ частично долги выплачивает.
В 2015 году Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment (BSAII) подписала с предприятием по производству авиадвигателей «Мотор Сич» меморандум о сотрудничестве — планировалось построить самолетостроительный завод в Китае и для того, чтобы перенести туда производство двигателей Мотор Сич. Служба безопасности Украины это соглашение заблокировала. Как потом и продажу акций украинского предприятия китайской компании.
А совсем недавно Укравтодор расторг договор с китайской компанией Sinohydro Corporation Limited, которая занималась строительством северного обхода Житомира, из-за нарушения условий договора и медленных темпов работ.
Андрей Усенко
«Стоит отметить, что Китай выделяет кредитование, как правило, под закупку оборудования, произведенного в Китае. Таким образом обеспечивает поддержку своего промышленного сектора и значительные объемы экспорта. Таким примером могут служить инфраструктурные проект, где китайская сторона всегда настаивает на привлечении только китайского генподрядчика, то есть использовании китайских материалов и рабочей силы, что позволяет поддерживать промышленный и строительный сектора Поднебесной. На сегодня мы можем наблюдать только единичные случаи интереса Китая делать прямые инвестиции. Например, это потенциальный интерес китайской бирже BOCE к «Украинской бирже» и продажа этой же компании банка УБРР», — отмечал в комментарии Finance.ua Андрей Усенко, менеджер отдела инвестиций и рынков капитала KPMG в Украине.
Перспективы — все перевесят
И все же географическое положение Украины на сегодня остается важным фактором для поиска возможностей в треугольнике Украина-Китай-ЕС. Зона свободной торговли с ЕС и начало торговой и инвестиционной либерализации с КНР может дать в будущем существенные преимущества в реализации совместных стратегических проект, считают в Министерстве экономического развития и торговли Украины. «Торговля с КНР — стратегически важное направление для Украины. КНР — №1 по объему товарооборота среди партнеров Украины в мире (при условии, если мы рассматриваем торговлю с ЕС как с отдельными странами). Потенциал сотрудничества огромен, поэтому мы всячески поддерживаем углубление нашего торгово-экономического сотрудничества», — отметил министр Игорь Петрашко. Главное, чтобы в процессе этого сотрудничества научиться так же четко ставить стратегические цели и преданно отстаивать свои государственные интересы, как это делает Китай.
Оксана Полищук, Киев
По материалам: Укринформ