ГИАГ вместо ГАСИ: а что, кроме названия, изменится в строительном контроле?

Аналитика

04.01.2021 21:19

Укринформ

Правительство исправляет ошибки в связи с ликвидацией Госархстройинспекции. Но без законодательного нормирования ситуацию не исправить, — говорят эксперты

Среди ожидаемых реформ, которые не удалось воплотить в "пандемический" 2020-й, — реальные изменения в системе архитектурно-строительного контроля. В силу специфики этой сферы, о нюансах которой известно только специалистам и небольшой группе "посвященных" экспертов, в публичной плоскости тема не получила такого ​​отклика, как, например, реформа таможни или налоговой. Не говоря уже о медицинской отрасли или антикоррупционной вертикали. В то же время "посвященные" говорят: сохранение статус-кво в недореформированнойм системе ГАСИ таит кучу опасностей. Это и коррупционные риски — когда разрешения и решения продаются за деньги, а прозрачные тендерные процедуры дискредитируются. И экономические — когда «в тени» вращаются миллиарды, а в бюджеты ничего не попадает. И технологические — когда из-за консервирования старых подходов тормозятся любые инновации, а значит — нет речи ни о каких "здоровых" инвестициях и реальном прогрессе. И социальные — когда нарушение правил и норм при отсутствии госконтроля не только повышает градус социальной напряженности (вспомним противостояние вокруг сотен незаконных строек или о десятках тысяч жертв стройафер), но и непосредственно угрожает жизни и здоровью украинцев.

Поэтому неудивительно, что "под елку" власть приняла два важных для старта (или перезапуска) реформы решения. Правительство утвердило постановление "О некоторых вопросах функционирования органов архитектурно-строительного контроля и надзора", которым отменило ряд предыдущих постановлений, раскритикованных специалистами. А президент издал указ о персональном составе Координационного совета по решению проблемных вопросов в сфере градостроительства, который, среди прочего, будет искать пути решения проблем незаконной застройки и долгостроев, возведение которых началось на средства частных инвесторов — физических лиц.

Система архитектурно-строительного контроля: шаг вперед и два назад?

Реформирование отрасли стало одной из первых тем, которой еще до весеннего карантина "вплотную" занялся действующий Кабинет министров, воспользовавшись наработками "предшественников" из правительства Алексея Гончарука. Осенью 2019-го последний получил от главы государства поручение побороть коррупцию в системе ГАСИ. 13 марта прошлого года состоялось выездное правительственное заседание, в ходе которого Владимир Зеленский сообщил о ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции. Датированным тем же днем ​​постановлением КМУ вместо ГАСИ создали три новых органа: Государственную инспекцию градостроительства, Госагентство по техническому регулированию в градостроительстве и Государственную сервисную службу градостроительства. Таким образом, ГАСИ — "универсальный монстр", контролировавший практически всю систему правовых и хозяйственных отношений в этой сфере, — де-юре был ликвидирован. Его прежие ответственность и функции разделили: Государственной сервисной службе градостроительства поручены регистрационные действия в строительстве, Госагентство по техрегулирования в градостроительстве должно определять технические параметры, строительные нормы, еврокоды и т.д., а "градостроительная" инспекция должна, по замыслу, заниматься наблюдением и контролем в строительной отрасли .

Впрочем, такое решение раскритиковала часть "заинтересованного" бизнеса и экспертной среды. И Секретариат Кабинета министров, кстати, также обнародовал негативные выводы. Ведь на такой шаг нельзя было идти, предварительно не внеся законодательные изменения. Иначе — любые подзаконные акты в этой области будут противоречить закону (Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" от 2011 года). И это, наверное, и стало одной из причин того, что к концу 2020-го де-факто реформу так и не провели.

По теме:  Госбюджет-2021: Минфин завершил переговоры с МВФ

За неделю до нового года чиновники сделали и юридический "шаг назад". Кабмин возобновил действие постановления от 2011 года, которым вернул "дореформенный" порядок осуществления государственного архитектурно-строительного контроля. Двое из "зачатых", но так и "не рожденных" за 9 месяцев "детищ реформы" — Государственная инспекция градостроительства и Государственная сервисная служба градостроительства — ликвидированы. Зато Кабмин создал Государственную инспекцию архитектуры и градостроительства Украины (ГИАГ), реализующую государственную политику в вопросах госархстройконтроля и надзора.

ГИАГ вместо ГАСИ: а что, кроме названия, изменится в строительном контроле?
Виктор Глеба

По мнению бывшего заместителя главного архитектора Киева, независимого эксперта в области градостроительства Виктора Глебы, после неудачной попытки реформы вернуть систему в "старое русло" уже не удастся. С одной стороны, ГАСИ, несмотря на мартовское решение о ликвидации, как бы продолжает существовать, имеет свой сайт, предоставляет административные услуги, ведет ряд реестров. С другой — основных функций по государственному контролю и надзору с марта прошлого года ведомство не выполняет. И физически восстановить контроль и надзор, только изменив название с ГАСИ на ГИАГ, невозможно. Потому что в ГАСИ уже нет ключевых для этого департаментов — разрешительных процедур и надзора и контроля — как это, собственно, предусмотрено Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности".

"Практические последствия уже есть, — говорит Виктор Глеба. — Речь, например, о выдаче разрешений на строительство жилых комплексов вместо общежития МВД, складов ГП "Уголь", имущества Института мелиорации, на землях Национальной академии наук вблизи "Феофании"… И это, по оценкам авторов реформы, не считается коррупцией. Потому что коррупция, по их мнению, — лишь запрет на сооружение объектов: мол, таким образом кто-то пытается ставить палки в колеса "честному" строительному бизнесу. Хотя на самом деле большинство отказов обоснованы: из-за несоответствия генеральным планам или нарушения государственных строительных норм. Теперь на эти "мелочи" закрывают глаза. Поэтому неудивительно, что в "переходный период", когда отрасль никто не контролировал, выдали 4800 разрешений с нарушением ГСН", — подытожил эксперт.

Реформирование законодательства vs изменений через подзаконные акты

Председателем новообразованного Координационного совета по решению проблемных вопросов в сфере градостроительства Владимир Зеленский назначил заместителя председателя парламентского Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елену Шуляк. Задачи новой структуры определены предыдущим указом главы государства от 29 сентября. Цель — создание условий для реализации права граждан на жилье, наработка эффективных механизмов защиты прав инвесторов и застройщиков объектов жилищного строительства и других объектов градостроительства, в соответствии с пунктом 28 части первой статьи 106 Конституции Украины.

Напомним, ранее в правительстве заявляли о разработке "дорожной карты" по решению проблем незаконных застроек и проинвестированных населением "долгостроев". Среди первоочередных задач — создание новой законодательной базы, которая бы исключала мошенничество с застройками, гарантируя защиту вложенных инвесторами денег в строительство и формирование действенных механизмов достройки незавершенных объектов. Цель вроде благородная, задачи — "вменяемые"…

По теме:  США и союзники готовят новые санкции против российских нефтепродуктов - WSJ

Однако часть экспертов довольно критически отнеслась к "кадровомуц" выбору главы государства. К примеру, кандидат наук в сфере государственного управления Виктор Глеба напоминает, что именно Елена Шуляк была одним из идеологов предыдущих шагов по реформированию отрасли, которые и привели к ее разбалансировке. И народный депутат это сама признала, назвав ситуацию в отрасли “провалом 2020 года”.

ГИАГ вместо ГАСИ: а что, кроме названия, изменится в строительном контроле?
Елена Шуляк

"Убегал от волка, а попал к медведю", — украинская пословица идеально описывает случившееся с реформой ГАСИ. Собственно, именно эта реформа и удостаивается звания "провал года", поскольку она не то, что не сделала… наоборот — сделала хуже, чем было. ГАСИ ликвидировали, но вместо нее создали три новые структуры. Девелоперы и застройщики говорят: коррупция никуда не исчезла. и я согласна. Более того, с грустью констатирую, что "такса" возросла в три раза", — написала госпожа Шуляк. По ее словам, теперь вся надежда на рестарт реформы в 2021-м.

Но. Если это снова попытаются сделать путем принятия подзаконных актов, дела не будет, — убеждены отраслевые специалисты. Выход — обновление законодательства. И уже потом приведение всей нормативной базы в соответствие с ним.

Законопроектов много. "Хороших и разных". Но будет ли результат?

Далеко не все верят, что ВР удастся достичь консенсуса по согласованному варианту нового рамочного закона. Дело в том, что в парламенте были зарегистрированы 5 законопроектов по этому вопросу. С разными подходами, с разной идеологией, а главное — с разными выгодоприобретателями от принятия того или иного документа. Два из них отозвали. Осталось три «активных».

1. Проект закона №3336. Как напоминает кандидат юридических наук, старший партнер TOTUM LF Юрий Хапко, именно этот проект находится в Верховной Раде дольше других. "Его содержание, по моему мнению, вызывает больше всего вопросов, поскольку содержит ряд сомнительных положений. Одно из них — право осуществлять государственную регистрацию в сфере градостроительной деятельности экспертам и экспертным организациям. Фактически — это создание таких "частных ГАСИ", что может привести как к исчезновению коррупции в этой сфере и значительному упрощению оформления документов, так и к появлению "черных регистраторов ГАСИ" и еще большего числа проблемных объектов", — считает господин Хапко.

Архитектор Виктор Глеба также предостерегает от лишения государства функций по надзору и контролю в строительстве. Такое свое время сделали со строительной экспертизой, которая сейчас на 92% сконцентрирована в частных руках. То есть, мы сознательно провоцируем ситуацию, когда ответственность за строительную безопасность в Украине будут нести ООО — общества с ограниченной (!) ответственностью.

 «Не забывайте также о деятельности «серых» нотариусов и "черных" регистраторов. Если такие же схемы внедрят и в разрешительной сфере, "серые" инспекторы и "черные" регистраторы через Единую электронную систему смогут без особых для себя рисков зарегистрировать все что угодно. К примеру, сейчас в системе по адресу Дома профсоюзов на Майдане Независимости зарегистрирован торговый центр, физически расположенный на проспекте Бажана. Точка регистрации фельдшерско-акушерского пункта села Бзов — в Старонаводницком парке Киева… Очень часто привязка в Единой электронной системе осуществляется по недостоверным сведениям с подделкой экспертных отчетов и выводов технического надзора. Частный контроль, убежден, только добавит проблем", — отмечает Виктор Глеба. А предусмотренный авторами законопроекта предохранитель в виде обязательного страхования ответственности таких «частников» вряд ли сработает…

По теме:  Имитация борьбы с контрабандой — Гончарук после визита на Буковинскую таможню

ГИАГ вместо ГАСИ: а что, кроме названия, изменится в строительном контроле?
Юрий Хапко

2. Проект №3875. По мнению Юрия Хапко, этот документ "видится более прогрессивным для отрасли с технологической точки зрения, ведь предлагает внедрение BIM-проектирования (информационное моделирование строительного объекта, его виртуальное возведение, что позволяет оценить все преимущества и риски. — Ред.). Обязательность разработки градостроительной документации в векторной цифровой форме и даже возможность с 1 сентября 2022 г. автоматической генерации градостроительных условий и ограничений программными средствами".

Господин Хапко лишь сомневается, что в украинских реалиях это сработает именно так, как задумано. Ведь влияние местных органов архитектуры на бизнес сохранится. Что в условиях возможного повышения стоимости проектных работ может даже усилить коррупционные риски. Потому что при выборе — отказываться от строительного проекта или "договариваться", — инвесторам отступать будет уже некуда.

3. Проект закона №3876. "Документ, по-моему, весьма символично определяет уголовную ответственность и квалифицирует значительное количество нарушений в сфере градостроительства как преступления. Например, предложена уголовная ответственность за нарушения в сфере градостроительства, повлекшие вред для жизни и здоровья людей или значительный имущественный ущерб", — отмечает Юрий Хапко. Впрочем, и этот документ, по мнению экспертов, требует доработки и более четких формулировок. В частности, пока остается открытым вопрос о компетентности органов досудебного расследования преступлений в сфере градостроительства.

Юрий Хапко добавляет: "Проанализировав все законодательные инициативы, можно сделать вывод, что консолидированная позиция абсолютно отсутствует и отдельные группы народных избранников кардинально по-разному видят развитие отрасли. Каждый из законопроектов содержит как положительные, так и существенно негативные моменты, которые могут создать больше проблем, чем их решить. Надеюсь, что ни один из проектов не будет принят отдельно в текущих редакциях. Вместо этого стоит создать консолидированную версию, которая впитает в себя лучшие идеи каждого из них".

Хотя Виктор Глеба считает, что шансы на принятие документа, который вернет сферу государственного архитектурно-строительного контроля к полноценной жизни, минимальны. "Поскольку экспериментально можем выяснить, что произойдет, когда пять человек одновременно бросятся в узкие двери… Слишком много интересов вокруг сконцентрировано. И существуют риски "протаскивания" группами влияния именно документа". Свидетельством этого господин Глеба считает то, что до сих пор не прошли слушания в комитете ни по одному из отраслевых законопроектов. Поэтому до подготовки консолидированного документа, похоже, еще далеко.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ