“Инвестняни” уже на старте
09.03.2021 18:16
Укринформ
Что известно о государственных механизмах стимулирования инвесторов и почему есть "недовольные"
Верховная Рада приняла два законопроекта в развитие резонансного Закона "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине" — более известного, как "закон об инвестнянях". Новые законодательные акты №3761 и №3762 предусматривают изменения в Налоговый и Таможенный кодексы в части налогообложения субъектов хозяйствования, которые реализуют масштабные инвестиционные проекты, а также таможенного оформления оборудования, необходимого для их воплощения.
После подписания принятых документов президентом формирование законодательного поля для улучшения инвестиционного климата в Украине будет завершено (рамочный закон Владимир Зеленский подписал еще в феврале). За исключением нескольких "штрихов": до августа Министерство экономического развития должно утвердить нормативные акты для практической реализации законодательных инициатив. Поэтому, даже по самым осторожным прогнозам, первые крупные инвесторы смогут воспользоваться преимуществами работы в Украине уже в конце лета — начале осени. Сторонники же идеи рассчитывают, что произойдет это гораздо раньше. Зато критики поддержки "избранных" инвесторов с нововведениями, похоже, смирились. Хотя и продолжают настаивать: такой избирательный подход нерыночный. Ведь "правила игры" для всего бизнеса должны быть одинаковыми. По данным информированных источников, не слишком довольны такими новациями и наши международные партнеры — в частности, из МВФ. Хотя к подобным преференциям в свое время прибегали и в Сербии, Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, и во многих других странах …
Что изменится в растаможке и налогообложении для крупных инвестпроектов
Законодатели конкретизировали налоговые и таможенные льготы, которые Украина будет предоставлять крупным инвесторам, планирующим вкладывать десятки миллионов в новые предприятия и производства. Цель, по словам авторов законопроектов, — стимулировать привлечение в отечественную экономику стратегических инвесторов, повысить инвестиционную привлекательность Украины, а также увеличить ее конкурентоспособность. Ведь до сих пор одной из преград для привлечения капиталовложений в реальную экономику остается высокий уровень инвестиционной привлекательности соседних стран — региональных конкурентов. Изменить ситуацию в нашу пользу, мол, и поможет внедрение в Украине системы государственной поддержки масштабных инвестиционных проектов. Организационную составляющую такой поддержки предусмотрели в уже упомянутом рамочном законе "об инвестнянях". Практические же механизмы фискальных преференций формируются путем изменений в Налоговый и Таможенный кодексы. Среди предложений:
Как, для кого и для чего будут работать в Украине "инвестиционные няни"
"Порог вхождения" в программу поддержки значительных капиталовложений — это обязательство вложить в отдельный инвестпроект по меньшей мере € 20 миллионов (в эквиваленте).
Ольга Магалецкая
“Документ с самого начала разрабатывали для инвесторов и с учетом их пожеланий. Сначала рассматривались инвестиции от $100 млн. Но затем были COVID, локдаун, и стало понятно, что это — космическая сумма, – вспоминает глава Офиса Национального инвестиционного совета при Президенте Украины Ольга Магалецкая. — Также мы анализировали проекты, которые воплощались в стране за последние 10 лет — прежде всего, в перерабатывающей отрасли, машиностроении… И выяснили, что средний ожидаемый уровень финансирования составил примерно $28 млн. Поэтому нужно было снижать планку. И мы подали президенту законопроект уже с €30 млн. А потом экономический комитет Верховной Рады и депутаты согласовали €20 млн. И я с этим согласна".
Кроме финансовой состоятельности, инвесторы и предложенные ими проекты должны отвечать еще и другим утвержденным законом "об инвестнянях" критериям. Общий объем господдержки (с учетом стоимости льгот, предусмотренных на государственном уровне, и преференций, предоставленных местными властями), не может превышать 30% суммы инвестиций в проект. То есть, 70% нужных денег должен найти инвестор. А срок реализации проекта не должен превышать 5 лет. К тому же законодатель ограничил сферы, на которые будет распространяться действие программы. Это — здравоохранение, обращение с отходами, добыча с целью переработки и/или обогащения полезных ископаемых (кроме каменного и бурого угля, сырой нефти и природного газа), транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность, логистика, образование, искусство, культура, спорт, туризм и рекреация. Проект должен предусматривать строительство, модернизацию, техническое и/или технологическое переоснащение объектов инвестирования, приобретение необходимого для этого оборудования. Еще одно обязательное условие — создание инвестором не менее 80 рабочих мест с зарплатой не менее чем на 15% выше средней заработной платы за соответствующий вид деятельности в регионе, где реализуется проект, за предыдущий календарный год.
Предохранители от злоупотреблений и требования к обещаниям
Задача государства — упрощение бюрократических процедур и облегчения общения инвестора и его представителей с властными структурами и разрешительными органами. Помогать в этом будут специально назначенные советники ("инвестняни"), уполномоченные Правительственным офисом UkraineInvest. Плюс уже упомянутые налоговые льготы, таможенные облегчения, а также обеспечение за госсчет объектами смежной инфраструктуры. Речь идет о строительстве новых или предоставление в пользование (как правило, после реконструкции) существующих автодорог, линий связи, сетей тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, других инженерных коммуникаций. С одной стороны, государство гарантирует выполнение взятых при подписании каждого инвестпроекта обязательства. С другой — хочет такой же ответственности от инвесторов. Среди предусмотренных ограничений — перспектива потери таможенных и налоговых льгот при попытке перепродать завезенное в рамках реализации проекта оборудование. Если оно будет отчуждено раньше, чем через пять лет после зачисления на баланс или в случае досрочного прекращения действия специального инвестиционного договора, средства, не полученные государством в качестве ввозной пошлины, придется вернуть. К тому же, если оборудование будут ввозить из Российской Федерации или с временно оккупированных территорий Украины, льготы не будут действовать вообще — растаможка будет проводиться на общих основаниях. То же касается и обложения импорта налогом на добавленную стоимость. Инвестор также будет терять право на любые льготы при досрочном прекращении специального инвестиционного договора в связи с неисполнением обязательств по объему инвестиций и срокам реализации проекта (кроме случаев невыполнения обязательств государством или наступления форс-мажорных обстоятельств).
Павел Кухта
"Кроме задекларированной цели — улучшения инвестиционного климата и привлечения в экономику капитальных вложений, — концептуально закон решает две задачи. Одна из которых — легализация и нормирование деятельности системы, занятой сопровождением крупных инвестиций. Представители UkraineInvest де-факто и есть те "няни", — отмечает в комментарии Укринформу бывший и.о. министра экономического развития Украины Павел Кухта. — Просто термин, на мой взгляд, выбрали не самый лучший. Во-вторых, речь идет о законодательном урегулировании возможностей для Кабмина на договорной основе предоставлять крупным инвесторам специальные условия хозяйствования в Украине".
Почему инвестиционным "раем для избранных" довольны не все
Мнения независимых экспертов и представителей бизнеса об эффективности обновленного инвестиционного законодательства неоднозначны. Кто-то считает, что упомянутые законы действительно привлекут в Украину "большие деньги". Ведь перспективы затяжного общения с нашей бюрократической машиной — один из факторов, который, наряду с незащищенностью прав собственности и несовершенством судебной системы, больше всего отпугивает иностранных инвесторов от капиталовложений в украинскую экономику. Теперь же им будет помогать "специально обученный" уполномоченный государством представитель. И само государство, которое через упомянутые механизмы поддержки и преференций будет обеспечивать до 30% финансирования проекту, не заинтересовано "вставлять палки в колеса" инвесторам. Общий интерес — как можно быстрее начать полноценную производственную деятельность в рамках каждой из программ. Поэтому, по прогнозам обозревателей, "пробные" 3-5 проектов в случае успеха станут сигналом для массового прихода иностранных инвесторов в Украине. И тогда количество таких программ быстро вырастет — до десятков или даже сотен… Хотя другие специалисты обращают внимание на то, что каким бы положительным ни был этот шаг, он рассчитан не столько на иностранцев, как на крупный и выше среднего доморощенный бизнес. А значит — потенциально может формировать неравные условия хозяйствования в отдельных отраслях и секторах. Довольно спорной называет тему предоставления льгот отдельным бизнесам Павел Кухта. "С экономической точки зрения это — не очень хорошо. Но поскольку такие решения помогают решать проблему привлечения инвестиций и, к тому же это довольно распространенная в мире практика, лучше иметь в распоряжении такой механизм, чем не иметь вообще никакого. Есть ли возможности злоупотреблений? Потенциально — да. Ведь если правительство будет ненадлежащим образом контролировать этот процесс, господдержкой может воспользоваться не реальный инвестор, а "заинтересованная" группа, которая просто попытается уклониться от уплаты налогов. Но поскольку речь идет о больших суммах, это, безусловно, будут скандальные истории, скрыть которые, как шило в мешке, не удастся. И за это должна наступать политическая ответственность", — заключает специалист.
Сергей Цивкач
“По данным опросов о том, на какие факторы инвесторы чаще всего обращают внимание, "заходя" в ту или иную экономику, более прогнозируемая работа с государством и более прогнозируемые действия государства часто важнее, чем финансовые или другие стимулы", — соглашается исполнительный директор UkraineInvest Сергей Цивкач. И добавляет: "Новый закон дает сразу два преимущества — и стимулирование, и подписание "надежного" соглашения с государством. Что означает предсказуемость сотрудничества инвестора с Украиной. При этом закон не дает преимущества ни одной из категорий инвесторов. Условия равны для всех". То есть, по мнению исполнительного директора, упреки в "ориентации" документа прежде всего на крупный отечественный бизнес безосновательны. Другое дело, что все соглашаются: для инвесторов главное — все же, не советы, как обойти бюрократические препоны, а полное отсутствие таких препон. Не наличие "менторов" и "нянь", а отсутствие "злой мачехи", роль которой, к сожалению, часто берут на себя отечественные чиновники и представители регуляторных структур и контролирующих органов. Не краткосрочные (или даже среднесрочные) финансовые преференции, а "пожизненная" защита вложенных инвестиций и прав собственности. И отдельная тема, конечно же — украинские суды… Только тогда, когда Украина будет иметь длительную историю партнерских отношений со многими инвесторами со всего мира, когда государство подтвердит, что способно выполнять все обязательства и обещания, можно ожидать настоящий инвестиционный бум. По некоторым оценкам, это произойдет не раньше, чем через 3-4 года.
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ