Преодоление топливного кризиса: дело дней, недель или месяцев?

11.05.2022 12:38

Укринформ

Анализируем перспективы возобновления полноценной работы рынка горючего в Украине

Одним из многих "практических" последствий преступных деяний путинских "асвабадителей" в нашей стране стал спровоцированный агрессией масштабный топливный кризис. Объективно, еще до начала войны мы понимали: заместить поставки горючего из россии и беларуси до недавнего времени критически зависимой от их нефтепродуктов Украине в короткие сроки не удастся. И эксперты предупреждали: определенных ограничений на этом рынке и повышения цен, к сожалению, не избежать. Впрочем, благодаря принятым властями решениям об отмене акцизов и снижении НДС, мобильности отечественного топливного бизнеса и поддержке от международных партнеров кризис первых недель войны, казалось бы, мы смогли преодолеть: бензин и дизтопливо появились в свободной продаже, хотя и на 10, 20, 30% дороже.

Но в апреле враг сконцентрировал ракетные удары на нашей топливной инфраструктуре: продолжил уничтожать базы хранения автозаправочных сетей, несколько раз атаковал основное нефтеперерабатывающее предприятие страны – Кременчугский НПЗ ПАО "Укртатнафта" (по выводам экспертов, завод вряд ли возобновит работу до конца года) – и НПЗ в Надворной ("Нефтехимик-Прикарпатье"). Также рашисты обстреливали производственные площадки НПЗ в Одессе и Лисичанске, которые, хотя и не работают, но имеют мощности для хранения. А одно из немногих действующих предприятий отрасли — Шебелинский газоперерабатывающий завод АО "Укргаздобыча" — не может полноценно работать, так как расположено в зоне боевых действий… Как следствие — дефицит бензина и дизтоплива, введение лимитов на приобретение горючего на АЗС, возврат к талонной системе и "серой" торговле по завышенной стоимости – в обход введенных государством ценовых ограничений.

Власти и бизнес не сидят сложа руки, ища возможности для закупок ресурса за рубежом и налаживания новых маршрутов его транспортировки. Когда же ждать результата?

О причинах топливного дефицита, госрегулировании и бизнесе, который ловит рыбку в мутной… соляре

Как объясняют в Центре противодействия дезинформации, дефицит топлива в Украине обусловлен многими факторами, спровоцированными российской агрессией. Среди основных – прекращение работы самого мощного отечественного производителя нефтепродуктов – Кременчугского НПЗ, – а также блокирование морских портов. Кроме того, враг повредил почти два десятка нефтебаз по всей стране.

Председатель комиссии по нефтегазовому комплексу Общественного Совета при Минэнерго Украины, председатель Комитета по вопросам развития экономической конкуренции при ТПП Украины Сергей Сапегин в комментарии Укринформу добавляет: “Дефицит горючего связан с неэффективностью рынка, которая проявляется в нескольких составляющих. Первое: в наследство от СССР Украине досталась мощная, хоть и устаревшая топливная инфраструктура, которая строилась как эшелон обеспечения боевых действий СССР против сил НАТО. Это было большое количество нефтебаз, объединенных системой нефтепродуктопроводов. С тех пор государство не рассматривало хранение топлива как систему, обеспечивающую вооруженные силы. Разрешения на строительство новых нефтебаз предоставлялись там, где хотели коммерсанты. Безопасность хранения горючего и защищенность от ракетных ударов вообще во внимание не брали. Это создало риски потерь горючего в условиях военных действий”.

Преодоление топливного кризиса: дело дней, недель или месяцев?
Сергей Сапегин

Во-вторых, по словам эксперта, сказалась избыточная розничная инфраструктура. По оценкам Научно-технического центра "Психея", для обеспечения потребителей горючим Украине достаточно в десять раз меньше АЗС, чем сейчас. И это не маленькие бюджетные автозаправки с минимальными затратами на эксплуатацию, а мощные комплексы, требующие средств на обновление оборудования, аренду земли, большой штат сотрудников и т.д. "С учетом долговременной тенденции строительства крупных автозаправочных комплексов с разнообразной инфраструктурой услуг и высокими накладными расходами, таких комплексов на рынке очень много, и эту избыточную составляющую владельцы сетей закладывают в стоимость горючего, что обуславливает высокие розничные цены на стелах АЗС", — считает Сапегин.

Третье, по его словам, это то, что государство отстранилось от проблем топливного рынка. К началу войны не были созданы минимальные запасы нефти и нефтепродуктов для обеспечения силовых ведомств в особый период. Вопрос стабилизационного запаса для наполнения рынка и обеспечения стабильности цен при нарушении топливного баланса, как это происходит сейчас, даже не рассматривался. То же касается и исследований относительно всей системы обеспечения горючим. Прогнозный топливный баланс не проводится. Государственные компании нефтепродукты не импортируют, поэтому понимания, как замещать российские и белорусские нефтепродукты, в балансе у государства не было”, – констатирует эксперт.

Среди причин нестабильности специалисты также называют изменения правил налогообложения. Трейдеры требуют отмены предельной цены на горючее. В результате государственного регулирования и подорожания логистики оптовые цены на горючее стали выше розничных”, – отмечают в ЦПД.

Напомним, 5 мая Министерство экономики в рамках государственного регулирования повысило максимальную стоимость бензина (с учетом предельного уровня торговой надбавки) на 10,5% – до 37,69 гривни/литр, дизтоплива – на 0,3% – до 42,63 гривни/литр. Ряд экспертов, трейдеров и операторов АЗС считают, что и после повышения “рекомендованная” государством цена не соответствует реальной – прежде всего, из-за роста закупочных цен и существенного увеличения стоимости транспортировки.

По теме:  Бюджет-2020: кому Кабмин Шмыгаля "урезал" финансирование

А вот Сергей Сапегин против отказа от госрегулирования. По его оценкам, то, что конкуренция не привела к выходу с рынка "лишних" игроков, означает: реальная конкуренция между АЗС отсутствует. Поэтому регулирование цен государством обоснованное. При этом, несмотря на войну, далеко не все розничные операторы соблюдают введенные государством ограничения.

“Здесь и прямое нарушение требований относительно цен, и топливные карты с более высокими ценами, и непрозрачные системы “лояльности”. Я уже не говорю об ограничении прав потребителей продажей 10 и даже 5 литров горючего на одно авто, что ведет не только к лишним потерям горючего в очередях, но и к раздуванию ажиотажного спроса. И если в мирное время – это только административные правонарушения, то в военное – похоже на мародерство”, – убежден председатель Комитета по развитию экономической конкуренции при ТПП Украины.

И должны согласиться: владельцы автозаправочных сетей не только просят власти отменить ограничение предельных цен, но и пытаются эти ограничения правдами и неправдами (чаще – последними) обойти. Один из способов – продажа горючего через корпоративные приложения и партнерские соглашения с бизнесом. По ценам на 5-20% выше "допустимых". Об этом свидетельствует, например, мониторинг цен, проведенный профильным изданием enkorr.

“Так, сеть “БРСМ-Нафта” сняла ценники со стел отдельных автозаправочных комплексов, что должно означать отсутствие горючего. Однако, в приложении сети на этих же станциях можно купить горючее по более высокой цене. В частности, "обычный" бензин А-92 в приложении "БРСМ Plus" стоит 43,99 грн/л, что на 17% дороже установленной Минэкономики предельной цены для бензинов (37,69 грн/л) на вторую декаду мая. Там же цены для "премиума" и спиртового бензина А-95 указаны на уровне 44,99 грн/л и 42,99 грн/л, что на 19% и 14% выше предельной цены. Цена на дизтопливо отличается на 18%. В приложении премиум-дизель можно купить по 52,99 грн/л, тогда как регулируемая цена на него должна быть 44,76 грн (42,63 грн/л предельная цена “обычного” ДТ +5% за повышенное качество)”, – говорится в исследовании.

По данным enkorr, к подобным схемам прибегают и сети UPG, ANP и другие. Наряду с этим растет количество случаев открытой торговли по спекулятивным ценам. В основном речь идет о небольших сетях или единичных станциях "ноунейм". Так, на станции Energi PLUS под Киевом дизтопливо можно купить по 69 грн/л, бензин марки А-95+ – по 58,50 грн/л, а на АЗК столичной сети Авантаж на Одесской трассе в Чабанах дизтопливом в понедельник можно было заправиться по 54,95 грн/л”, – пишет профильное издание.

Директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн считает, что в нынешних условиях отмена установленных властями ценовых ограничений не решит проблему дефицита на топливном рынке. А вот цены на автозаправочных комплексах изменит существенно, что сделает бензин и дизтопливо недоступным для многих украинцев товаром. В то же время эксперт предлагает Правительству более жестко контролировать соблюдение предельных цен на нефтепродукты для защиты потребителей и более быстрого преодоления нехватки горючего в розничной сети.

Преодоление топливного кризиса: дело дней, недель или месяцев?
Сергей Куюн

По его мнению, предотвращение спекуляций на автозаправочных комплексах увеличит количество действующих АЗС и уменьшит нагрузку на "законопослушные" сети — те, которые продолжают работать по регулируемым ценам. “Например, UPG импортирует большие объемы дизтоплива, но на ее станциях его нет. Потому что продавать его оптом небольшим игрокам намного выгоднее, там регулируемых цен нет. Если сделать спекуляции невозможными, это уменьшит спрос на оптовые партии, заставит продавать их на своих АЗС и будет способствовать исчезновению километровых очередей на работающих АЗС”, – убежден Куюн.

Он также предостерег, что на фоне топливного дефицита в Украине участились случаи мошенничества и продажи некачественного топлива, произведенного в кустарных условиях. “На самом деле, старая проблема. Но если раньше "бодяжники" реально достигли неплохих качественных результатов, имея целью обход налогов, то сейчас вопрос именно в качестве", — констатирует эксперт.

Спасти потребителей, по выводам специалистов, может усиление государственного контроля в этой области – несмотря на либерализацию условий ведения бизнеса во время военного положения. Магистрально же решению всего комплекса проблем отечественного топливного рынка поможет только его насыщение качественным топливом, которое в нынешней ситуации Украина может получить только через западную границу.

Топливный рынок: в поисках альтернативы поставкам из враждебных государств

Пока же отечественный рынок нефтепродуктов только переориентируется на поставки из россии и беларуси на страны Западной Европы. А сделать это – прежде всего из-за логистических проблем – нелегко. Ведь речь идет о закупках и перевозке немалых объемов ресурса: в прошлом году 62% дизтоплива и 50% бензина поступали из россии и беларуси, еще 10% импортировали из Литвы (через беларусь), столько же – завозили морем. Война лишила нас поставок по этим направлениям.

По теме:  Нанесенные россиянами разрушения не позволяют в полной мере использовать ТЭС - Укрэнерго

Закупать горючее в Европе "здесь и сейчас" тоже непросто: большинство его объемов предварительно законтрактовано другими потребителями, к тому же европейские переработчики планируют постепенно замещать поставки российской нефти. Соответственно, могут возникать временные трудности с ее транспортировкой, и стоимость логистики, очевидно, будет расти. И на пути из Европы в Украину возникают дополнительные логистические проблемы: из-за нехватки железнодорожных цистерн и бензовозов, разницы в ширине железнодорожной колеи в Украине и ЕС. Да и пропускная способность европейских портов ограничена.

Но у властей есть стратегия преодоления дефицита горючего. Хотя его подорожания на несколько гривень за литр и не избежать, — подчеркнул в интервью "РБК-Украина" премьер-министр Денис Шмыгаль. “Ведем переговоры, формула определения максимальной торговой наценки для трейдеров остается, мы внимательно смотрим, сколько стоит доставка. Несколько гривень может быть разница в цене, но дефицит будет перекрываться”, – заверил глава правительства.

Накануне, во время польско-украинского энергетического форума, члены правительства двух стран, представители бизнеса, логистические предприятия и компании, которые управляют топливной инфраструктурой, наработали практические решения для преодоления топливного кризиса.

"Польша может стать крупным транзитером топлива для Украины, обеспечивая поступление более 200 тысяч тонн продукции ежемесячно. За последний месяц объем поступлений едва достиг 60 тысяч тонн. Во время форума участники смогли найти практические решения для увеличения объемов поставок в ближайшее время", – заверили в пресс-службе Министерства экономики. Первый вице-премьер — министр экономики Юлия Свириденко проинформировала о потенциальной возможности присоединения к Польскому ресурсу нефтепродуктов из США, региона Амстердам-Роттердам-Антверпен (АРА), немецких, скандинавских и балтийских нефтеперерабатывающих заводов. Доставлять горючее планируют комбинированными видами транспорта через Польшу.

Преодоление топливного кризиса: дело дней, недель или месяцев?
Юлия Свириденко

“У нас есть четкое понимание, как можно получить дополнительные объемы от польских трейдеров. Кроме того, нашли технические возможности для увеличения перевалки, и уже есть подтверждение от одной из ведущих польских компаний PERN SA относительно дополнительных мощностей. Также для увеличения отгрузок синхронизировали графики работы "Укрзализныци" и польской PKP, которые теперь в оперативном режиме могут решать проблемные вопросы", — сказала Свириденко. Она надеется, что эти шаги позволят в ближайшее время доставлять горючее быстрее. Поэтому очереди на украинских АЗС уменьшатся.

Чиновник также сообщила, что на май украинские трейдеры законтрактовали 72 тысячи тонн бензина и 252 тысячи тонн дизтоплива. "При нормальном потреблении в мае нам необходимо 96 тысяч тонн бензина и 256 тысяч тонн "дизеля". То есть, необходимый ресурс в Европе законтрактован. Есть логистические вопросы, которые решаем в ежедневном режиме", – заверила Свириденко.

Оптимальный вид перевозки европейского горючего в нынешней ситуации – автобензовозы, считают в Центре противодействия дезинформации. Но на темпы поставок влияют большие очереди на границе, нехватка бензовозов, ограничения на выезд за рубеж водителей-мужчин. “Благодаря договоренностям между Министерством инфраструктуры Украины и Министерством инфраструктуры и развития Польши украинские автомобили, в том числе и пустые бензовозы, получили возможность свободно заезжать на польскую территорию для загрузки горючего и транспортировки его в Украину. Теперь водители бензовозов могут ехать за горючим за рубеж, не тратя время на оформление разрешений на выполнение коммерческих перевозок грузов по территории других государств. Все автомобили, которые ввозят горючее из Латвии, Литвы, Эстонии, Дании, до конца года смогут заезжать в Украину без специальных разрешений. Итальянским, греческим, венгерским – разрешения отменены до 30 июня. Болгарским, чешским, австрийским перевозчикам – на период действия военного положения”, – напомнили в ЦПД.

Достаточно ли таких шагов? И что еще необходимо сделать, чтобы стабилизировать отечественный топливный рынок?

Когда и при каких условиях рецепты “лечения” рынка горючего сработают

Даты завершения адаптации отечественного рынка горюче-смазочных материалов к работе в новых условиях называют разные. Некоторые еще в конце апреля прогнозировали, что это дело ближайшей недели (похоже, такие надежды не оправдались), кто-то говорит о нескольких неделях, другие же предупреждают: процесс перенастройки может затянуться. Например, довольно оптимистично оценивает перспективы председатель парламентского комитета по энергетике и жилищно-коммунальным услугам Андрей Герус. Он считает, что ситуация с горючим улучшится уже с середины мая.

Преодоление топливного кризиса: дело дней, недель или месяцев?
Андрей Герус

“В настоящее время возникают логистические трудности из-за блокирования украинских морских портов и нехватки бензовозов и цистерн для поставки горючего в Украину. Ожидается, что в ближайшее время произойдет переформатирование рынка и поставки из стран Европы будут более ритмичными”, – сказал Герус на пресс-конференции в Медиацентре Украина – Укринформ.

А вот по мнению эксперта по вопросам энергетики Геннадия Рябцева, "стабилизационные" меры, которые сейчас принимаются, к сожалению, в большинстве своем точечные, а не комплексные и системные. Поскольку решают вопросы отдельных трейдеров, но не решают проблему нехватки горючего для всех потребителей.

"Почему-то считается, что проблемы на топливном рынке лишь временные. Хотя на самом деле проблема не в том, что бензовозы движутся медленно, а в том, что государство слишком доверяет участникам рынка во время войны. И при этом не управляет спросом, хотя должно это делать. Для управления спросом государству нужно четко знать, в каком количестве и в каких нефтепродуктах какие категории потребителей нуждаются. И знать не только по состоянию на сегодня, но и прогнозировать изменения спроса на нефтепродукты на ближайшие периоды. Государство должно знать, как формируется цена на нефтепродукты сейчас, а не доверять в этом вопросе исключительно трейдерам", – говорит Рябцев в комментарии Укринформу.

По теме:  Кулеба обговорив ембарго на нафту з Боррелем

То же самое, по его словам, касается и четкого понимания возможностей пунктов пересечения на западной границе — как автомобильных, так и железнодорожных. Государство должно распределять потоки идущих через границу нефтепродуктов между этими пунктами, чтобы избегать дисбалансов, когда где-то образуются длинные очереди, а где-то движение товаров фактически не происходит.

"И, наконец, государство должно контролировать соблюдение всеми участниками рынка нынешних "правил игры", которые объективно отличаются от правил мирного времени", — убежден Геннадий Рябцев.

Преодоление топливного кризиса: дело дней, недель или месяцев?
Геннадий Рябцев

При этом, по его прогнозам, в особом режиме страна вынуждена будет жить и определенный период после войны. Ведь полностью проблемы не исчезнут. И нужно если не нейтрализовать нынешние и потенциальные будущие угрозы, то хотя бы минимизировать их влияние на украинскую экономику.

Сергей Сапегин считает, что при наличии у государства стабилизационного запаса нефтепродуктов проблему дефицита можно было бы преодолеть в считанные дни. «Более того, если предположить, что дефицит имеет искусственное происхождение, при наличии у государства такого запаса участники рынка не рискнули бы «играть» в удержание ресурса и заработки на нехватке горючего. Но если государство пытается погасить уже существующий ажиотажный спрос исключительно организацией поставок импорта, это требует гораздо большего времени – от недель до нескольких месяцев. Кроме того, к сожалению, не вижу понимания главного. Вопрос не в наличии горючего и уже даже не в цене. На рынке сохраняются высокие риски, которые не позволяют компаниям стабильно работать для обеспечения потребителей и требуют от них закладывать эти риски в цену горючего, а центры получения прибыли выводить с регулируемого розничного рынка в нерегулируемую группу и даже в безопасные регионы за пределы Украины. То есть, нужно сначала рассмотреть вопрос уменьшения рисков, а уже потом поставлять ресурс. Иначе потребитель получит такое "рисковое" горючее по бешеной цене 100 гривень за литр", — предостерегает Сапегин.

«Надеюсь, до конца мая удастся ослабить существующие на внутреннем рынке количественные ограничения, – говорит в комментарии Укринформу Сергей Куюн. – То есть, если сейчас большинство сетей продают по 5-10 литров в бак, а многие заправки вообще не работают, то, думаю, к концу месяца в работе будет уже гораздо больше станций, а лимиты, хоть и сохранятся, но увеличатся хотя бы до 20-30 литров. Что уже в принципе – особенно на нынешнем фоне – будет нормальным вариантом. Полностью же преодолеть дефицит, думаю, можно будет ближе к середине лета”.

Для преодоления этого дефицита Украина, по мнению эксперта, должна рассчитывать прежде всего на поставки из соседних стран – Польши, Румынии, Словакии и Венгрии. Это, кроме прочего, уменьшит затраты на логистику, которые из-за российской агрессии и так выросли.

«Конечно, преодоление дефицита будет зависеть от того, удастся ли договориться с соседями и должным образом наладить логистику и ресурсное обеспечение. Потому что, когда в марте у наших соседей тоже не хватало ресурсов, компании наконтрактовали горючее даже в Германии и Нидерландах. Но теперь, думаю, соседние рынки должны наполниться и соответственно основной поток нефтепродуктов в Украину будет идти через них”, – считает Куюн.

Что касается ценовых параметров, то оснований для дальнейшего стремительного подорожания горючего директор Консалтинговой группы "А-95" не видит. И то, что сейчас некоторые пытаются воспользоваться моментом и продают бензин и дизтопливо по 50, 60 или даже по 70 гривень за литр, он называет элементарной спекуляцией. Поскольку предложенный правительством механизм государственного регулирования учитывает и логистические расходы, и нормальную рентабельность заправочных комплексов. «Все остальное, что насчитывают сверху, иногда по 15-20 гривень за литр, – это сверхприбыль и спекуляции. В дальнейшем цены должны зависеть только от мировых. Как будут вести себя последние, сказать трудно. Но каких-либо серьезных колебаний сейчас никто не прогнозирует. Думаю, колебания не превысят 10% от нынешнего уровня. Даже если будет десятипроцентный рост, в розницу “красная цена” бензина – 45 гривень, дизеля – 48. Чтобы было 50, нужно, чтобы стоимость нефти выросла почти на 20%. А это уже будет означать наступление мирового кризиса. Я же таких апокалиптических прогнозов пока не вижу”, – успокаивает Сергей Куюн, снова призывая к усилению контроля за соблюдением требований ценового госрегулирования и предотвращения спекуляций.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ