Автолюбителям пообещали цивилизованное решение проблемы «евроблях», которых насчитывается около 0,8 млн. Эксперты же говорят, что послабления в сфере приведут к «похудению» бюджета, а если оставить все как есть, то не исключен новый социальный взрыв.
Вчера, 12 сентября, Рада поддержала президентский законопроект №1030 об отсрочке драконовских санкций против владельцев нерастаможенных машин на иностранных номерах.
Законопроект был зарегистрирован в Раде как приоритетный, наряду с законами об Антикоррупционном суде, сокращении депутатского корпуса и организации обороны страны. Но ему пришлось немного полежать в профильном комитете, так как он нуждался в доработке, признались депутаты.
Согласно принятому документу, применение значительных штрафов в отношении нарушителей таможенного законодательства отложено на 3 месяца, 20 ноября. Как говорят в офисе Президента, в течение этого времени создадут адекватные условия для «евробляхеров», которые не смогли воспользоваться всеми преимуществами льготного режима растаможки.
Голосованию депутатов предшествовал мораторий на применение серьезных штрафов. Он был введен после консультаций в Министерстве инфраструктуры при участии представителей Офиса президента, таможенной службы, полиции, налоговиков и заинтересованных лиц.
Это решение стало ответом на позицию депутатов Рады VIII созыва. Напомним, летом Президент Владимир Зеленский предлагал депутатам предыдущего парламента повременить с жесткими мерами по отношению к «евробляхерами», но народные избранники не стали ничего менять. Поэтому, чтобы остановить применение драконовских штрафов, которые, согласно старому законодательству, заработали с 22 августа, был задействован механизм моратория.
Однако, несмотря на это, некоторым «евробляхерам» все же выписали большие штрафы (в основном по 8,5 тысяч гривен за управление авто на иностранной регистрации). Это происходило из-за нормативной неразберихи и доступа полиции к таможенной базе данных. Но массовой охоты на «евробляхеров» все же не произошло, хотя, как уверяют юристы, полиция имела на ее право, так как был закон, который выше решений чиновников.
В целом размеры отмененных штрафов пугали, учитывая украинские реалии и доходы граждан.
Так, для автомобилей с иностранной регистрацией, которые пребывали на территории Украины с нарушением таможенного режима, грозили штрафы от 17 до 170 тыс. гривен в зависимости от сроков незаконного нахождения.
Кроме того, предполагалась наказание за потерю или разборку такого авто в виде штрафа в 170 тыс. гривен или конфискации транспортного средства.
На сегодня в Украине более 800 000 нерастаможенных автомобилей, которые проникли на территорию страны в режимах «временный ввоз» или «транзит».
Несмотря на льготный режим растаможки, который действовал в первом полугодии, не все автолюбители пошли на легализацию своих авто. Дело в том, что схема и предложенные тарифы были экономически приемлемыми для владельцев более новых моделей. Те же, кто завез машины со старым экологическим стандартам, надо было платить по 200-300% от ее рыночной стоимости. Эксперты отмечают, что оставшиеся на дорогах страны «евробляхи» — это либо «неликвид» на колесах, либо авто без легальных документов.
«Льготная растаможки коснулась не всех владельцев «евроблях». Большинство водителей остались в подвершенном состоянии. Процедуру прошли владельцы дорогих машин, которые выгодно было растаможить из-за их высокой рыночной стоимости в Украине. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что социальная проблема в виде обеспечения населения дешевыми автомобилями не решена, грамотного решения на законодательном уровне пока нет», — говорит экономист Алексей Кущ.
По его словам, если власти на найдут адекватную модель для «евроблях», то это чревато новыми протестными акциями, как это происходило ранее.
Сегодня «евробляхеры» готовы платить за легализацию авто не больше 35% от ее стоимости. Еще они выступают за отмену акциза при растаможке.
Но введение скидки при оформлении авто приведет сокращению таможенных поступлений, отчего пострадает госбюджет, говорят эксперты. В пером полугодии растаможка легковушек принесла в казну 1,7 млрд долларов.
Напомним, сейчас стоимость оформления авто считают так: акциз (базовая ставка — 50 евро для нового авто с бензиновым мотором и 100 евро — с дизельным) умножается на объем двигателя и коэффициент возраста (максимум — 15) плюс 20% НДС плюс 10% ввозной пошлины плюс 1,5% военного сбора.
По материалам: Голос