Правительственный проект бюджета Украины на 2020 год является сбалансированным, реалистичным и предусматривает финансирование всех приоритетных расходов. Об этом заявила министр финансов Украины Оксана Маркарова, представляя проект в Верховной Раде. Является ли данный бюджет действительно социальным, почему он практически не отличается от бюджетной декларации Гройсмана, а также будет ли он пересмотрен?

Власть поменялась…

«Бюджет, который мы обсуждаем, базируется на макроэкономическом прогнозе, который утвержден еще в мае 2019 года. И пересмотр этого макропрогноза, который Бюджетный кодекс позволяет сделать между первым и вторым чтениями, еще у нас впереди. Потому у нас сегодня бюджет базируется на реальном росте ВВП в 3,3% и тех макроэкономических показателях и социальных стандартах, которые утверждены еще предыдущим Кабмином», — сказала Маркарова.

При этом министр назвала условия, благодаря которым Украина может рассчитывать, что в следующем году валовой внутренний продукт вырастет на 5-7%.

«Мы задекларировали амбициозную цель – рост в 5-7% ежегодно. Это очень амбициозная цель, и она достижима… Но чтобы мы увидели это в бюджете, для этого нам нужно активное сотрудничество с вами по тем законопроектам, которые вы активно голосуете последние две недели, по тем законопроектам, по которым вы будете голосовать сегодня», — сказала она.

…«спонсоры» остались

О сотрудничестве здесь Маркарова говорила про депутатов. Тем не менее, считаю, что реально судьба бюджета будет зависеть, по сути, не от них, а от западных «партнеров», которым «так важно», чтобы бюджет «суверенной» страны был сбалансированным– чтобы им вернуть долги. По этой причине, невзирая на тотальную смену власть имущих в Украине, МВФ остался прежним. Соответственно, основной финансовый документ страны на 2020 год практически не отличается от бюджетной декларации Гройсмана.

Да, Маркарова говорила о ВВП. Но чтобы его рост был реалистичным, необходимо говорить о финансовой глубине экономики (кредиты к ВВП). У нас этот показатель на уровне около 30% при норме 100-110%. К примеру, в Японии – 180%. Но у нас НБУ должен быть «независимым», как того желают «спонсоры». В общем, от нас независим, от них – наоборот.

По теме:  Экономист прокомментировал выделение «Укрпочте» 30 миллионов евро от ЕИБ

Также стоит подчеркнуть, что у новой власти все так же, как и у предыдущей, все по странным причинам зациклено на инфляции. Рост зарплат – инфляция, рост пенсий – инфляция, снижение учетной ставки – инфляция, снижение тарифов – инфляция и так далее. В общем, сплошное инфляционное таргетирование, которое является требованием к НБУ от МВФ, в результате «возвысилось» чуть ли не до основной национальной идеи.

Хотя в то же время в США Федеральная Резервная Система (ФРС) занимается экономическим ростом, одновременно заботясь о максимальной занятости населения, ценовой стабильности и умеренном уровне долгосрочных процентных ставок. А у нас, повторюсь, по требованию МВФ, -только инфляцией. Это чревато тем, что у нас не то, что 7% роста ВВП не будет, а даже 3,3%…

Ведение бизнеса усложнится

«Прорывных новелл, которые бы привлекли инвесторов (как они обещали), в этом проекте госбюджета на 2020 год точно нет. Да, они говорят, что будут его значительно дорабатывать. Но сделать иной бюджет, как основу экономики, не то, что на следующий год, а на три, без изменений системно Налогового кодекса и упрощения и уменьшения налогообложения нельзя. А сейчас мы видим, что, наоборот, пересматриваются в сторону увеличения рентные платы, планируется давление на малый и средний бизнес, то есть администрирование увеличивается», — заявил народный депутат Украины Андрей Николаенко.

Соответственно, это усложняет ведение бизнеса, говорит депутат.

По теме:  В Украине выросло производство шоколада и стало меньше хлеба

«То есть, с одной стороны, говорят об отмене лицензирования по многим направлениям, с другой стороны — там, где традиционно идет наполнение бюджета, там увеличивается давление. И как «Слуга народа» хочет с этим справиться, я не понимаю. Мы системно выступаем с рекомендациями, но, к сожалению, их мало пока что слышат», — отметил он.

Пока что тот бюджет, который предоставило правительство, мы анализируем, подчеркнул А. Николаенко.

«Но уже на первый взгляд видно, что никакого революционного прорыва нет. Нет поводов для того, чтобы, как говорил Гончарук, за время президентства Зеленского у нас будет рост ВВП 40% (соответственно, он должен расти по 7% в год). Поскольку они даже закладывают 3,5%», — заявил депутат.

Для рядового гражданина это значит, что уровень выплат на поддержку для социально незащищенных слоев населения нельзя будет увеличивать, сказал он.

Социально незащищенные слои населения защищены не будут

Прожиточный минимум повышается совсем незначительно и недостаточно в сравнении с прогнозированными уровнями инфляции и так далее, отметил А. Николаенко.

«В поданном проекте бюджета прожиточный минимум подняли до 2020 гривны с 1 января 2020 года и практически 2200 гривен с 1 декабря 2020-го», — заявил экономист Андрей Новак.

Дело в том, что прожиточный минимум — это базовый социальный показатель, от которого насчитывается много других социальных платежей – и пенсий, и зарплат, и помощь различным категориям населения, говорит экономист.

«Точно так же, как и штрафы, которые связаны с ним. По этой причине, если он вырастет в два раза, о чем говорила представитель Кабмина в ВР Ирина Верещук, это повлечет за собой необходимость увеличивать все остальные платежи. А в бюджете нет ресурсов, чтобы выполнить такую задачу», — отметил он.

По теме:  Уникальный секрет стройности без диет и спорта: чтобы похудеть достаточно массировать особую точку на ухе

Гривна «просядет»

«Есть все причины в украинской экономике, чтобы курс таки дорос до 28,2 гривны за доллар. По той причине, что у нас большая экспортная составляющая, и если курс будет оставаться на таком уровне, как есть сейчас, нам просто не хватит той валютной выручки, чтобы закрыть социальные выплаты», — заявил А. Николаенко.

Соответственно, они должны находить механизм «отпустить» курс, подчеркивает нардеп.

«Просто импортозависимость государства от энергоресурсов и топлива приводит к тому, что идет подорожание всех иных составляющих. Там где, много долларовой составляющей в себестоимости, и является проблемой. Это вопросы к Минфину и министру экономики. Хочется увидеть программу действий правительства», — отметил он.

Дефицит средств в медицине

«Суммы в 108 миллиардов гривен на здравоохранение не хватит – мы будем ощущать дефицит средств. Но бюджет еще не принят – мы ведем переговоры с Минфином, поскольку нам для того, чтобы выполнить закон о государственных финансовых гарантиях на вторичной и третичной медпомощи, нужно бюджет увеличивать», — рассказал советник Президента Украины по вопросам здравоохранения Михаил Радуцкий.

Также необходимо повышать процент закупок лекарств для онкобольных, для людей с орфанными заболеваниями, сказал М. Радуцкий.

«Мы понимаем, что бюджет страны не резиновый, но, тем не менее, будем вести переговоры с Минфином и корригировать этот бюджет», — отметил он.

Документ будет пересмотрен

«Де-факто этот бюджет еще Гройсман разработал – на основании его бюджетной декларации. Примут его быстро, другой вопрос — в его качестве», — заявил политический аналитик Руслан Бизяев.

Этот документ будет еще пересматриваться. Считаю, что это будет происходить весной», — резюмировал он.

По материалам: Голос