Центральная избирательная комиссия обнародовала финансовые отчеты партий, в которых указано, сколько политсилы потратили на свои избирательные кампании. Реальные ли цифры в своих отчетах указали они, большие или малые суммы потратили партии, работали ли на выборах старые технологии, а также, кто это все оплатит в конечном итоге – с такими вопросами ГолосUA обратился к политологам.

Официальные отчеты

«Слуга народа», за которую проголосовали 43,16% избирателей, потратила на избирательную кампанию 114 млн 652 тыс. 872 грн. «Оппозиционная платформа — За жизнь» с 13,05% голосами потратила 65 млн 566 тыс. 650 грн. Партия Юлии Тимошенко «Батькивщина», за которую отдали свой голос 8,18% украинцев, потратила на избирательную кампанию 87 млн 214 тыс. 297 грн. За партию Петра Порошенко «Европейская солидарность» на внеочередных парламентских выборах проголосовало 8,10% избирателей. На избирательную кампанию они в штабе потратили 99 млн 494 тыс. 126 грн. Партия Святослава Вакарчука «Голос», которая набрала 5,82% голосов, потратила на избирательную кампанию 105 млн 689 тыс. грн.

Также отметим, что, как заявил аналитик общественного движения «Честно» Игорь Фещенко, в период парламентской избирательной кампании политические партии потратили 427,7 миллиона гривен на телерекламу. Ее чаще всего заказывали «Батькивщина» и «Радикальная партия».

Он подчеркнул, что в целом до 10 июля партии потратили на агитацию почти 560 миллионов гривен, из них на телерекламу – 76,4% средств избирательных фондов, или 427,7 миллиона гривен.

По теме:  У Зеленского показали список объектов масштабной приватизации

Власть и увеличение капиталов

Известно, что партия, которая выдвинула избирательный список кандидатов в депутаты в общегосударственном округе, должна внести 4 миллиона 173 тысячи гривен. Зато для кандидатов в одномандатном округе размер залога составляет намного меньше – 41 тысячу 730 гривен.

Для кого больше, для кого меньше. Например, для «рядового» ученого сумма в более чем сорок тысяч является в большинстве своем неподъемной. Да, именно с избирательного залога и надо начинать. Ведь на самом деле не 3-5% являются проходным барьером (о чем ранее шел дискурс), а именно денежная преграда.

Не могу сказать, что ученые являются лучшими кандидатами на госуправленческие должности. Ведь далеко не все они наделены волей к власти. Но «хватка» к увеличению капиталов (а без нее не то что миллионов, даже десятки тысяч сложно заработать в Украине), вообще, на мой взгляд, абсолютно не совместима с наивысшими креслами в государстве. Конечно, на таких должностях капиталы удобно приумножать. Но рядовым гражданам при этом ой как неудобно. Ведь стремление навести порядок в стране, приведя ее к процветанию, и желание отдохнуть на Мальдивах – разнопорядковые вещи. Психология человека формируется, грубо говоря, годам к 20-30, и если до этого он занимался бизнесом и преуспел в нем, то вряд ли он станет великим госуправленцем. В каждом правиле, конечно, бывает исключения, но все же.

По теме:  Участник группы «Чайф» заразился коронавирусом (ФОТО)

И дальше после избирательного взноса «предпринимательский» потенциал «расцветает во всей красе» – начинают тратиться миллионы на проведение всей избирательной кампании. Да, политологи отмечают, что все вернет государство. Но даже на этих небольших (в их понимании) суммах закладывается бизнес-принцип – деньги взял у спонсора – надо их «отбить». И если это касается власти, то за счет граждан.

Сэкономленные деньги

«Нерациональными расходами на кампанию можно назвать лишь постольку — поскольку, нерациональной можно назвать течение кампании в целом. Да, все произошло не так, как происходило обычно, — но кто сказал, что оно должно быть именно так», — заявил политолог Кирилл Рыжанов.

Партии применяли обычные схемы работы, скорректированные разве что по времени, в силу кратковременности кампании, сказал политолог.

«И в силу этого, в сущности, удавалось экономить без особого ущерба для результата — ведь ограничены во времени, и, соответственно, для примера, возможности системной продолжительной работы были все. Ну а считать, что «партии «отбивают» деньги, потраченные на кампанию» — не то, чтобы не верно, но в известной мере упрощенно», — отметил он.

По теме:  М. Соколов: «Власть умалчивает о рисках разрешать юрлицам покупать украинскую землю»

Реальные суммы больше

Если говорить о цифрах в финансовых отчетах прошедших в ВР партий, которые они потратили на избирательную кампанию, то это только вершина айсберга, считает политолог Алексей Якубин.

«Не секрет, что у нас многие партии имеют, кроме официального бюджета, еще и аффилированные с ними организации и всякие теневые способы тратить деньги на избирательную кампанию», — заявил политолог.

То есть эти суммы партии показали в рамках законодательства, в противном случае им бы пришлось светить тех людей, которые их финансировали, подчеркнул А. Якубин.

Государство все вернет

На самом деле даже те суммы, которые заявлены, вернет государство тем партиям, которые выиграли, отметил политолог.

«Как показывает практика, то такие приемы (1990-ых и 2000-ых годов), как агитки, реклама, палатки, являются уже вчерашним днем. Эти приемы все меньше и меньше работают. Считаю, что ресурсы были направлены не туда», — заявил политолог Валентин Гайдай.

Сейчас уже работают другие технологии, отметил он.

«Украинцам больше не интересно, как какой-то человек рассказывает о цене на газ или какая нужна индустриализация. Главным на этих выборах была брендовость, а не качественное наполнение. Поэтому реклама и не сработала», — резюмировал политолог.

По материалам: Голос