Не секрет, что уже достаточно давно ведутся разговоры о том, что в Украине начнут жесткую войну с олигархами, в итоге их уничтожат. Однако первый президент Украины Леонид Кравчук еще пять лет назад уверял, что идея уничтожить олигархов бесперспективна, ибо 80% украинской собственности сегодня находится в их руках. Тем не менее, сегодня нешуточная угроза украинским миллиардерам исходит от транснациональных компаний, убеждены эксперты. Первыми ласточками в этом плане стали инициативы Верховной Рады ввести рентную плату для отечественной металлургии, которая станет в 10 раз выше, чем у прямых конкурентов — российских производителей. О том, насколько оправданы разговоры о зачистке украинских олигархов, и какая судьба их может ожидать, корреспонденту ГолосUA рассказал руководитель Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.

— Андрей, американцы на самом деле готовят зачистку украинских олигархов?

— Дело в том, что для Соединенных Штатов, прежде всего – для транснациональных компаний украинские олигархи являются серьезным препятствием, поскольку они формируют правила игра в Украине, то есть, правила бизнеса. Соответственно, существует ряд сфер, которые жестко монополизированы и чужих туда не пускают. Кстати, Янукович когда-то хвастался, что Донбасс был единственным регионом, куда не мог зайти российский бизнес. Олигархическая природа украинской экономики такова, что транснационалам без смены правил игры туда не зайти. Для них представляет интерес энергоструктура, энергокомплекс, земля, кроме того, их, в принципе, интересует весь достаточно масштабный и объемный рынок Украины. А олигархи являются препятствием этому.

По теме:  В 5G обнаружили ряд опасных уязвимостей для смартфонов 

— Что будет с нашими олигархами?

— Речь не идет о том, что транснационалы истребят украинских олигархов физически. Они просто создадут для них такие условия, чтобы сделать бизнес, к примеру, того же Ахметова нерентабельным. Мы уже видим, допустим, резкое повышение рентных платежей — 40% государству, 60% — себе. Или если убрать у Коломойского возможности присасываться к госпредприятиям – таким, как «Укрнафта», дела у него будут идти не самым блестящим образом. Его бизнес просто вылетит в трубу. Поэтому транснационалы могут лоббировать смену таких правил игры, которая просто приведет к экономическому вымиранию и соответственно к падению политического влияния украинских олигархов. Об этом, собственно говорят, уже лет 10 ведется речь, но пока борьба идет с переменным успехом. Понятно, что тот же Порошенко действовал по принципу: «и да, но нет». Он запустил антикоррупционную вертикаль, но мы видим, что бывает с огурцом, если его поместить в бочку с рассолом.

— Что касается вопроса войны и мира… Воплотиться ли в реальность желание Европы  закрыть вопрос Донбасса до Нового года?

— Сегодня этот вопрос, по сути, решается, но я пока тяжело себе представляю, как его решит Зеленский. Это может дестабилизировать политический режим Зеленского, поскольку это может стать такой «мегазрадой». Такие вещи надо информационно, пропагандистски готовить, то есть, объяснять, зачем и для чего это делается. Если в информационном пространстве по-прежнему доминируют «российские наемники», «террористы», «боевики», то с террористами и боевиками не договариваются. Пока у меня сдержанный скепсис в отношении возможностей и реализации. Да, в Европе выставили условия, решить вопрос до Нового года. Да, будет идти давление. Но давление далеко не всегда реализуется в эффективные действия. Трамп четко сказал: «договаривайтесь», но непонятно, кому он адресовал. Я считаю, что все это еще далеко от воплощения в реальность, поскольку для 300 тысяч украинцев, которые прошли АТО, и многие из них проливали кровь, их убивали, по ту сторону разграничения находится враг. Не граждане, которые имеют иные политические взгляды, для них это враг.

По теме:  «Майдан вбив Україну»: зірка проектів «Квартал 95» відзначилася українофобними висловлюваннями

— Сейчас у нас сегодня закрывают некоторые телеканалы?

— Команда Зеленского прекрасно понимает, что нельзя с таким «счастьем», как контроль 40% рынка информационного вещания в Украине, который есть у Медведчука, пускать все на самотек. Естественно, ему будут перекрывать кислород и будут это делать куда более решительно, чем делал Порошенко, у которого, собственно, были определенные договоренности. Как бы там ни имитировали борьбу, но у Порошенко ее имитировали, а здесь, прежде всего, будут подрывать экономический базис, потому что каждый такой телеканал – это минимум полмиллиона долларов дотации черным налом.

Зеленский прекрасно понимает, что падение его персонального рейтинга немедленно конвертируется в рост поддержки Медведчука персонально и партии «За життя». Медведчук – конечно, «рейдернул» Оппоблок, это такие вещи, после которых руку не подают. Тем не менее, человек он талантливый, способный, умеющий считать многоходовки, чего не умеют делать много наши другие политики. По моему прогнозу, если местные выборы пройдут весной – летом 2020 года, то большинство в советах на Востоке будут голосовать за партию «За життя», в центре – за «За життя», «Батькивщину» и «Слугу народа», на западе – понятно, за партию Порошенко. Навскидку такая конфигурация будет.

По теме:  Главной проблемой для Зеленского в энергетике является Герус - нардеп

— Кстати, на Донбассе проводят перепись населения, опережая в этом плане Украину…

— Если в Украине провести перепись населения, то ее итоги будут сенсационные. Собственно, это будет политический приговор власти, поскольку обнаружится, что под властью патриотов Украина потеряла народу больше, чем при любых захватчиках и колонизаторах. Эти пагубные последствия переписи откроют, что нас уже не 52 млн, а может быть, около 30 млн человек, В ряде регионов мы видим, что там до трети населения отсутствует, — Тернопольская область, Ивано-Франковск – все на заработках. Теперь такая тенденция прослеживается: если раньше уезжали поработать и вернуться, то теперь забирают семьи и уезжают навсегда. Поэтому перепись пока у нас не проводится. И тут два момента. Первый – чисто для экономического, социального планирования это базовая цифра, это открывает дорогу для возможностей масштабного мошенничества (то есть, реально у нас 30 млн населения, а мы пишем 40 млн). Второй момент – это возможность политически играть этими голосами.

По материалам: Голос