Расследование дел Майдана при желании можно использовать для шантажа политических оппонентов, но расследование однобоко — активисты защищены амнистией, говорят эксперты. Они не прогнозируют скорых результатов – дела переданы из ГПУ в ГБР, и ранее чем через год с новых следователей спроса нет.
«Можете себе представить, насколько перспективно завершить эти дела»
В День достоинства и свободы, посвященный годовщине начала Евромайдана, Президент Владимир Зеленский назвал сроки расследования «дел Майдана» — ряда уголовных производств, связанных с событиями 2013-2014 гг.
Президент указал дату 20 февраля. На нее приходится День героев небесной сотни. «Мы все хотим результата. Было бы хорошо, чтобы 20 февраля мы были уже с каким-то результатом. Очень хотелось бы», – сказал он. Глава государства сообщил о своей инициативе ускорить расследование. «Мы просили усилить группу следователей, объединить их. Я думаю, что они совместно будут работать и в прокуратуре, и в ГБР. Там будет 52 человека».
Примечательно, что накануне Генеральный прокурор Руслан Рябошапка сообщил, что часть материалов по «делам Майдана» утрачена безвозвратно. Он и ранее призывал не строить иллюзий относительно скорого расследования. Тотчас после своего назначения генпрокурором, он заявил: «Можете себе представить, насколько перспективно завершить эти дела через столько времени».
Политолог Валентин Гайдай согласен с прежним суждением генпрокурора, что перспективы невелики. И называет причину- в правоохранительных органах остаются кадры прежней власти, которые не заинтересованы в расследовании. «Качественно система власти не поменялась – тот же Аваков (министр внутренних дел – авт.) не сложил полномочия, а он был одним из лидеров Майдана. Рябошапка тоже из системы бывшей прокуратуры Порошенко. Львиная доля нынешних чиновников работали при старой власти», — констатирует он.
По мнению политолога, если результатов в «делах Майдана» не будет в течение полугода, то их не будет в принципе. Но деятельность будет. «Возможно, будут допрошены фигуранты, но пока что это были заявления, которые я больше связывал с шантажом политических оппонентов», — сказал он.
Сообщалось, что именно в День достоинства и свободы 21 ноября Святошинский райсуд Киева решил допросить в качестве свидетеля председателя Верховной Рады 8-го созыва Андрея Парубия по делу об убийстве людей 20 февраля 2014 года во время Майдана. Речь идет о деле против пятерых экс-«беркутовцев», обвиняемых в массовых убийствах. Ранее Парубий, который был «комендантом» Майдана, не явился на допрос. Не пришел и один из основных лидеров протестов на Майдане — мэр Киева Виталий Кличко.
Мэр находится в заграничной командировке и на 21 ноября его не вызывали. Зато был допрошен по видеосвязи экс-нардеп Сергей Пашинский, который сейчас находится в СИЗО за то, что в 2017 году прострелил человеку ногу из наградного пистолета.
Пашинский заявил, что Майдан – «это сотни тысяч людей, которые генерировали те или иные смыслы». А структуры, дескать у него не было. Вопреки очевидному разделению на сотни, и существовавшей системе командования, в виде сотников и комендантов, Пашинский заявил: «Майдан нельзя рассматривать как государственную, военную или парамилитарную структуру».
Сообщалось, что «Дела Майдана» — это 89 уголовных производств. В них, в частности, расследуются убийства 91 человека (78 митингующих и 13 силовиков). Уведомлены о подозрении 442 человека, дела по 289 подозреваемым направлены в суд. Под стражей по делам Майдана находится 13 человек, признаны виновными судом 52 человека, 9 осуждены к лишению свободы.
Ранее Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) вызвало на допрос бывшего генпрокурора Юрия Луценко. Тот переквалифицировал дело майдановца, который, по собственным словам, застрелил двух правоохранителей на Майдане с «убийства» на «посягательство на жизнь сотрудника» правоохранительных органов». А эта статья подпадает под амнистию участников Майдана.
«А что вы хотели?»
По закону «О недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от ответственности освобождаются активисты Майдана, которые совершили деяния, предусмотренные, в частности, статьями Уголовного кодекса:
Ст. 109 Действия направленные на захват власти, Ст. 146. Незаконное лишение свободы или похищение человека, Ст. 147. Захват заложников, Ст. 186. Грабеж Ст. 187 Разбой, Ст. 189 Вымогательство, Ст. 255. Создание преступной организации, Ст. 256. Содействие участникам преступных организаций и сокрытие их преступной деятельности, Ст. 257. Бандитизм, Ст. 258 террористический акт, Ст. 260. Создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований, Ст. 293. Групповое нарушение общественного порядка, Ст. 294. Массовые беспорядки, Ст. 341. Захват государственных или общественных зданий, Ст. 353. Самовольное присвоение властных полномочий или звания служебного лица, Ст. 376. Вмешательство в деятельность судебных органов, Ст. 382. Неисполнение судебного решения, Ст. 436. Пропаганда войны и др.
Политический эксперт Александр Савченко напомнил в СМИ, что Верховная Рада проголосовала за закон об амнистии тотчас после победы Майдана 21 февраля 2014 года. А 26 февраля спикер парламента Турчинов, который стал исполнять обязанности Президента, закон подписал. «Применяется данная амнистия очень выборочно, только к митингующим. В отношении же милиционеров и сотрудников спецподразделений данный закон не действует», — подчеркнул эксперт
Амнистия позволяет делать такие заявления, которые прозвучали 24 апреля 2018 года в эфире израильского телеканала ILand. Там показали расширенную версию документального фильма «Площадь разбитых надежд» о событиях в Украине зимы-весны 2014 года. В фильме Сергей Пашинский в своем интервью подтверждает, что оружие, захваченное на складах отделений МВД на Западной Украине 18-19 февраля 2014 г., было на Майдане.
«Да, действительно, вечером 18-го числа, когда они нас тут в Киеве добивали, в это время на Западной Украине митингующие захватили несколько отделов полиции, где хранилось оружие. И это оружие попало в руки митингующих, это правда, — говорил Пашинский. — А что вы хотели? Конечно, на Майдане были десятки тысяч людей. Конечно, я предполагаю, что какие-то из них… Ну, когда вашего родного кого-то убивают, у вас есть две линии поведения – от страха забиться куда-то в норку или посмотреть в глаза своему убийце. Мы посмотрели в глаза».
При том, что расследуется фактически только часть дел, касающихся правоохранителей, 20 февраля 2019 года Юрий Луценко, бывший тогда генпрокурором, заявил об окончании расследования. «Следствие установило не только 66 человек исполнителей, которые подозреваются в убийствах (из них 46 — бежали в РФ, остальные — под стражей). ГПУ в этом году фактически завершило следствие о тех, кто отдал преступные приказы, приведшие к убийствам и ранениям на Майдане», — заявил он.
После смены руководства Генпрокуратуры, было расформировано управление специальных расследований ГПУ, а его руководитель Сергей Горбатюк был уволен. Взамен В ГПУ создали департамент процессуального руководства по уголовным производствам о преступлениях, совершенных в связи с массовыми протестами в 2013–2014 годах, в него вошли три отдела.
А само уголовное производство до конца ноября должно быть передано в Госбюро расследований. (По вступившей в силу норме законодательства, ГПУ с 20 ноября вообще потеряло следственные функции).
Политолог Руслан Бортник считает, что теперь дело точно затянется– «Только через год мы сможем задать вопрос новому органу расследования по делам Майдана – каковы результаты. А чем больше проходит времени, тем меньше шансов раскрыть преступление и тем больше шансов политизации этого процесса», — сказал политолог.
По материалам: Голос