Круг вопросов саммита касается практических вопросов: обмена пленными, отвода войск, разминирования. Киев берется выполнить Минские соглашения, и становятся актуальными изменения Конституции в части децентрализации, принятые в первом чтении в 2015 году.
«Зеленский не сможет высказать свои ценные мысли»
В преддверии саммита «нормандского формата» на котором Президент Владимир Зеленский встретится с лидерами России, Франции и Германии- Путиным, Макроном и Меркель, намечены акции протестов. Сам саммит пройдет в Париже 9 декабря, а 8 декабря в Киеве на Майдане Незалежности своих сторонников соберут парламентские фракции «Европейская солидарность» Петра Порошенко, «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Голос» Святослава Вакарчука.
«Европейская солидарность» обнародовала в Facebook требования: «Никаких компромиссов по поводу унитарного государства и никакой федерализации»; «никаких компромиссов по поводу европейского и евроатлантического курса» и т.д.
Однако, еще 3 декабря министр иностранных дел Вадим Пристайко сообщил содержание итогового документа, который подготовлен к саммиту. Он процитировал: «Лидеры отмечают успешное разведение на трех участках и предлагают определить следующие точки разведения. Лидеры отмечают успешный обмен, который состоялся, и предлагают ускорить работу по следующему этапу обмена, включая идею всех на всех. Далее, лидеры требуют определить следующие участки для разминирования…».
Отметим, что перечисленные министром пункты сводятся к определению новых участков отвода войск, обмена удерживаемыми лицами и определения участков разминирования. Таких тем, на которые указывают «Европейская солидарность», «Голос» и «Батькивщина» в проекте нет.
После Пристайко документ прокомментировал Президент Владимир Зеленский. По его словам, темами переговоров будут именно пункты, вынесенные в проект итогового документа.
«По поводу коммюнике. Оно обсуждалось еще в сентябре. На повестке дня будут те вопросы, которые в коммюнике, но я жду более развернутых ответов. Потому что ответы — это просто слова. Я хочу действий со сроками», — заявил он.
В очередной раз Глава государства остановился на важности обмена удерживаемыми лицами. «Я действительно хочу большого обмена всех на всех. Меня интересуют все наши», — подчеркнул он, отметив, что так же речь пойдет о прекращении огня.
Таким образом, круг вопросов для обсуждения не столь уж широк, и не касается предполагаемых изменений государственного устройства или внешнеполитического курса Украины.
Близкий к Кремлю политтехнолог Василий Стоякин язвит: «Организаторы саммита старательно создают ситуацию, когда Зеленский не сможет высказать свои ценные мысли относительно границы, статуса ОРДЛО и прочего». По его словам, количество тем украинской делегации сокращено примерно вдвое и остаются вопросы, «которые имеют чисто технический характер и по которым, соответственно, проще всего договориться».
Напомним, что Президент Владимир Зеленский делал такие заявления: «Я спрошу на саммите, можем ли мы говорить о Крыме в этом кругу»; «Я не исключаю, что транзит газа также будет рассматриваться в «нормандском формате»»; «Я уверен, что мы поднимем вопрос по поводу формата и сроков передачи границы под украинский контроль».
Вопреки многочисленным заявлениям, политолог Владимир Воля считает, что Президент на «нормандском» саммите сконцентрируется только на обмене пленными, который приносит популярность и не вызывает нареканий со стороны оппонентов. «Обмен — это то, что приносит дивиденды. А то, что не приносит дивидендов и несет риски, он переадресовывает к общественности и парламенту. Он фактически снимает с себя ответственность за урегулирование конфликта», — рассудил политолог.
Тем не менее, имеются пункты минских соглашений, которые Украина обязана выполнить. Например, 31 декабря истекает срок закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (его еще называют законом «об особом статусе»). Нужно продлить его или принять новый. Также Украине, по Минским соглашениям, предстоит внести изменения в Конституцию.
«Особый статус» обсуждаться не будет
Президент Зеленский анонсировал, что закон «об особом статусе» продлен не будет, взамен будет принят новый закон. «Какой он будет дальше, закон об особом статусе, мы не знаем. Мы готовы обсуждать эти вопросы и в «нормандском формате»», — заявлял Глава государства.
Спикер Рады Дмитрий Разумков так же заявлял, что после «нормандского саммита» будет принят новый закон. «Я надеюсь, что «нормандская» встреча сможет дать ответы на многие вопросы», — пояснял он.
Любопытно, что такие заявления звучали после того, как проект коммюнике саммита «нормандской четверки» был согласован 2 сентября советниками лидеров четырех стран – Украины, России, Франции, Германии.
Накануне саммита оказалось, что вопреки заявлениям Зеленского и его команды, будет продлен старый закон об «особом статусе». Помощник Президента Андрей Ермак заявил: «По результатам встречи в Париже Президент будет готов внести проект по продлению действующего закона об особом статусе».
Андрей Ермак добавил, что затем в закон внесут положения «формулы Штайнмайера», определяющие порядок выборов на Донбассе, предусмотренных Минскими соглашениями. А Вадим Пристайко в свою очередь заявил, что коммюнике, которое будет обнародовано по итогам саммита лидеров «нормандской четверки», не будет содержать решений об изменении минских договоренностей.
Напомним, что Минское соглашение предусматривает, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после «всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».
Изменения Конституции готовятся, и Андрей Ермак заявил, что Украина готова выполнить одно из положений Минских соглашений – «конституционная реформа, в основе которой децентрализация».
Следует напомнить, что конституционная реформа забуксовала 31 августа 2015 года. Тогда в ходе стычек у здания Верховной Рады протестующими была брошена боевая граната, в результате погибло четверо бойцов Национальной Гвардии. Изменения Конституции, предложенные президентом Петром Порошенко, тогда все-таки были приняты в первом чтении.
Порошенко тогда говорил, что изменения примут после местных выборов-2015, но второго чтения не было. Суть той реформы сводилась к объединению населенных пунктов в общины, и отмене районного административного деления.
Сегодня этот процесс идет, хотя изменения Конституции приняты не были. Ведь децентрализация власти и передача полномочий на места является одним из пунктов не только Минского соглашения, но и обязательств Украины перед ЕС.
В проекте Порошенко имелся пункт о том, что Президент получит право приостанавливать работу местных советов и распускать их. А о Донбассе речь шла только в одном пункте переходных положений, который гласил: «особенности местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей регулируются отдельным законом». Тем не менее, он вызвал сначала протесты, потом – распад правящей коалиции.
7 августа этого года Владимир Зеленский во время телефонного разговора с Владимиром Путиным заявил, что «нет необходимости вносить изменения в Конституцию Украины».
5 декабря Андрей Ермак сообщил, что Украина готова выполнить пункт Минских договоренностей, который предусматривает проведение конституционной реформы. Речь идет о децентрализации, в результате которой местная власть получит больше полномочий. В дополнение к этому, отдельные районы Донецкой и Луганской областей могут получить дополнительные полномочия.
По материалам: Голос