«Как же летит время!», — практически в два голоса сказали мы друг другу с Анатолием Толстоуховым, встретившись в уютном кафе в центре столицы… А ведь действительно: сколько воды утекло с последней нашей встречи, сколько событий произошло в судьбе каждого, — в стране, в мире… Долго представлять Анатолия Владимировича, думаю, смысла нет – ибо вошел он в историю политикума как человек с нестандартным мышлением, умудрившийся, к примеру, четыре раза занять должность министра КМУ! Доктор философских наук, профессор, политолог, четыре раза избирался в парламент Украины, в том числе в первый созыв… Но обо всем по порядку…
— Анатолий Владимирович, вы тридцать лет в политике: были депутатом, начиная с первого созыва ВР, у вас за спиной многолетний партийный опыт (КПСС, «Трудовой конгресс Украины», НДП, «За единую Украину», ПР). Но, видимо, в связи с событиями последних лет, не особо любите светиться: вас не видно ни в списках партий, вы не участвуете в политических событиях… Или есть на то другие причины?
— Вы правы, все началось для меня 30 лет назад. Тогда это началось и для Украины… 30 лет назад в нашей стране состоялись первые по-настоящему демократические в сравнении с прошлыми, а теперь можно говорить и будущими, — выборы. Они стали, как оказалось, первым шагом к независимости, – шагом, сделанным народом, в результате свободного волеизъявления. Так сложились условия для второго закономерного шага, за которым последовал и третий – народ поддержал позицию власти в 1991 году.
Мы сложились–случились, а поэтому и через тридцать лет не ужились как единое целое, которое не подрывает прошлое и не разрывает будущее. Этот экскурс в историю для того чтобы к 30-летию Независимости начинать подготовку в 2020-ом году, и центром ее должен стать парламент. Во всяком случае до 2021-го. Главный урок этих лет: «Пока мы вместе – мы государство. Если нет – территория для задач «нового миропорядка».
— Как вы пришли в политику?
— Я пришел в политику, будучи членом КПСС, которого партийная организация не выдвигала и не поддерживала… Справедливости ради, и не мешала, хотя «тишком-нишком» записала в число неблагонадежных и доложила по инстанциям. А выдвинула меня молодежь района. Работал я тогда замредактора горрайонной газеты в Волновахе Донецкой области. И было мне 34 года. За полтора года работы я «дописался» до победы на выборах в одном из самых консервативных районов. «Светиться» было некогда и незачем. Со мной в парламенте трудились такие личности, что надо было светиться не от своих амбиций, а от опыта ярких звезд политики, опыта созидания и борьбы. Он и осветил мой путь в политике. Политик должен светиться идеями, мыслями, не пустыми словами, а нужными людям делами… Построенное из всего этого здание – это и есть твой вклад в мироздание. Личный вклад.
— Что на этом пути было?
— Развал СССР, запрет КПСС, поиск ответов на вопросы: кто виноват и что делать; рождение ТКУ в качестве первого опыта партийного строительства; объединительный процесс, давший жизнь НДП; блок «За единую Украину»; общественно-политическое движение «Злагода»; руководство избирательной компанией «Эко +25%» после выхода из НДП и ПР в качестве беспартийного члена… После 2013-го в выборах участия не принимаю, так как считаю: мы переступили черту демократии, права, а в «выборах–переворотах» я не участвую принципиально.
— Я читала, вы еще и в СПУ отметились…
— Это не мои фантазии – коллег по парламенту. Я заявление в СПУ никогда не писал и не вступал. После запрета КПУ участвовал в двух заседаниях оргкомитета, но вышел из процесса и на съезде не был даже в роли гостя. Еще я отказал в переходе в «Единство» А. Омельченко, когда он как Лев, родившийся в год Тигра, засобирался в президенты вместо другого Льва, родившегося не только в год Тигра, но и в один с ним день… В. Янукович в год 10-летия НДП тоже предлагал мне гарантированный мандат, но я остался в партии. Кстати, в третьем туре выборов-2004 избирательный штаб В. Януковича возглавлял один из руководителей НДП, потом он же работал министром…
— В чем философия вашей жизни?
— Я ее уже излагал как-то:
«Я — причина, я и цель,
Я — мотив и средство,
Бьется целостность во мне,
Чтоб стать умным сердцу.
Чтобы добрым стать уму
И в союзе этом,
Обступившую нас тьму,
Разорвать рассветом…»
— Сегодня в политике, похоже, каждый сам за себя… Переформатировались составы партий, той же ПР… Поменялись сферы влияния… Многие «союзы» стали вражескими лагерями… Как у вас складываются отношения, скажем, с бывшими коллегами по Партии регионов?
— В ПР я вступил не по просьбе В. Януковича… В. Ющенко незаконно распустил парламент и таким образом оформил мое членство в ПР. Сам бы я этот шаг вряд ли сделал: все было ясно и понятно. За год с небольшим до событий 2013-го я сказал В. Рыбаку, боявшемуся, что ПР повторит судьбу НДП: финал ПР будет таким, что вы позавидуете НДП и объяснил почему. Так и случилось.
— То ли у вас очень хорошо развита интуиция, то ли вы что-то знали загодя: но начиная с 2013 года, вы с головой ушли с культурно-социальные проекты, не связанные с политикой, пишите стихи и песни, не светитесь на ТВ…
— Я забыл, когда я в последний раз был на ТВ. Но это вопрос к владельцам каналов, власти, ведущим. Скажем, после «помаранчевой революции» меня ни разу не пригласили на программу, чтобы спросить: а что я делал десять дней в КМУ? Сегодня нужен иной формат: одним – фору, другим – мат. Это не мой стиль. После 2013-го тоже быстро поняли: я – неформатный. Я как-то описал эту ситуацию с собой, будучи во власти: я не свой и не чужой: я – лишний. Но так решил не я, и не Всевышний.
— Многие из политикума прошли после последних событий через кабинеты СБУ… Вас тоже вызывали? По каким делам?
— После каждой «революции» ко мне проявляли интерес разные органы: МВД, СБУ… Но больше всего меня «любит» главное следственное управление ГПУ: там и дел было, и допросов куча. Представьте картинку: одна рука голосует за создание всех этих органов, чтобы они работали по закону… «Руки» этих органов противозаконно пытаются надеть наручники на эту руку… Это отдельная история, о которой я еще расскажу. Но начало ей положил В. Ющенко, который дал команду посадить на 3 года за «сидение в Кабмине»…
— Не хотелось ли плюнуть на все после всей этой вакханалии в стране и покинуть пределы Родины навсегда? Многие ведь так и поступили… И по сей день отсиживаются за ее пределами…
— Мысли о том, чтобы уехать, меня никогда не посещали, даже когда шла охота за мной и травля семьи… Украина – моя земля, мой дом, моя крепость и, если пришлось бы, моя темница… перед небесной светлицей. Круг общения с «бывшими» очень узкий, нечаянный или случайный… Это касается всех. Как правило, человек нужен, когда он нужен… Я не во власти. Никогда не был в бизнесе, без хозяев… Из верхов ПР поддерживаю отношения с Н. Азаровым, В. Тихоновым… Встречаемся в основном, если я в Москве по своим делам. С В. Януковичем не встречался ни разу, с А. Клюевым один раз мимолетно, с В. Сивковичем давно… С теми, кто здесь – картина еще более мрачная.
— В 2002-2004 годах вы были народными депутатом Украины IV созыва, избирались по списку лояльного к экс-Президенту Леониду Кучмы блока «За единую Украину!» Сейчас как складываются ваши отношения с Леонидом Даниловичем?
— С бывшими президентами вижусь на юбилеях в основном. С Леонидом Даниловичем никаких отношений нет. Несколько раз по телефону разговаривали. От предложений о встрече он несколько раз уходил под различными предлогами. О В. Ющенко меня последний раз на допросе спрашивали по делу «О Межигорье». С П. Порошенко не пересекся ни разу, и слава Богу… С нынешним виделся несколько лет назад на корпоративе: я со сцены уходил, а он выходил. Пошутили по этому поводу…
— Может, вам мой вопрос покажется и слишком прямолинейным, но как вы смогли столько лет при разных премьерах занимать в Кабмине такую высокую должность – министра Кабинета министров?
— Четыре раза министр КМУ и еще немного правительственный секретарь – это рекорд, который в такой комбинации уже вряд ли кто повторит. Моими шефами были: В. Пустовойтенко, В. Ющенко, В. Янукович (дважды) и Н. Азаров. Секрет такой востребованности, надеюсь, в профессионализме, порядочности, универсализме и ответственности. Мне В. Янукович рассказывал, что предлагая мою кандидатуру Л. Кучме, на его вопрос: «Зачем он тебе? – ответил – в глаза скажет, что думает, а за спиной ничего делать не будет»… Такой долго устраивать не может, особенно если рядом друзья-товарищи, что любые отношения превратят в пожарища. ГАПы (главы администраций Президента) – никогда не лапы. А если лапы, то из когтей хищных зверей.
— Вы были советником-спецуполномоченным премьер-министра Украины при Н. Азарове. Откуда появилась такая должность?
— Когда меня «как должность» в очередной раз ликвидировали, (первый раз при Л. Кучме, второй — при В. Януковиче) Н. Азаров предложил мне отсидеться первым замом в Министерстве культуры, но я отказался. И предложил ему другой вариант: для меня должность советника–специального уполномоченного ПМУ. Кстати, до этого момента, да и после, такой должности вообще никогда не было. К сожалению, мы тогда с Николаем Яновичем не реализовали потенциал своих возможностей. Сейчас он меня понимает лучше…
— Могли бы поделиться своими наблюдениями: что изменили и изменили ли «новые команды» Кабмина: Арбузов, Яценюк, Гройсман, Гончарук?
— Кабмины, о которых вы напомнили, – это «дети государственных переворотов». Первым в этом списке должен стоять Арбузов с младореформаторами». Но до него такие планы вынашивал С. Левочкин. Они их готовили на Банковой, а Яценюк и Гройсман – на Майдане…
— Сейчас назначен новый премьер – новое правительство. Сколько оно, по вашему мнению, продержится?
— Рекордсменом ему не быть, — хороший пример ушедшее в отставку правительство А. Гончарука имени Д. Сороса. Находясь в сетях внутренних проблем и внешних зависимостей быть успешным попросту невозможно. «Слуги» начинают себе, по сути, противоречить. От этого в политике добавится мути…
— По вашему мнению, страна идет правильным курсом под руководством нового Президента Зеленского и его команды?
— Все проблемы в том, что нет курса, нет политики, нет системной работы. Есть система некомпетентности, которая лишает нас будущей истории, погружая в цивилизационную яму прошлого. Мы, как самолет, в кабине которого разборки, в салоне драка, летим по воздушным ямам, впереди грозовой фронт… Где сядет, не знает никто.
— В одном из интервью четыре года назад вы заявили, что политическая нестабильность в Украине сохранится минимум до 2020 года. И вот он настал – хаос, по-моему, еще больше! Что дальше?
— Это я написал в 2013-ом… Речь шла о том, что политической турбулентности государство может не выдержать по причине резонанса факторов внутренней враждебности и внешнего влияния, вмешательства и присутствия. Ее новые пики придутся на 2020-2024 годы.
— Вы недавно на своей страничке в соцсетях написали самый краткий курс истории Украины…
— После замены мной одного слова он выглядит так: «Если коротко, без лишних слов — горе и беды Украины вылезли из президентских голов.
— Вы действительно так считаете?
— Просто так ничего не пишу и за свои слова всегда отвечаю. А наибольший вклад в происходящее внес Л. Кучма. И не потому что был дольше других, а потому, — как и что делал, став другим… и представив себе Украину без Кучмы. Вместе же они никогда не были сборной Украины, чтоб пойти за нее в бой…
— Что скажете о системе власти целом?
— Большего врага у украинского народа, чем украинская власть, — не было, и нет. При этом каждая начинает с того, что опускает предыдущую ниже плинтуса, который потом оказывается ее потолком… К 30-летию мы имеем дерево власти с гнилыми корнями, треснувшим стволом, мешающими друг другу ветвями и вредными для здоровья плодами… Но врем так, что храмом кажется бардак. Арахамия заявил, что старые элиты ушли, — за дело взялись новые люди… Если нет нации, народа, то откуда взяться элите?! Разве что упасть с другой орбиты! На сцене они все звезды, в политике — элита, «посыпанная порохом, денег ворохом и безграмотности шорохом»…
— Нормандский формат: реальность или миф?
— В Минске и Нормандском формате выхода из «кризиса истории, политики и перспективы», в котором доигрываются сценарии ХХ века, нет. Желание поставить по ним спектакль о новом миропорядке – абсурд. В 2013–ом Украину на части начали рвать власть и оппозиция. Сейчас ее рвут на части геополитические тяжеловесы, так прячась за кулисами, что их видно с галерки… Украина – территория «нетипичной войны», которая просто так не закончится…
— Чем вы сегодня занимаетесь: есть ли желание вернуться в политику?
— В следующем году мне 65 лет, а Украине, за которую я голосовал, – 30. Хочу отчитаться перед всеми, что сделал, служа людям и Отечеству. Сидеть, сложа руки, тоже не собираюсь, — готовлю новый общественно-политический проект, который будет делом моей жизни на новые 30 лет. Это новое видение истории, политики, творчества, личности – то, к чему пришел за годы «между властью и Майданом», «властью и оппозицией».
Недавно я кратко описал так наш путь:
«Не на Запад путь наш, И не на Восток: С двух сторон над нами висит рок. Наш путь вперед — В Объединённую Европу, В которой не паны мы, мы не холопы Новая нация, новый народ…, И украинства в нас никто не отберет. Не отравит память и мечты, И не превратит в мечи церквей кресты… От вождей избавит, злобных измов…, Землю защитит от катаклизмов… Чтобы УКРАИНА не случалась, Чтобы УКРАИНА состоялась!»
По материалам: Голос