Уже полгода в водах Причерноморья лежит танкер Delfi, который отравляет водную фауну и отдыхающих, иногда выпуская нефть в акваторию Черного моря. Причем делает это довольно тихо: экологи спокойны, власти иногда угрожают «кузькиной матерью» владельцу судна и замолкают, а курортники не боятся ни коронавируса, ни нефти. Затонувший танкер стал квинтэссенцией системной коррупции, аморфности гражданского общества и тотального безразличия – на всех уровнях.

Согласно сайту marinetraffic, Delfi построили в 1977 году. Он ходил под флагом Молдовы, при этом его владелец – гражданин Великобритании. За 40 с лишним лет Delfi сменил 4 флага и нескольких владельцев.

В момент крушения (22 ноября 2019 года) танкер находился на Одесской банке за пределами территориальных вод Украины. К слову, Delfi не покидал нейтральных вод даже на время ракетных стрельб в 2019 году. В начале ноября он был единственным судном, не покинувшим перекрытый военными район.

После крушения, в 2019 году, местные одесские сайты заявили о том, что Delfi причастен к контрабандной схеме.

«Delfi — это классическая контрабандистская шхуна. Есть такой бизнес. В нейтральных водах, за 12-мильной зоной стоят такие «шаланды» — бункеровщики или небольшие танкеры. Они работают как нелегальная заправочная станция. Суда, у которых есть лишнее топливо, сливают его в Delfi за наличку. Если кто-то хочет заправиться, то тоже подходит к такому Delfi и за наличную оплату заправляется. Таких судов работает очень много, это такой очень серый бизнес. Морской ларек. Это и есть причина того, что капитан, и все остальные не хотели уходить с этого судна. Они очень много знают», — писала в 2019 году «Думская» со ссылкой на информированный источник.

Действительно, эксперты указывают на проблему с экипажем Delfi – на борту было 3 человека, хотя для обслуживания танкера якобы нужно как минимум 5 человек. Кроме того, капитан и его помощники действительно не хотели покидать танкер, что выглядело как минимум странно. Они даже не подавали сигнал SOS, когда судно терпело бедствие. При этом, на танкере не было электричества, еды и воды.

По теме:  Сегодня в Киеве ограничат работу трех станций метрополитена

Капитан Одесского порта Кирилл Сухой говорил тогда, что какие-то люди, выдающие себя за представителей судовладельца, говорят экипажу не предпринимать никаких действий, потому что это дорого.

«Была реальная возможность их взять на буксир и доставить в Очаков в районе порта Южного, но они отказались. После этого с каждым часом ситуация стала развиваться все хуже и хуже», — добавил Кирилл Сухой.

Танкер несколько раз пытались взять на буксир, но ничего не вышло. В результате, Delfi лег на борт у берегов Одессы. В воды попало огромное количество нефтепродуктов – 22 ноября их концентрация возле места крушения была превышена в 90 раз.

К слову, после аварии появилось заявление ГПСУ о том, что служба изучала возможную причастность танкера Delfi к контрабанде еще до аварии.

«16 ноября специальная обзорная группа Морской охраны пограничного ведомства осуществила обзор Delfi за 6 миль от берега (в территориальном море). В частности, проверялась вероятная причастность к противоправной деятельности. Ни груза, ни запрещенных предметов, ни признаков осуществления незаконной деятельности на судне не было обнаружено», — говорилось в сообщении ведомства.

А в это время нефть и мазут продолжали выливаться в акваторию Черного моря. Танкер успешно пролежал в воде остаток осени, зиму и весну. И только к лету, когда стало ясно, что отдыхающие массово ринутся в Одессу из-за пандемии коронавируса, власти обратили на проблему внимание. Президент Владимир Зеленский, в манере белорусского лидера Александра Лукашенко, поставил жесткий ультиматум местным властям.

По теме:  Создание низкооплачиваемых рабочих мест не преодолеет проблему безработицы – эксперт

«20 июля — это ориентир. Если бы здесь был судовладелец, я бы с ним поговорил откровенно и жестко. Потому что я уверен, что это его ответственность во всем, начиная с того, что он вез, куда и сколько времени длится это все. 20 июля не будет (результата – ред.) — этим должны заниматься правоохранительные органы. Владелец хотел сэкономить и искал варианты наименьшего сопротивления. Кто-то должен нести ответственность», — сказал Президент.

Почему же Delfi не поднимали так долго? По данным из СМИ, Ассоциация морских портов Украины (АМПУ) могла начать операцию по подъему танкера еще в апреле 2020 года. Но сделать это было невозможно из-за бюрократических преград. В середине июня АМПУ обнародовала заявление, в котором говорится, что в настоящее время «отсутствуют какие-либо законные основания для того, чтобы самостоятельно, от своего имени, убрать судно DELFI». То есть, АМПУ может приступить к подъему только в том случае, если владелец судна не обеспечит его подъем в сроки, установленные капитаном порта.

После красноречивого ультиматума Зеленского, собственник танкера все же решил попробовать поднять судно – как выяснилось позже, тратиться на это он не хотел. Тросы, которыми буксировщики поднимали Delfi, обрывались, но явно провальную тактику менять не хотели. Брались новые тросы, буксировщики снова «впрягались» в танкер – но опять терпели неудачу.

«Зато мы, как и многие причастные к морскому делу люди, испытываем сейчас испанский стыд и разочарование, — написал в своем Facebook совладелец компании P&O Maritime Ukraine Андрей Ставинцер. — 8 месяцев бункеровщик с дедвейтом в несчастные 1630 тонн подтекает рядом с пляжем курортного города, нашего родного города, и никто с этим ничего не смог сделать. Судовладелец нанял неопытного подрядчика — вышел цирк. К сожалению, попытка судовладельца сэкономить и на работах и на используемых в операции средствах привела нас туда, где мы сегодня».

По теме:  С. Рыбалко: «Украина повышает цену воды для орошения в десятки раз, и это «убивает» сельское хозяйство»

Что мы имеем сейчас? Судно продолжает лежать на борту, акватория Черного моря отравляется мазутом и нефтепродуктами – и может пробыть на месте крушения до осени. Подрядчика по эвакуации танкера выберут в августе, рассказал глава Мининфраструктуры Владислав Криклий.

«Есть два возможных варианта эвакуации: поднятие танкера или разрезание на две части. Последний — это крайняя мера», — заявил он.

Однако поднять Delfi будет не так уж и просто.

«С этим танкером уже не просто горит, а давно сгорело. Во-первых, продолжается негативное влияние на экологию. Во-вторых, чем дольше танкер находится под водой, тем сложнее его будет поднять, так возможен намыв песка и быстро идет коррозия судна», — комментирует в СМИ экс-нардеп и в прошлом топ-менеджер судоремонтной компании Александр Урбанский.

При этом, Экологическая инспекция Украины подсчитала убытки после аварии Delfi. Предварительно, ущерб оценили в 15 тысяч долларов.

В свою очередь, эколог Александр Показовый объяснил в СМИ, что пленка, которая образуется за счет содержания нефти в воде, фактически перекрывает доступ кислорода живым организмам, которые находятся в море. Есть большая вероятность того, что под пятном в 7,5 тысяч квадратных метров умерло почти все живое, ведь с момента первого выливания топлива прошло более месяца.

«Вся ситуация с этим танкером, который был контрабандный, который морально устарел и перевернулся на мелководье показывает низкую эффективность украинской власти на отдельно взятом клочке побережья, — прокомментировал ситуацию политолог Николай Волгов. – Эта ситуация без преувеличения показывает эффективность президентской вертикали».

Танкер Delfi, как зеркало украинской реальности

По материалам: Голос