Летом в Верховной Раде появился законопроект № 3613 от «слуг народа», который предложил методы борьбы с задолженностью населения за жилищно-коммунальные услуги. Среди норм, который он предлагает, оказалось и повышение штрафов, которые накладываются на долг. Чем дольше человек не платит, тем штрафы больше. Как власть предлагает решать проблему задолженности населения за ЖКУ, в интервью ГолосUA анализирует директор аналитико-исследовательского центра «Институт города » Александр Сергиенко.
– В Верховной Раде предлагают повысить штрафы должникам за коммунальные услуги. Каким образом это хотят сделать?
– Там вводятся штрафы по шкале. Год – 20 % от суммы долга, два – 30 % и три года – 50 %. Это законопроект, который появился летом. Там предусмотрен целый ряд «мероприятий». Во-первых, всех должников обязывают заключить договора реструктуризации, то есть погашения долга. Процентов 15-20 населения предлагается «погнать» стоять в очередях в пунктах обслуживания клиентов… во время карантина! Это сделано неразумно. Во-вторых, очевидно, что сама пеня – это нормальная практика договорных отношений, никто не против, но пеня должна быть в разумных пределах, а не с безумными штрафами. В-третьих, с должниками и без этого закона есть методы борьбы, и коммунальщики вполне успешно борются со злостными должниками – подают в суд, то есть вопрос актуальности законопроекта полностью отсутствует.
Что предлагают авторы законопроекта, один из которых живет в Ужгороде, где с 2009 нет централизованного отопления и горячего водоснабжения, а двое – вообще из села, где такого не было и в помине? Эти знатоки жилищно-коммунального хозяйства предлагают пустить взыскивание долгов по упрощенной судебной процедуре – без особых церемоний удовлетворять иски коммунальщиков. Но проблема в том, что большие долги у людей появляются вследствие чрезвычайных ситуаций, в которых надо как раз тщательно разбираться. С другой стороны, основная масса долгов, так сказать, динамичная: сегодня я задолжал, завтра вы, у кого-то не прошла своевременно проплата, и устраивать каждый раз судебные тяжбы, даже по упрощенной процедуре, просто лишено смысла. Кстати, львиная доля задолженности приходится на поставку тепла, горячую воду и газ. Но при этом газовщики не спешат отключать даже частные дома, потому что это просто потеря клиента. По горячей воде, по отоплению всем понятно, что тарифы не отвечают уровню доходов, поэтому люди массово платят меньше в отопительный период, а потом летом погашают эти долги. Это видно по уровню платежей. Зимой они на уровне где-то 80-90 %, а летом они прыгают до 120 % и выше. Большинство людей так приспособились к этой ситуации непомерных тарифов. Самое главное то, что авторы законопроекта не понимают причин появления этой задолженности и, как следствие, не могут решить эту проблему в принципе.
– В чем заключаются эти причины?
– Причина, по-сути, одна – неадекватность уровня тарифов доходам населения, тарифы постоянно растут, а доходы за ними не успевают. Уже две зимы подряд сумма задолженности держится на уровне 62-69 миллиардов и падает, что, кстати, интересно, только летом, когда народ старается погасить долги по отоплению. Это означает, что люди не могут платить по этим тарифам, а правительство, президент, новая команда часто не осознают, что они делают. Например, сейчас они поднимают минималку. Это предвыборная акция, которую делали практически все президенты и правительства перед выборами. Однако они не понимают, что при повышении минималки растет вся сетка и в том числе сетка у коммунальщиков. Вырастут зарплаты – они тут же побегут в НКРЭКУ и там поднимут им тарифы!
Я проанализировал, как водоканалам в феврале 2020 года подняли тарифы. Там основные составляющие – это зарплата и электрика. Производство продукции, то есть подача воды и водоотвод, у них практически не изменились, а зарплаты у всех резко подпрыгнули, например, в Кривом Роге почти вдвое! И все это повышение делалось на законной основе. Больше они работать не стали, но зарабатывают больше! Вот к чему приведет очередное повышение зарплат – к тому, что в очередной раз вырастут ЖК-тарифы.
– А если посмотреть на этот законопроект, то главная его концепция приравнять должников по коммуналке к тем, кто не платит алименты?
– Да, приравнять. Они взяли закон об исполнительном производстве и всюду, где есть слово «алименты», добавили слова «и долги за жилищно-коммунальные услуги». Хотя авторами законопроекта предлагается установить драконовские штрафы и прочие карательные меры, на самом деле мы не знаем, насколько ощутимо по коммунальщикам бьет задолженность. В советские времена в тарифы всегда закладывалось 95 % платежей. Коммунальщикам просто не нужно было выбивать оставшиеся 5 %, они при 95 % выходили на рентабельность плюс прибыль. То же самое происходит и сейчас: мы не видим массового банкротства каких-либо коммунальных предприятий! Ни водоканалы не банкротятся, ни теплокоммунэнерго, ну никто. А если бы они действительно были в бедственном положении, они должны были бы объявить о банкротстве, (ну хоть кто-то!) но этого нет.
– Мы помним, что в прошлом году начал действовать закон «О жилищно-коммунальных услугах», где пеня прописывалась на уровне 0,01 %. Говорили, что это смехотворная цифра и в будущем ее могут повысить. Может ли законодатель пойти по этому пути?
– Конечно, может, но сейчас настолько разнообразные методы оплаты, что взыскать эту пеню довольно сложно. Я, примером, буду платить через Интернет, основное тело оплачиваю, а пеню – нет, и попробуйте с меня ее взыскать! Ну, накопится там 10 гривен, ну 20, но на фоне тысячных платежей это все равно ерунда. Предприятие не будет заводить судебную тяжбу даже ради 100 гривен, если оно каждый месяц получает от меня пару тысяч. Начислить пеню можно, но механизмы взыскания – это большой вопрос.
– Но можно ожидать то, что на эту норму в законе о ЖКУ обратят внимание? И что логичнее – повысить эту норму в законе о ЖКУ или принимать новый закон, который дописывает к неплательщикам алиментов должников по коммуналке?
– Я считаю, что это просто варварские методы. Вот человек задолжал за коммуналку. Такое бывает с любой семьей. Не успели, забыли или поздно пришли в сберкассу, а тут им нужно ехать в отпуск, ребенка везти на море, а им раз и все перекрыли – не пускают в аэропорту!
Или еще. В законопроекте предлагается запретить должникам за коммуналку пользоваться травматическим оружием. Как этот запрет реализовать на практике? Если человек журналист или судья, он имеет право законным образом купить и оформить то, что ему нужно для самообороны и профессиональной деятельности. Он носил и будет носить травматику, несмотря на наличие долга – жизнь и здоровье дороже любых долгов. Как его проверить, носит он это оружие или не носит? Его можно бросить в машину и сказать, что я им не пользуюсь, оно не при мне, оно в машине. Я, конечно, утрирую, но в законопроекте есть много вещей непродуманных, которые неизвестно, как реализовать и большой вопрос, нужно ли их реализовывать вообще, даст ли это результат?!
– А то, что они могут прислать коллекторов на этих должников, это реальная ситуация?
– Реальная. В Гражданском кодексе есть такое понятие, как переуступка долга. Одна компания переуступает долг другой. Коммунальщикам дай, чтобы они вышли на самоокупаемость, а 5-10 %, которые остаются неоплаченными, они за 1-2 % отдают коллекторной компании, это ее заработок, а «выбитые» 4-8 % они возвращают коммунальщикам. Но закона о коллекторных компаниях, насколько я помню, нет, и они действуют на грани фола – звонят поздно вечером или рано утром, звонят родственникам, пугают старых родителей, это все граничит с вмешательством в личную жизнь. Уже за это на таких коллекторов можно, на самом деле, подавать в суд. Наверное, подобные методы можно использовать, но нужно, чтобы был прописан отдельный закон, который поставил бы коллекторов в четкие рамки и сделал этот вид деятельности более цивилизованным.
– Законопроект № 3613 появился летом, но впереди у нас отопительный сезон. Как Вы думаете, будет ли этот законопроект актуален для этой поры, когда вырастет сумма в платежках?
– На 100 % вырастет – заработал рынок газа, и он потянет за собой рост стоимости тепла, рост стоимости электрики и как государство, то есть Президент и правительство будут сдерживать этот рост, неизвестно. Тем более, что у нас «Укргаздобыча» поставляет 80 % украинского газа, а это примерно 3/5 того, что нужно населению Украины. На рынке явно присутствует монополист. Как ограничить этого монополиста, пока никто не придумал. Все аплодируют, что теперь будет рыночная цена, что формировать цену газа будет рынок, что не будет никаких директив. Но, скорей всего, это даст негативный эффект, как в ситуации с рынком электроэнергии – сегодня она самая дорогая в Европе! Так что, тарифы точно вырастут, задолженность вырастет, и ничего не останется, кроме как вводить драконовские санкции против населения, которое не сможет платить за коммуналку. Это вместо того, чтобы усилить антимонопольное законодательство и делопроизводство, вообще иметь возможность влиять на ситуацию и реагировать на опережение, а не задним числом. К сожалению, все это приведет к напряжению в обществе и ничего больше.
– А сами законодательные инициативы, которые есть на сегодняшний день, являются несправедливыми?
– Я считаю, что пеня должна быть, даже не такая символическая, а более действенная. Это нормальная договорная практика. Если вы занимаетесь бизнесом, то всегда в любые хозяйственные договора закладываются штрафы или пеня, так называемая неустойка. Это нормальная практика, но надо учитывать ситуацию в стране. У нас государство социальное, а не либеральное, поэтому нужно очень осторожно подходить к решению проблемы долгов за коммуналку и тарифов. Все эти карательные меры не решают ключевой проблемы – устранения причин, по которым возникла такая астрономическая задолжность. В июле месяце население оплатило 120 % начисленных сумм, но это все равно в 6 раз меньше, чем долг населения за коммуналку!
Если бы долги появлялись просто из-за невнимательности, забывчивости, это одно, но если задолжность носит системный характер, если люди не в состоянии ежемесячно платить в полном объеме за жилищно-коммунальные услуги, то нужны другие методы для решения этой проблемы.
По материалам: Голос