Сжиженный газ из США: пока дорого, но перспективно

Аналитика

15.10.2019 20:55

Укринформ

А еще это шаг к созданию в Украине европейского хаба. Но главное — это очень важно для энергонезависимости Украины и ее соседей от РФ

Через две недели в Украину поступит первая партия "голубого топлива" в рамках трехстороннего меморандума о поставках американского сжиженного природного газа (СПГ) через LNG-терминал в Польше. Готовность сторон к выполнению условий контракта, а также «глобальные» вопросы обеспечения энергетической безопасности стран Восточной и Центральной Европы, недавно обсудили министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель, министр энергетики США Рик Перри и заместитель министра энергетики республики Польша Томаш Домбровский. "США решительно поддерживают усилия Украины и Польши по усилению региональной энергетической безопасности", — заверил Перри, добавив, что увеличение доступа в украинские газохранилища будет не только способствовать коммерческой деятельности и формированию высококонкурентной среды в этой сфере, но и поможет "гасить" сезонные колебания на газовых рынках Европы.

Сжиженный газ из США: пока дорого, но перспективно
Трехсторонняя встреча министра энергетики США Рика Перри, министра энергетики Украины Алексея Оржеля и замминистра энергетики Польши Томаша Домбровского

Итак, у Украины есть все шансы стать важным игроком европейского энергорынка (и не только как транзитера российского топлива). По мнению украинских чиновников и экспертов, в будущем на базе отечественной ГТС можно создать мощный газовый хаб регионального, а то и общеевропейского значения. Впрочем, достижению этой цели должны предшествовать важные дипломатические, организационные и технологические шаги.

Американский газ в Европе: пока дорого, но перспективно

Меморандум о трехстороннем сотрудничестве Украины, Польши и США подписали в конце августа в Варшаве. Одно из предусмотренных документом мероприятий — налаживание поставок американского сжиженного газа в нашу страну через Польшу. Правда, пока речь идет только о временных поставках — договор о транспортировке голубого топлива между польской нефтегазовой компанией PGNiG и компанией "Энергетические ресурсы Украины" (ЭРУ) подписан только на ноябрь-декабрь этого года. Газ используют для обеспечения украинских потребителей в зимний период. Также есть возможность дальнейшей транспортировки топлива в Венгрию, Румынию и Молдову. Поэтому в ЭРУ и PGNiG рассчитывают, что контракт продлят и на следующий год. Ведь в 2020-м в Польше ожидают минимум 39 поставок топлива с Атлантического побережья США.

Напомним, Варшава уже несколько лет — один из ключевых европейских партнеров Вашингтона в газовой сфере. Также Соединенные Штаты ведут переговоры о поставках сланцевого топлива с Германией и многими другими странами континента. Всего европейцы готовы построить 11 портовых площадок для приема и регазификации заокеанского энергоресурса. В Германии и Польше соответствующие мощности уже есть. Главная выгода транспортировки сланцевого газа для ЕС — снижение энергозависимости от непредсказуемой России (сейчас страны Европы на 34% зависят от газпромовских поставок). Очевидны выгоды и для США — страна поставила перед собой амбициозную задачу за два-три года "на равных" бороться с "Газпромом" за европейского потребителя.

По теме:  Четыре страны могут заинтересоваться хранилищами газа в Украине

Что касается выгоды для Украины, то сейчас она лежит не столько в экономической, сколько в политической плоскости. Ведь мы больше всего пострадали от так называемого "газового давления" со стороны Кремля. И только полная независимость от этого ненадежного источника гарантирует отсутствие подобных проблем в будущем. Поэтому новый маршрут транспортировки топлива должен стать для нас важным элементом диверсификации поставок — особенно в кризисных условиях, намеренно спровоцированных государством-агрессором для давления на Украину и для ее дискредитации в глазах европейских партнеров. Важно также понимать: чем теснее будет экономическое сотрудничество с США, чем больше контрактов будет с американским бизнесом, тем активнее Вашингтон сможет защищать украинские интересы на мировой арене (касается это, в частности, и давления на европейских участников проекта "Северный поток-2").

Хотя некоторые эксперты считают ошибкой то, что сотрудничество с Польшей и США отдано не госхолдингу "Нафтогаз Украины", а частной компании. Мол, в этом есть определенные коррупционные риски. Но участники проекта уверяют: сотрудничество будет прозрачным и конкурентным.

Правда, о стоимости американского топлива, которое с ноября начнет поступать в Украину, пока не сообщается (коммерческая тайна). Хотя ни у кого нет сомнений: при нынешних обстоятельствах это топливо будет дороже, чем поступающее по "привычным" европейским маршрутам (в частности, из Словакии). По "самым скромным" подсчетам, речь может идти о $350-400 за тысячу кубометров. Некоторые же эксперты вообще утверждают: с учетом всех расходов на регазификацию и перекачку американское топливо обойдется нам во все $600-650. Тогда как "обычный" газ в Европе покупаем в среднем по $250.

Впрочем, пока речь идет о незначительных объемах поставок в несколько сотен миллионов кубометров, которые "растворятся" в 10-12 миллиардах дешевых "кубов", ежегодно импортируемых в Украину, на окончательной стоимости топлива для потребителей это существенно не скажется. "А если доля американского топлива в нашем общей "газовой корзине" возрастет? … Готовы ли украинские потребители платить по $500-550 за тысячу "кубов"?", — предостерегают критически настроенные к новому маршруту эксперты. Впрочем, специалисты-"оптимисты" напоминают: себестоимость топлива в США постоянно падает. Благодаря новым технологиям и государственным дотациям газодобыча там развивается стремительными темпами. К тому же, ввиду активного роста добычи сланцевой нефти, растет и добыча "почти дармового" сопутствующего газа. Поэтому Вашингтон вынужден будет идти на уступки потенциальным партнерам в "ценовом вопросе". А стоимость «обычного» газа тем временем, наоборот, может существенно возрасти. Гарантия "приемлемых" цен — только полное обеспечение потребностей страны благодаря собственной газодобыче. Но это уже отдельный вопрос, решение которого требует политической воли, смелых решений, значительных капиталовложений и, конечно же, времени… В той или иной степени это касается и использования возможностей украинских подземных газохранилищ для хранения закупленного европейцами американского газа. Хотя достичь этой цели, по мнению специалистов, будет легче…

По теме:  Закон о рынке земли еще не доработали - спикер ВР

Американский СПГ в украинских ПХГ: технологические и технические проблемы

Сжиженный газ из США: пока дорого, но перспективно
Президент правления PGNiG Пётр Возняк

Пока речь идет о временных и незначительных по объемам поставках американского сжиженного топлива, имеющейся инфраструктуры (в частности, мощностей польских газопроводов в направлении Силезия — Прикарпатья) для его транспортировки в Украину хватит. Тем более, что, как заверил президент правления PGNiG Петр Возняк, до 2021 года возможности сети расширятся. Но если Украина рассчитывает получать регазифицированное в Польше топливо постоянно и тем более — если мы действительно готовы предложить европейцам услуги по хранению и распределению газа, — без строительства интерконнектора (специальной перемычки между польской и украинской ГТС) не обойтись. Ведь сейчас возможности транспортировки топлива магистральными путями из Польши ограничены "скромными" полутора миллиардами кубометров в год. А это (при нынешних объемах импорта голубого топлива из Европы) не обеспечивает и 15% только наших потребностей. К тому же, при таких объемах прокачка обходится очень дорого. Итак:

Проблема №1. Отстутствие интерконнектора

Проект сооружения между соседними странами 110-километрового газопровода-интерконнектор (годичной мощностью до 8 миллиардов "кубов"), по данным отечественных экспертов, подготовили еще года два назад. Однако воплощать его на практике ни украинская, ни польская стороны не спешили. И ввиду финансовых трудностей (стоимость интерконнектора — не менее €200 миллионов), а главное — вероятно, из-за отсутствия политической воли. Ведь о перспективах нового маршрута энергоснабжения серьезно задумывались, похоже, только время от времени, при очередной оказии — то ли встречи глав энергетических ведомств и компаний Украины и Польши, то ли в рамках визитов уже упомянутого министра энергетики США Рика Перри. Кстати, именно Соединенные Штаты (как "очень заинтересованная" сторона) могли бы, по мнению экспертов, подключиться к строительству. По крайней мере, финансово. Частично оплатить строительство интерконнекторов может и Польша. Такие капиталовложения для нее выгодны: в результате поляки смогут эффективнее использовать свой терминал и зарабатывать на транзите (причем, не только американского, но и норвежского газа). К тому же, они получат дешевое топливо для собственных нужд (благодаря снижению стоимости регазификации, которая напрямую зависит от объемов ресурса поступающего «на переработку»).

По теме:  Когда заработает "формула Штайнмайера": в МИД назвали условия

"Если интерконнектор начнет действовать, мы оцениваем (ежегодный) объем поставок газа в Украину в пределах 1 миллиарда кубометров. Однако, учитывая планы Польши по увеличению мощностей терминала в Свиноуйсьце и строительству терминала в Гданьске, мы можем значительно увеличить объемы топлива, которое может поступить на рынок Украины со стороны Польши", — заверил министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель.

Сжиженный газ из США: пока дорого, но перспективно
LNG-терминал в Свиноуйсьце

Проблема №2. Ограниченные объемы регазификации

Вторая технологическая проблема как раз и связана с нынешней загруженностью польского терминала в Свиноуйсьце. Сейчас он полностью обеспечивает польские потребности в регазифицированном американском топливе. Но для того, чтобы принимать газ еще и для нашей страны, этих мощностей недостаточно. Правда, Варшава серьезно взялась за выполнение поставленной стратегической задачи — с 2022 года полностью избавиться от газовой зависимости от России. Поэтому и действующий терминал обещают расширить (с 5 до 7,5 миллиардов кубометров топлива в год), да еще и два новых построить — в 2022 и 2023 годах.

Проблема №3. Нехватка мощностей для сжатия топлива

Требуют расширения и возможности сжижения газа на терминалах, расположенных на Атлантическом побережье США, где ресурс загружают на специальный морской транспорт. Но в нынешних условиях это, похоже, самая маленькая из проблем — заинтересованному в продаже значительных объемов газа, добыча которого в США стремительно растет, да еще и при такой протекционистской правительственной политике, американскому бизнесу выполнить соответствующее задание вполне по силам. Но для этого нужны гарантии от Польши (что она готова принимать дополнительные объемы топлива) и от Украины (о готовности покупать ресурс). При таких условиях важно убедить в перспективах использования нового маршрута для диверсификации поставок в ряд стран (в частности, Венгрию, Румынию, Австрию) и руководство Евросоюза. Впрочем, до этого, похоже, еще далеко. Для ЕС сейчас куда важнее вопрос гарантий поставок "обычного" российского газа через Украину с января следующего года — после завершения действия нынешнего украинско-российского транзитного газового контракта. К тому же, несмотря на предостережения со стороны Киева, Вишингтона, Варшавы, государств Балтии и других наших партнеров, европейцы, похоже, до сих пор в эйфории ожидают обещанной Кремлем "газовой манны" после сооружения газопровода СП2. И пока европейские лидеры в очередной раз не обожгутся на заигрывании с Москвой, серьезно воспринимать какие-то "альтернативы" им, очевидно, будет сложно. Хотя, убеждены специалисты, Киеву следует заранее разрабатывать соответствующие планы, готовить конкретные предложения, расчеты и технологические решения.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ