Бюджет-2020 не выполняем второй месяц подряд. Секвестру быть?

Аналитика

03.03.2020 11:55

Укринформ

Если в январе Госказначейство недополучило больше 13 млрд. гривень, то в феврале — только 4,2 млрд. Но радоваться положительной тенденции, пожалуй, рано

Выполнение плана бюджетных поступлений в феврале по сравнению с январем улучшилось. Сумма "недобора" сократилась более чем втрое, – сообщают в Министерстве финансов. Впрочем, пока вряд ли можно говорить об основаниях для особого оптимизма: бюджеты различных уровней не досчитались в целом "приличной" суммы — более 4 миллиардов гривень. То есть, с начала года Украина не смогла заработать почти 18 миллиардов, на которые рассчитывала. Поэтому уже сейчас вынуждена сокращать расходы. В чем же причина такой ситуации и есть ли шансы в ближайшие месяцы наверстать упущенное?

Причины "недобора" неизменны. Плюс одна "новая" проблема

Февральское недовыполнение бюджета в Минфине объясняют теми же причинами, что и в январе. Главное — это "новые макроэкономические реалии", с которыми Украина столкнулась во второй половине 2019-го. Речь о существенном укреплении курса гривни и падении цен на импортные углеводороды — прежде всего, газ. Поэтому мы и имели такое "проседание" в январе, когда план доходов выполнили лишь на 78,5%.

1. Ожидаемые и реальные доходы

В феврале принес результат "комплекс мер", утвержденный Минфином и Государственной налоговой и таможенной службами, что помогло улучшить ситуацию. В частности, доходы, которые администрирует ГНС, выросли на 2,5 миллиарда гривень. Поскольку более высокая среднемесячная заработная плата способствовала росту поступлений от НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Выросли отчисления НДС — благодаря активизации потребительского спроса и внедрению новой модели системы мониторинга налоговых рисков при регистрации налоговых накладных. Более чем на 1,5 миллиарда гривень перевыполнен план доходов от налога на прибыль предприятий. Еще почти 3,3 миллиарда удалось дополнительно получить благодаря росту поступлений от табачных акцизов — ввиду нормализации ситуации в области, которую, как известно, "лихорадило" во втором полугодии 2019-го.

Но зато пришла новая "беда": "…дополнительным вызовом конца февраля стало ухудшение ситуации на глобальном рынке капиталов, что негативно повлияло на спрос на ОВГЗ", — констатировали в финансовом ведомстве. И это отчасти нивелировало позитивные тенденции. К тому же, как и в январе, значительно недовыполнили план доходов от таможни. Причины — более крепкая, чем рассчитывали при формировании бюджета, гривня (таможенные и акцизные платежи у нас "привязаны" к конвертируемым валютам, в основном — к евро), общее сокращение объемов импорта в этот период, на что дополнительно повлияли проблемы, с которыми столкнулся один из основных торговых партнеров Украины, Китай — из-за коронавируса.

По теме:  Міністр оборони Резніков дав прогноз, коли закінчиться війна

2. Расходы. Что уплачено и что сэкономили

Однако власти уверяют: правительство профинансировало все защищенные расходы в соответствии с открытыми ассигнованиями. Другое дело, что часть выплат перенесли на март — вроде бы из-за проблем с оформлением бюджетных паспортов для некоторых учреждений и организаций. Самый яркий пример – ситуация с выплатой стипендий.

Студенты многих вузов пока не получили февральских выплат. "В связи с тем, что Минфин сейчас утверждает десятки паспортов бюджетных программ, среди которых — паспорт по выплатам стипендий, студенты в некоторых вузах получат средства за февраль на месяц позже. МОН вовремя подготовило и подало паспорт бюджетной программы, поэтому он должен быть утвержден уже в ближайшее время", — говорится в сообщении Министерства образования и науки.

Бюджет-2020 не выполняем второй месяц подряд. Секвестру быть?
Илья Несходовский

Такими ж проблемами задержку выплат объясняют и работникам некоторых бюджетных организаций. Причем, иногда от затягивания с оформлением бюджетных паспортов страдают еще с декабря. То есть, прошло три месяца, а "воз — и ныне там". Согласитесь, для страны, которая хочет стать одним из первых в мире "государств в смартфоне", такая бюрократическая волокита довольно странная… Однако директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский считает утверждения об "умышленном" оттягивании выплат ошибочными. "Несмотря на невыполнение доходной части бюджета, деньги на защищенные расходы, к которым относятся и зарплаты бюджетников, пенсии и стипендии, есть. Проблемы же со сроками выплат связаны с низким уровнем бюджетной дисциплины. Распорядители бюджетных средств несвоевременно подают паспорта бюджетных программ. Минфин решил больше не закрывать на это глаза и предложил довольно строгие требования: средства не выделять, пока не будут представлены и утверждены паспорта. Считаю это правильной позицией", — пояснил Несходовский. То есть, "бюджетники" и студенты должны знать, кому "обязаны" задержками.

По теме:  Зеленський розповів про ситуацію в Пісках та Авдіївці

Также эксперты отмечают позитивы, связанные с уменьшением почти на 22% расходов на обслуживание государственного долга. Речь идет о 3,4 миллиардах гривень. Причины — укрепление курса гривни (второй конец "палки") и снижение доходности украинских ОВГЗ. Еще почти 7 миллиардов сэкономили на "необязательных" социальных расходах. В частности, снизив число получателей субсидий (чему способствовали теплая погода и рост доходов населения).

Секвестра бюджета не избежать: прогнозы экономистов

Эксперты считают объяснения Минфина вполне логичными: речь идет и о сокращении объемов импорта, и об уменьшении таможенных платежей из-за крепкой гривни (бюджет считали по курсу 27 грн. за доллар, среднемесячный же курс в феврале — 24,6), и о снижении спроса на ОВГЗ . При этом шансы радикально изменить ситуацию, по мнению экономистов, незначительны. Даже если в марте-апреле план поступлений будет выполняться, это не спасет страну от пересмотра бюджета. Поскольку, чтобы избежать проблем, нужно было действовать на опережение.

"Возможностей выйти на запланированные в утвержденной осенью госсмете показатели практически нет, — отмечает в комментарии Укринформу председатель Экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. — Какие бы "умные" шаги сейчас ни делала власть, для того, чтобы они принесли результат, нужно время. Прежде всего, это касается таможни. Ведь, несмотря на "косметические" изменения, по сути там почти ничего не изменилось: "черные" и "серые" схемы рулят. Вместе с так называемым "курсовым фактором" это и приводит к огромным бюджетным потерям". Чтобы изменить ситуацию, по мнению эксперта, нужны более решительные и комплексные шаги. И даже если их начнут делать в ближайшие недели, на результат можем рассчитывать не раньше, чем через полгода, а то и год.

Бюджет-2020 не выполняем второй месяц подряд. Секвестру быть?
Борис Кушнирук

Не очень верит Кушнирук и в то, что "палочкой-выручалочкой" для наполнения бюджета станет работа Государственной налоговой службы. "Уровень аккумулированных им доходов прежде всего отражает состояние украинской экономики. А ее резервы ограничены, ведь сейчас наблюдаем падение основных показателей — ничего, кроме торговой организации, не растет. Правда, весной активизируются строительные работы, но ожидаемые от этого "всплеска" доходы уже распланированы. Влияние же возможного перевыполнения не будет значительным", — считает экономист. Проблем, по мнению Бориса Кушнирука, добавит и влияние на отечественную экономику глобальных кризисных тенденций — в частности, "финансово-коронавирусных" проблем, от которых, очевидно, будет страдать весь мир.

По теме:  Энергоатом назвал приоритетные проекты инвестпрограмм на 2020 год

А Илья Несходовский в комментарии Укринформу напомнил, что резерв для улучшения бюджетных поступлений есть. Правда, он так сказать "одноразовый". В частности, возможно, даже перевыполнить план доходов в марте и существенно "подтянуть" показатели первого квартала помогут деньги от компании "Нафтогаз". "Поскольку прошлый год был для НАК прибыльным, в марте бюджет может получить довольно неплохую "поддержку" в виде налога на прибыль госхолдинга. Также ожидаются существенные поступления от уплаты государству его доли дивидендов, подлежащих распределению", — пояснил он. Возможно получение дополнительных средств и из других источников — в частности, благодаря уплате НДФЛ при росте уровня зарплат в Украине и улучшению администрирования НДС. Но многомиллиардного таможенного "недобора" это однако не компенсирует.

Поэтому и структуру расходов придется пересматривать. Но это не касается защищенных статей. Несходовский не исключает, в частности, что Минэкономразвития попытается получить дополнительное финансирование на программы по стимулированию отечественной экономики. Соответственно, средств на некоторые другие расходы не останется. Или станет существенно меньше. "Об этом могут свидетельствовать и слова премьера Алексея Гончарука о намерении увеличить ассигнования на масштабное строительство. Это означает, что перераспределение расходов будет касаться увеличения финансирования программ, связанных с улучшением инфраструктуры, а также со строительством или ремонтом социальных объектов. О перечне «жертв» — отраслей и программ, объемы финансирования которых будут уменьшены, — узнаем уже при подготовке законодательных изменений в государственную смету", — подытожил Илья Несходовский.

"Корректировку" бюджета эксперты прогнозируют на середину или последнюю декаду апреля — после того, как будут проанализированы финансовые результаты первого квартала.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ