Несмотря на эпидемию, второй этап медреформы стартовал. А мы готовы?

Аналитика

01.04.2020 22:13

Укринформ

Контракты с НСЗУ заключили более 90% медучреждений. Дороги назад нет, теперь вопрос – какой она будет. Но этот вопрос не единственный…

Пандемия коронавируса, смена руководства министерства здравоохранения дважды за месяц – все это совпало с продолжением медицинской реформы на вторичном и третичном звеньях, которая должна быть запущена с 1 апреля. О том, продолжат ли ее в нынешних условиях, было немало обсуждений, но новоназначенный министр здравоохранения Максим Степанов заявил, что после борьбы с коронавирусом, медреформа — второй приоритет. “Я считаю, что вполне возможно провести изменения таким образом, чтобы реформой остались довольны как пациенты, так и врачи всех уровней", – подчеркнул Степанов, хотя больше никаких подробностей не озвучил. А готова ли действительно сама система здравоохранения в нынешних условиях к запланированным изменениям – выяснял Укринформ.

Последний месяц экс-глава Минздрава о реформе, похоже, не слишком думал

В Нацслужбе здоровья сообщают, что второй этап медреформы идет по плану, и 90% (1524) учреждений специализированной медицинской помощи, которые подали свои предложения, уже подписали договоры с НСЗУ, из которых 50 частных. Еще 138 проектов договоров ждут подписания. “Практически все коммунальные медицинские учреждения (районные, городские, областные больницы) страны вошли в реформу и будут получать средства по договору с НСЗУ. Сегодня деньги пойдут за пациентом в поликлиники и специализированные заведения. В целом проекты договоров получили 1662 поставщика специализированной медицинской помощи”, – сообщили в Нацслужбе здоровья.

Но, похоже, в Министерстве здравоохранения даже с началом реформы нет до конца определенности, как все будет работать при чрезвычайной ситуации. Заместитель министра здравоохранения Дмитрий Луфер 30 апреля откровенно написал, что старт был бы возможен в полном объеме, если бы весь март команда новоназначенного на тот момент министра здравоохранения Ильи Емца занималась подготовкой. “Мы описывали все проблемы, которые следовало решить до старта. Но не так случилось, как думалось. Уже подготовленные предыдущей командой (довольно странно быть одновременно предшественником, современником и преемником), и такие необходимые для корректного старта реформы постановления и некоторые приказы Минздрава не успели принять перед сменой правительства. На новой должности Илья Николаевич (Емец – экс-министр. — Ред.) за них так и не взялся, фактически поставив реформу на паузу. Зато он постоянно повторял, что реформа будет, но решать ее судьбу будут профессионалы. И, видимо, не нашлось таких…” – пишет замминистра, добавляя, что его исключили из связанных с реформой процессов, поэтому даже он не знает, что с реализацией реформы на этот момент.

По теме:  Часть предприятий Укроборонпрома не имеют никакого отношения к ОПК - Данилов

Но при этом учреждениям здравоохранения отмашки остановить подготовку к рефоме не было. Так что же у них?

Бесплатное лечение пациентов пока “зависло”

Ивано-Франковская центральная городская клиническая больница уже подписала контракт с НСЗУ. Готовясь к медреформе, там открыли новые отделения, в частности кардиохирургии, наняли высококвалифицированных врачей, сделали ремонт, закупили оборудование. Больница подала в НСЗУ предложения на 16 пакетов медицинских услуг.

Несмотря на эпидемию, второй этап медреформы стартовал. А мы готовы?
Тарас Масляк

Главный врач Тарас Масляк говорит, что поддерживает медреформу, отмечая, что после ее старта заведение рассчитывало иметь финансирование на 20-30 миллионов гривень больше. Но чрезвычайная ситуация, которая возникла сейчас в системе здравоохранения, изменила правила игры.

“Организационно мы полностью готовы оказывать медицинские услуги. Специалисты, оборудование, условия – все это у нас есть. Но если с 1 апреля ко мне придут люди и скажут: дайте нам бесплатное лечение, как обещает государство, то пока этого мы не можем обещать. На сегодня окончательно не понятно, например, как теперь будут закупаться медикаменты. Вчера можно было купить антибиотик за 200 гривень, а сегодня уже за него просят 450. Готовясь к контактированию с НСЗУ, на стопроцентное обеспечение медикаментами мы заложили 3 миллиона гривень на месяц. Но поскольку сейчас резко подпрыгнули цены на лекарственные средства в связи с распространением коронавируса, нам надо будет найти на медикаменты 7 миллионов гривень в месяц”, – говорит Тарас Масляк. Он подчеркивает, что в такой ситуации государство должно брать на себя контроль за ценами на лекарственные и медицинские средства. “Мы готовы принимать пациентов, но эту готовность должны поддержать НСЗУ, Минздрав и все остальные госструктуры, а также аптеки, чтобы медицина могла двигать эту реформу дальше”, – добавляет он.

Так что, похоже, вопрос о том, придется ли пациентам доплачивать в больницах за оказанные медуслуги, на который Укринформ искал ответа, остается открытым. К примеру, в Одессе Шахин Асадов, один из пациентов, больной COVID-19, рассказал, что за два дня потратил на лечение более 20 тысяч гривень, сообщало “Радио Свобода”.

Отметим: председатель комитета по вопросам здоровья нации Михаил Радуцкий 17 марта уверял, что партия "Слуга народа" подготовила законопроект об уголовной ответственности за завышение цен на лекарства, но о судьбе этого проекта закона до сих пор неизвестно.

По теме:  В Украине начинают мониторинг по выбросам парниковых газов

Повышение зарплат врачей в рамках реформы: проблемы

Другой важный вопрос, который пока остается не до конца ясен – это оплата труда медицинских работников, которые сейчас работают “на передовой”. Тарас Масляк рассказывает, что заведение рассчитывало повысить зарплаты врачам до почти 20 тысяч гривень (с 6-8 тысяч), молодым врачам – до 12-15 тысяч гривень (с 3,5-4 тысяч), медсестре – до 7-10 тысяч гривен. “Но с повышением цен на медикаменты, которые должны предоставляться бесплатно, это сделать практически нереально. А нам сейчас важно удержать на рабочем месте врача, медсестру, санитарку, от которых будет зависеть жизнь многих людей, и какие для этого рискуют своей жизнью каждый день”, – отмечает главный врач. В Киеве, к примеру, эту проблему будут частично решать, доплачивая врачам инфекционных отделений, спасающим киевлян от коронавируса, от 5 до 10 тысяч гривен, рассказал на брифинге мэр столицы Виталий Кличко. Мэр Львова Андрей Садовый также анонсировал доплаты всем медикам, которые контактируют с пациентами с подозрением на коронавирус, в размере 10 тысяч гривен ежемесячно. Что будет с зарплатами других врачей – пока непонятно.

Тем временем в пресс-службе НСЗУ сообщили, что несмотря на ситуацию с распространением коронавирусной инфекции, было перераспределено 905,8 миллионов гривень из программы медицинских гарантий. Решением Кабмина они были направлены как субвенция в регионы на поддержку деятельности больниц во время пандемии. Из этих средств местная власть может поддержать те больницы, которые сама определит, в том числе и инфекционные. Правда, фиксированных доплат для каждого заведения или врача не определяется – это будут делать на местах на свое усмотрение.

Также НСЗУ готовит отдельный пакет медуслуг для пациентов с COVID-19. Заведения смогут получить средства от НСЗУ по оказанию помощи пациентам с коронавирусной инфекцией. На этот пакет прежде всего законтрактуют больницы первой волны, которые определены для госпитализации больных COVID-19 – таких сейчас 242, полный список можно просмотреть по этой ссылке. Среди них также есть инфекционные больницы, например, Черкасская городская инфекционная больница Харьковская областная инфекционная больница, Городская клиническая инфекционная больница г. Одессы и другие. Какими будут суммы выплат больницам за лечение пациентов с COVID-19, пока неизвестно. Вместе с тем Тарас Масляк в комментарии Укринформу рассказал, что в заведении подсчитали, что стоимость такого лечения составляет от 5 до 10 тысяч гривень.

По теме:  В АП анонсировали запуск сайта, который покажет структуру тарифов на газ по регионам

Что еще надо срочно учесть?

Несмотря на эпидемию, второй этап медреформы стартовал. А мы готовы?
Константин Надутый

Заместитель председателя правления Всеукраинского врачебного общества Константин Надутый рассказал о других проблемах, связанных с готовностью учреждений здравоохранения к реализации второго этапа медрефрми в условиях эпидемии коронавируса. От отмечает, что медицинские маршруты для неотложных пациентов (то есть откуда в заведение везти экстренного больного) еще не сформированы даже для мирного времени, а сейчас наступает время “военное”. “Это значительно ухудшает ситуацию по сохранению доступа пациентов к медицинским услугам – с инфарктом, инсультом, родами. Кроме того, некоторые заведения просто будут исключены из системы оказания помощи из-за фиксации там случаев коронавируса. Если, к примеру, окажется, что COVID-19 заболела медсестра или пациент, то все отделение закроется на карантин. Это ставит под вопрос возможность изменений в организации порядка финансирования учреждений в период пандемии”, – говорит Надутый и добавляет, что единственное в Украине заведение, которое может себя обезопасить – это Институт сердца Бориса Тодурова, которому подарили аппарат, который на протяжении трех часов определяет наличие коронавируса у пациента с практически 100-процентной достоверностью.

Также, по словам Константина Надутого, часть учреждений здравоохранения Киева на первые три месяца получили финансирование, которое составляет треть или половину от тех средств, которые они получали ранее, поэтому им пришлось значительно сократить персонал. “Если учесть бесплатное обеспечение лекарствами, которое должны предоставлять заведения, то коллапс в системе здравоохранения наступит еще быстрее”, – считает эксперт. Что ж, это вопрос Укринформ будет подробнее исследовать в следующих публикациях.

В заключение он отмечает проблемы в работе электронной системы здравоохранения. “Не все медицинские информационные системы способны придерживаться требований НСЗУ и электронной системы здравоохранения – учитывать пациентов, которые не задекларировали свои отношения с НСЗУ и отличать их от тех, которые подписали декларации. Нужно менять базовую архитектуру информационных систем, потому что они были полностью завязаны на декларациях. Теперь без наличия декларации пациент все равно должен засветиться в системе. Как это сделать – пока непонятно”, – говорит Надутый.

Что ж, перед новым министром здравоохранения встанет много задач, которые надо будет решить в кратчайшие сроки. Если он будет иметь силу довести реформу в этих сложных условиях до конца, то, пожалуй, сможет войти в историю, а не вляпаться.

Юлия Горбань, Киев

По материалам: Укринформ