Поддержка фермеров государством: есть варианты. Но есть и нюансы

Аналитика

27.04.2020 14:31

Укринформ

Государство аграриев «реестровыми». Государство готово дать «на фермеров» миллиарды. Но когда одна рука дает, другая порой придерживает…

22 апреля Кабинет министров Украины принял решение о расширении направлений использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку фермерским хозяйствам. Напомним, что с 2016 года отечественные аграрии живут по новой схеме финансирования — отмену льготного нулевого НДС для них заменили дотациями в размере 1% аграрного ВВП. С тех пор на различные дотации сельхозпроизводителям из бюджета ежегодно выделяется миллиарда гривень. Общая статистика утверждает, что с помощью масштабной финансовой помощи агросектор наращивает "мышцы", а соответственно, урожаи и объемы экспорта ежегодно растут. Конечно, это не может не радовать. Но у многих представителей рынка есть претензии к механизму.

Сельское хозяйство: расширить, углубить, улучшить

В ходе брифинга по итогам заседания Кабмина министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко уточнил, о какой конкретно поддержке говорилось. «Мы добавили в «Порядок предоставления и использования средств финансовой поддержки крестьянских фермерских хозяйств» дотацию на содержание скота молочного направления. Сейчас ситуация с производством молока и мяса требует поддержке государства, что нормально для ЕС и США. Поэтому мы предложили дотацию на содержание от 5 коров молочного направления продуктивности», — сказал он.

Также Петрашко сообщил, что правительство добавило бюджетную субсидию на единицу угодий 1 га для новообразованных фермерских хозяйств 3 тыс. грн и ввел возмещение с/х кооперативам 70% стоимости техники и оборудования отечественного производства. А еще предусмотрена частичная компенсация совещательных услуг (услуги советников-консультантов, которые помогают фермеру, например, составить бухгалтерский отчет, оформить юридический договор, участие в специализированной выставке, составить рекомендации по агротехнологиям и т.д.).

Принятое постановление, убеждены в правительстве, расширит доступ фермерских хозяйств и сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов к государственным финансовым ресурсам. Что в свою очередь создаст условия для перехода более 300 фермеров на органическое производство, развитие более 400 молочных ферм, увеличение на 10 единиц количества кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, создание более 1780 фермерских хозяйств, в том числе, сельской молодежью.

«При активной позицию Аграрного комитета ВР мы полностью сохранили государственную поддержку аграрной отрасли в размере 4 млрд грн (при секвестре бюджета-2020 ввиду необходимости реагирования на "коронавирусный" кризис, речь шла о ее существенном сокращении. — Авт.). Основные программы ориентированы на поддержку, в первую очередь, малых сельхозпроизводителей и фермеров, развитие локальных рынков сбыта и открытия новых экспортных рынков. Мы ожидаем, что нынешняя поддержка позволят привлечь около 15 млрд грн инвестиций в экономику Украины и создать более 85 тыс. новых рабочих мест», — рассказал Игорь Петрашко.

Поддержка фермеров государством: есть варианты. Но есть и нюансы
Игорь Петрашко

По его словам, заложенные внутренние инвестиции в агросектор принесут мультипликативный эффект и благоприятно повлияют на развитие смежных отраслей экономики. «В поддержку путем удешевления кредитов заложена сумма в размере 1,2 млрд грн. Это даст доступ с/х производителям к льготным кредитам (по программе доступных кредитов "5-7-9". — Авт.) и уменьшит их стоимость до 5%. Ожидается, что совокупный объем привлеченных кредитных ресурсов составит 16,4 млрд грн», — отмечает Петрашко.

На поддержку животноводства выделен миллиард гривен. По результатам программы ожидается ввод в эксплуатацию более 100 животноводческих ферм и комплексов, создание 1,7 тыс. дополнительных рабочих мест.

«Миллиард гривень остался на компенсации закупки техники и оборудования отечественного производства Это увеличит объемы реализации отечественной техники минимум на 15% в 2020 году. Ожидаемые поступления налогов и сборов в 2020 году от участников программы и смежных производств составят около 2,3 млрд грн, из которых более 550 млн грн — это налоги на фонд оплаты труда», — считают в Минэкономики.

По теме:  С начала войны Украина получила от международных партнеров $12,7 миллиарда

Непосредственно на программу развития фермерства и кооперативов (регулируемой уже упомянутым постановлением №106. — Авт.) запланировано направить 400 млн грн. Такая же сумма пойдет и на поддержку садоводства, виноградарства и хмелеводства.

Что ж, планы благородные. Но осуществимы ли?

Хорошие декларации портит выискивания «блох»

Представители фермерской общины несколько удивлены предложенными изменениями. "Принятые 22 апреля Кабмином изменения в "Порядок … "не несут в себе ничего принципиального — это фактически возвращение тех норм, которые были предусмотрены в нем и раньше, но из-за недостаточного финансирования на время исключались. Хорошо, что их вернули. Однако, это не значит, что все сразу заработает.

Поддержка фермеров государством: есть варианты. Но есть и нюансы
Геннадий Новиков

Государство много полезного декларирует, а затем из-за всевозможных бюрократических осложнений возникают проблемы в финансировании, — комментирует Укринформу последние нововведения Геннадий Новиков, председатель ОС «Аграрный Союз Украины». — Вот, например, уже два месяца нам рассказывают о запуске программы льготного кредитования "5-7-9", которая постоянно "улучшается и совершенствуется". Сначала речь шла о суммах в 1,5 млн грн, потом 2 млн грн, теперь 3 млн грн. Также увеличили сроки кредитования — с начальных 3 лет до 5-ти. Потом позволили кредитовать не только покупку основных средств, но и пополнение оборотных средств. Это все хорошо, но программа до сих пор реально не работает! Фермеры из числа нашего союза специально пробовали подать заявки на получение этих кредитов, и никто из них пока ничего не получил. Причины отказов в банках преимущественно какие-то невразумительные. Например, человеку могли отказать потому что у него, как учредителя другого предприятия, находили мелкие личные долги. Такой подход выглядит, по моему мнению, как выискивание «блох».

В общем, банковские процедуры выдачи кредитов настолько усложнены, что обычному фермеру пройти их невозможно, говорит председатель Аграрного союза. "Если это последствия бюрократии или проблемы в самых механизмах, то давайте сядем вместе с банкирами, чиновниками и разберемся. И будем понимать, что происходит. А так мы сами себя обманываем, рассказывая, какая у нас мощная поддержка села. Хотя, конечно, я поддерживаю направления такой помощи. В принципе они не плохие, беда лишь в том, что механизмы не работают в полной мере. Особенно в такие кризисные времена, как сейчас", — объясняет представитель фермерской ассоциации.

Долги из-за бюджетной бюрократии — почти «стандартная» ситуация

Рапортуя об совершенствовании механизмов господдержки аграриев, власти сегодня с гордостью сообщают, что в 2019 году программой поддержки фермерских хозяйств было освоено 416 млн грн, которыми воспользовались 10 тысяч фермеров и 20 сельскохозяйственных кооперативов. И это правда, говорят в Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины. «Многие реально получили государственную помощь. Но большая сумма средств, ориентировочно 200 млн. грн. в 2019 году была не получена, хотя документы фермерами были оформлены», — говорит Юрий Апальков, генеральный директор Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины.

В основном проблемы возникают, когда программы по каким-то причинам не финансируются — не вовремя подали необходимые документы, с опозданием направили средства и т.д. Например, многим фермерам, которые покупали сельхозтехнику в конце прошлого года, правительство до сих пор задолжало выплату обещанных компенсаций из-за секвестра бюджета. Сейчас же правительство заявляет, что уже в мае 2020 году может выплатить задолженную господдержку в 2019 году по направлению компенсации покупки сельхозтехники.

Поддержка фермеров государством: есть варианты. Но есть и нюансы
Тарас Высоцкий

«Уже в мае мы сможем выплачивать 25% компенсации за приобретение отечественной агротехники в октябре-ноябре 2019 года. Мы ожидаем утверждения паспорта соответствующей бюджетной программы. Сейчас недоплата составляет 563 млн грн», — сообщил Тарас Высоцкий, заместитель министра развития экономики и сельского хозяйства в ходе третьего Агрополитического форума «Государственная поддержка аграрного сектора 2020».

По теме:  НАПК предупреждает Зеленского - закон об игорном бизнесе содержит коррупционные риски

Но фермеры не очень в это верят. «Обещание бывшего правительства провести задолженные выплаты перешло на 2020 год. И все это на фоне ликвидации профильного министерства и вызванного этим хаоса в работе. Ликвидация профильного министерства властью уже была признана ошибкой, аграрный сектор ожидает возобновления работы ведомства. И снова от власти мы слышим, что выплаты будут весной 2020 года. Сейчас идет посевная, ситуация карантина, есть время для этого — но никаких шагов не делается », — утверждает Юрий Апальков.

Он обращает внимание на то, что постановление КМ №106, принятое в 2018 году — было призвано урегулировать принятую в 2017 году правительством Владимира Гройсмана трехлетнюю Концепцию для поддержки развития фермерских хозяйств и сельскохозяйственной кооперации. То есть, в этом году действие Концепции должно быть завершено, и по логике, или продлено, или пересмотрено. Этого пока нет, и никаких вариантов с рынком пока не обсуждается. «Мы в сентябре 2019 года подавали министру Тимофею Милованову наши предложения, как усовершенствовать концепцию и продлить ее действие еще на 5 лет. К нам не прислушались. Зато сейчас вносят не слишком понятные изменения в инструментарий, который без утвержденной новой стратегии развития фермерских хозяйств и их кооперации, развития сельских территорий, которая бы обозначила задачи и цели такого развития, не имеет особого смысла. Особенно на фоне внесенных изменений в бюджет-2020, где сначала на поддержку аграриев выделялось 4 млрд грн, а затем эта цифра исчезала и снова появилась под давлением общественности. О какой стратегии развития можно говорить, если не обеспечивается последовательность государственной политики сектора », — возмущается Юрий Апальков.

Поскольку Украина подписала Соглашение об ассоциации Украина-ЕС, то это не только определенный инструментарий для отечественного аграрного сектора, а скорее образец действий стран Европейского Союза, которые уже десятки лет имеют общую программу развития сельского хозяйства, под эту программу совершенствуют свой инструментарий, выделяется финансирование. В Украине же получается как-то наоборот.

Аграрии в Украине со временем станут «реестровыми»: что это даст

В 2018-2019 годах на программы поддержки развития фермерских хозяйств выделялось по 1 млрд. грн ежегодно. В 2020 году общая поддержка аграриев уменьшена вдвое, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом сектор должен получить ориентировочно 9 млрд. грн., а не 4 млрд. грн., как сейчас. При этом непосредственно программа поддержки развития фермерских хозяйств уменьшена практически в 2,5 раза — до 400 млн. грн. «Финансирование возвратной финансовой поддержки через Укргосфонда, которая финансировалась из общего фонда бюджета, отсутствует полностью, при том, что в 2019 году Укргосфонд получил и успешно использовал 200 млн. грн., без учета средств специального фонда бюджета. В 2018-2019 годах совместно с представителями Европейского Союза, представительства Всемирного банка, Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины было начато создание в Украине Государственного аграрного реестра и Выплатного агентства. Работа шла очень интенсивно и эффективно. Сегодня она во многом тормозится из-за профанации в вопросах наполнения Государственного аграрного реестра. О создании Выплатного агентства вообще не слышим», — говорит Юрий Апальков.

Поддержка фермеров государством: есть варианты. Но есть и нюансы
Юрий Апальков

Напомним, Государственный агрореестр начал создаваться в пилотных областях Украины в конце прошлого года по примеру европейского аналога. Идея в том, чтобы все аграрные производители страны, любой формы собственности регистрировались в реестре, декларируя тем самым свое присутствие на рынке. «При этом, для стран Европы реестр формируют все сельхозтоваропроизводители — как юридические лица, так и физические лица, в Украине это, в том числе, личные крестьянские хозяйства. С одной стороны, государство, видя целостную прозрачную картину аграрного рынка, понимало бы объемы необходимой помощи в первую очередь для малых сельхозтехнику товаропроизводителей. Кстати, в странах Европейского Союза господдержку получают исключительно малые фермеры. С другой стороны, если человек занят аграрным производством и вносит себя в этот реестр, фиксируя имеющиеся производственные мощности, объем произведенной продукции, количество животных и прочее, то этим он фактически верифицирует свое право на получение в будущем государственной помощи, участие в программах дотаций и так далее, — рассказывает Юрий Апальков. — На сегодня в нем зарегистрировалось всего 600 фермерских хозяйств, то есть юридических лиц, при том, что у нас их насчитывается более 43 тысяч. Участие физических лиц полностью отсутствует, а это, например, личные крестьянские хозяйства — среди которых более миллиона работает на своей земле самостоятельно. Вот и представьте себе сколько лет этот реестр будет заполняться. А, между прочим, наличие такого реестра — одна из составляющих нашей европейской интеграции, которая требует прозрачности и систематизации агрорынка».

По теме:  Укрпочта получит €30 миллионов кредита ЕИБ

Опыт & технологии в сельском хозяйстве — залог успеха

Действительно, без системного подхода вся государственная помощь, направляемая сегодня в агросектор, выглядит хаотичной и малопрогнозируемой. Государство, по сути, поддерживает каждого фермера отдельно, ожидая, что он наконец решится обратиться за финансовой помощью, и рассчитывая, что он при этом сможет самостоятельно и квалифицированно общаться с банком, через который эта помощь направляется.

Поддержка фермеров государством: есть варианты. Но есть и нюансы
Николай Стрижак

Как показывает европейская практика, в вопросах получения государственной финансовой помощи аграриями гораздо эффективнее перевести процесс общения фермеров, банкиров, госструктур на современные технологические платформы. Где бы, например, мелкие фермеры собирались, имея уже готовы верифицированные пакеты документов — а это уже полшага на пути к получению финансирования. «Таким же образом можно было бы объединять фермеров для организации их рынков сбыта и выхода на экспорт (аналоги бирж или оптовых торговых площадок). Почему бы нет? Имея такую ​​платформу, в условиях карантина фермеры бы не беспокоились, куда девать свою продукцию. Ассоциация фермеров и частных землевладельцев в сентябре 2019 подавала свои предложения, бывшему министру Тимофею Милованову и действующему замминистра Тарасу Высоцкому о диджитализации процессов сотрудничества с банковским сектором, совместные наработки с командой «агроаналитики» по доступу к технологиям и рынкам сбыта. Мы предлагали именно то, что способно обеспечить прозрачность и эффективность работы сектора, как это есть в странах Европейского Союза», — говорит Николай Стрижак, Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины.

По его словам, Ассоциация имеет положительный опыт подготовки и реализации Концепции развития фермерских хозяйств и сельскохозяйственной кооперации, а также большой опыт сотрудничества с экспертами Европейского Союза и представительством Всемирного банка в Украине, и призывает новое правительство воспользоваться готовыми наработками.

На сегодня агросектор — одна из главных составляющих нашей экономики. Но при этом у него две неравные части: консолидированная, где работают экспортно технологические агрохолдинги, и фермерско-кооперативная, где работают тысячи, а с учетом личных крестьянских хозяйств — миллионы, не сплоченных, а очень разрозненных, сельхозтоваропроизводителей. Понятно, что крупные агрохолдинги «заточены» на внешние рынки. Но у нас достаточно большой внутренний рынок, и его насыщение — это задача именно для малых и средних фермеров. Такое разделение вполне рационально с точки зрения экономики, но оно требует планомерных подходов и высокотехнологичной организации.

Оксана Полищук, Киев

По материалам: Укринформ