Снижение тарифов на тепло и горячую воду будет. Но существенное ли?

Аналитика

13.06.2020 09:30

Укринформ

Тарифы отныне будут расти и падать вслед за ценой газа. Это по-рыночному справедливо. Остается только этот рынок урегулировать

Подписав Меморандум с МВФ о новой программе stand-by, Украина, среди прочего, обязалась ввести рыночные механизмы тарифообразования в сфере ЖКХ. Отныне стоимость отопления производители будут ежегодно до начала нового отопительного сезона пересматривать с учетом цены газа. "Мы обеспечим, чтобы к концу августа 2020 года все тарифы на отопление, которые формируются и НКРЭКУ, и местными органами власти, были пересмотрены и официально утверждены так, чтобы полностью соответствовать уровню цены на газ и негазовым расходам, в частности капитальным вложениям", — говорится в документе, который Фонд обнародовал в четверг.

А накануне, 10 июня, Кабмин принял постановление, которым обязал предприятия теплоснабжения снизить в действующих тарифах расходы на приобретение природного газа. Поскольку в себестоимости тепла затраты на газ составляют около 85%, то падение цены газа, которое в этом году, по данным НАК "Нафтогаз", составило 62%, должно гарантированно сократить и тарифы на тепло. Хотя на большую скидку в тарифах все же не стоит надеяться — у производителей есть масса вариантов компенсировать "потери" за счет других составляющих себестоимости. И продление до 1 мая 2021 года специальных обязательств для НАК "Нафтогаза" по продаже газа тепловикам по льготным ценам — тоже по большому счету рынком не назовешь. Поэтому это лишь шаг в верном направлении.

Цена газа уже давно не та, что заложена в "отопительном" тарифе

Правительственное постановление «О внесении изменений в Порядок формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по снабжению тепловой энергии и поставки горячей воды и в Порядок формирования тарифов на централизованное водоснабжение и централизованный водоотвод» с одной стороны, обязывает предприятия теплоснабжения снизить в действующих тарифах расходы на приобретение природного газа, а с другой — обеспечивает предприятия минимальным финансовым ресурсом для проведения расчетов с поставщиками энергоносителей.

"В мае 2020 года оптовая цена на природный газ для нужд населения, производителей тепла и других защищенных потребителей, которым НАК "Нафтогаз Украины" поставляет газ в рамках публичных специальных обязательств (ПСО), снизилась до 2,3 грн за кубометр (без учета НДС, наценки газсбытов и расходов на транспортировку газа по магистральным и распределительным трубопроводам). Это на 21% меньше по сравнению с апрелем 2020 года", – говорится в сообщении НАК «Нафтогаз». Отмечается, что в целом с начала года цена ПСО снизилась на 51%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение стоимости газа на международных рынках достигло 62%.

В компании отметили, что мировой экономический кризис вызвал рекордное падение цен на все виды энергоносителей, в том числе — на природный газ. По данным аналитиков НАК "Нафтогаз Украины", в мае цена газа в Европе достигла исторического минимума за последние 10 лет. В Украине на цену дополнительно давит высокий уровень заполнения подземных хранилищ газа, где благодаря основательной подготовке к предыдущему отопительному сезону и ввиду теплой зимы накопился фактически годовой объем добычи газа государством — 17,5 млрд кубометров.

По теме:  Зеленский выздоровел от коронавируса

Снижение тарифов на тепло и горячую воду будет. Но существенное ли?
Наталья Хоцянивская

Заместитель Министра развития громад и территорий Украины Наталья Хоцянивская пояснила, что основной составляющей в тарифе остается газ, расходы на него — это 80-85% в структуре тарифа.

По ее словам, ранее, с 1 ноября 2018 года Кабмином была утверждена стоимость природного газа в размере 6235 грн, и именно эта стоимость была учтена в структуре тарифов. Начиная с мая прошлого года, ежемесячно цена газа уменьшалась. Если в ноябре она была почти 4900 грн, то в мае — в пределах 2300 грн. И если бы предприятия ТКЭ заложили в тариф цену на газ 2300 грн, то для потребителей это, конечно, было бы снижение тарифа на тепло. Но цена на газ может колебаться до начала и в течение отопительного сезона. В этом случае предприятия не могли бы обеспечить требования другого нормативного документа и провести расчеты с НАК «Нафтогаз Украины» на уровне не ниже 90%.

То есть, если предприятие не рассчиталось за потребленный природный газ в объеме 90%, то НАК «Нафтогаз Украины» имел бы право приостановить вообще поставки газа. Соответственно, предприятие не производило бы и не обеспечивало потребителей теплом.

Исходя из этого, Минрегион предложил сегодня закладывать в тариф среднюю стоимость газа, которая сложилась за прошлый отопительный сезон. «На сегодняшний день ее величина — 4048 грн. Именно такую ​​стоимость газа предприятия будут закладывать в структуру тарифов. Поэтому, мы можем сказать, что на следующий отопительный сезон 2020/21 года тарифы для потребителей будут снижены», — отметила замминистра.

Снижение тарифов на тепло и горячую воду будет. Но существенное ли?
Андрей Коболев

"Ценовая ситуация на рынке способствует намерениям правительства либерализовать рынок газа для населения с 1 июля этого года. В межотопительный сезон предпосылок для роста цен значительно меньше, чем в холодное время года. Исторически низкие цены, большие запаса газа в европейских и украинских хранилищах и летний период — все это позволит сделать плавный и безопасный для украинских потребителей переход к свободному рынку", — убежден председатель правления Нафтогаза Андрей Коболев.

Между тем, премьер-министр Денис Шмыгаль отметил, что задача правительства сегодня сделать так, чтобы тарифы были экономически обоснованными и понятными для людей. Вот над этим мы должны работать, а о повышении тарифов речь вообще не идет", — подчеркнул глава правительства.

Как будут формироваться тарифы

Итак, до конца июня текущего года Украина обязуется принять решение, согласно которому все новые соглашения на коммунальные услуги, в частности пересмотренные тарифы на отопление, должны быть заключены не позднее 1 октября. Об этом говорится в меморандуме с МВФ.

По теме:  Резервы Украины на фоне валютного ажиотажа сократились до $24 миллиардов

Напомним, что Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), в 2017 году позволила водоканалам, теплоэнерго, теплосетям и другим поставщикам коммунальных услуг самостоятельно определять тарифы. Однако комиссия оставила за собой право после открытого обсуждения окончательно утверждать стоимость тепловой энергии.

Итак, механизм пересмотра цены выглядеть так.

Сначала местные органы самоуправления определяют ряд показателей (плановые объемы производства, транспортировки и потребления тепловой энергии, нормы качества и технологических потерь, температурный график теплосетей и т.д.). На втором этапе компании-теплопоставщики осуществляют свои расчеты тарифа. На третьем этапе эти расчеты направляют в НКРЭКУ, и комиссия их утверждает (или возвращает на доработку).

По состоянию на октябрь 2019 года средневзвешенный тариф на тепловую энергию для населения в отопительном сезоне 2019/20 составила 1654,41 грн / Гкал. Экономически обоснованная себестоимость по расчетам регулятора — 1154,30 грн / Гкал. Каким же будет средний тариф на сезон 20/21 — увидим уже в октябре.

Формирование тарифов на теплоснабжение происходит по одной и той же формуле, однако стоимость тарифа отличается в разных регионах и населенных пунктах Украины. Нацкомиссия (НКРЭКУ) объясняет это тем, что у каждого производителя своя стоимость приобретенного топлива — из-за расходов на обслуживание оборудования и сетей (у кого они больше, у кого-то меньше), потерь тепла при транспортировке, объемов поставок тепловой энергии (с учетом разного количества потребителей) . Сравненительно одинаковыми остаются только расходы на оплату труда, налоговые платежи и норма прибыли.

Снижение тарифов на тепло и горячую воду будет. Но существенное ли?
Алексей Магда

Статистика платежей говорит о том, что чем выше тарифы, тем большую задолженность допускают потребители. В Министерстве развития громад и территорий отметили, что на старте коронакризиса долги за оплату ЖКУ по состоянию на 1 марта составили уже 32,7 млрд грн. По прогнозам экспертов, в апреле эта сумма могла вырасти минимум на 20%, и уровень расчетов составить 66%. В дальнейшем, считает Алексей Магда, член НКРЭКУ, платежи вообще могут снизиться до 50%. Поэтому воспользоваться мировой топливной конъюнктурой для снижения тарифов, как говорится, сам Бог велел.

А не лучше ли абонентская плата?

Между тем, эксперты склонны считать, что даже с подобными решениями, в тарифообразовании в коммунальной сфере мало что изменится. "Формально правительство демонстрирует, что речь идет о рыночном ценообразовании, так как фактически цена на топливо для производителей тепла теперь должна быть утверждена исходя из цены на европейских рынках. Но в Украине до сих пор действует система возложения публичных специальных обязательств (ПСО) на НАК «Нафтогаз» в вопросах продажи газа предприятиям теплокоммунэнерго. Тут на самом деле и есть фундаментальная «нерыночность» отечественного рынка газа.

Снижение тарифов на тепло и горячую воду будет. Но существенное ли?
Борис Кушнирук

Но в таком виде это согласовали с МВФ, и в меморандуме на этот отопительный сезон предполагается именно такая модель — продажа газа через возложение ПСО. И так это будет действовать еще некоторое время", — комментирует Укринформу председатель Экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. Эксперт считает, что в целом Украина допустили существенную ошибку, когда отказались от системы абонплаты за отопление — то есть от оплаты за тепло равными частями в течение года. "Аргумент был такой, мол, в этом случае люди не чувствуют, как они экономят. Но если потребитель может контролировать и сокращать потребление газа, тепла, воды, электроэнергии, то вопрос лишь в том, как потом сделать перерасчет перепотребленного или недопотребленного ресурса", — объясняет эксперт.

По теме:  Новости дня: что произошло 17 марта

По его убеждению, преимущество абонплаты в том, что она ликвидирует пики нагрузки на потребителя в отопительный сезон, а также на бюджет, к которому человек обращается за субсидией. Если потребитель платит в течение года равными платежами, то ежемесячные расходы домохозяйств фактически меньше. И тогда люди допускают меньшую задолженность. "Тогда у предприятий появляется прогнозируемый ресурс и возможность использовать его на закупку газа в летний период — когда цены маленькие, сформировав необходимые объемы газа вперед и закладывая в тариф привлекательную для потребителя цену. Сегодня каждый производитель имеет техническую возможность купить и хранить газ до начала отопительного сезона. К сожалению, руководство государства отвергло идею абонентской платы, — сожалеет Борис Кушнирук. — Хотя на самом деле такой механизм, с одной стороны, защищает потребителя: у него есть возможность спланировать и рассчитать свои расходы на оплату коммунальных услуг, при этом у него есть четкая модель уплаты в течение всего года. С другой стороны, отпадает необходимость возложения специальных обязательств на Нафтогаз, потому что у производителей тепла появляется стимул заблаговременно осуществлять закупку газа в выгодный летний период".

Иными словами, возвращение к механизму абонплаты, по мнению эксперта, позволяет перейти на действительно рыночные механизмы ценообразования, как на самом рынке газа, так и на рынке коммунальных услуг. Тариф и абонплата меняются только один раз в год, и ни потребитель, ни поставщик услуг больше ни за что не переживают. "Такая система удобнее для всех. Единственное, что в ней придется считать — это недопотребление или перепотребление ресурса. Но это совсем другой уровень проблем, чем игра с ПСО. Так построена система во многих странах мира, например в Германии. Она проста и понятна. И главное, она значительно дешевле обходится государству, так как уменьшает количество должников и субсидиантов. В нынешней ситуаций надеяться, что снижение тарифов будет столь же значительным, как снижение цены газа, не приходится", — утверждает Борис Кушнирук.

Он предполагает, если производителям придется уменьшить «газовую» составляющую в себестоимости тарифа, то скорее всего, они попытаются заложить большие расходы в другие составляющие — зарплату, инвестиции и т.д. То есть, тарифы в целом снизят, но не существенно.

Оксана Полищук, Киев

По материалам: Укринформ