Рынок топлива: как и производителя поддержать, и потребителя не обидеть

Аналитика

03.07.2020 18:15

Укринформ

Закрытие "левых" НПЗ и АЗС наряду с модернизацией легальных производств поможет навести порядок на рынке топлива и без дополнительных импортных пошлин

За время карантина в Украине возобновили работу более полутора сотен закрытых ранее объектов розничной торговли нефтепродуктами, работавших с нарушением законодательства. Проще говоря, нелегальных автозаправок. Это подсчитали в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ), аналитики и участники которой говорят о критической ситуации на рынке, связанного со значительными объемами восстановленного и неликвидированного нелегального сегмента. Ведь деятельность нелегалов не только вредит интересам государства, которое ежемесячно недополучает сотни миллионов гривень налогов и сборов, но и законопослушным продавцам, поставщикам и производителям. Которые и без того потеряли из-за падения спроса на топливо во время карантина. И это — на фоне огромных системных проблем, связанных с невозможностью найти рынки сбыта для части продукции, от которых страдают отечественные НПЗ…

Борьба с "левыми" АЗС: как отрубить все "головы" нелегальной "гидре"

Как говорится в сообщении НАУ, специалисты провели очередную сверку информации о местах розничной торговли топливом с признаками нарушения норм действующего законодательства, обнародованной на ресурсе perevirAZS.info, с публичным реестром лицензиатов и мест, на которые получены лицензии (на сайте Государственной налоговой службы). Как оказалось, владельцы крайней мере 157 закрытых ранее объектов розничной торговли воспользовались "моментом" для возобновления работы. К тому же, появились еще и десятки новых нелегальных заправок.

"Наличие нелегального сегмента, который не платит налоги, не вкладывает инвестиции для выполнения законодательных требований по строительству, безопасности труда, экологии, санитарных и других норм, портит честную конкуренцию на топливном рынке, приводит к недополучению налогов в государственный и местные бюджеты, помимо прочего, является и источником потенциальной опасности для жизни и здоровья людей и окружающей инфраструктуры", — говорится в обращении НАУ в адрес премьер-министра, Генерального прокурора и руководства ГНС. Участники рынка требуют проведения дополнительных проверок объектов розничной торговли горючим на предмет соблюдения законодательства (наличие лицензии на розничную торговлю горючим, на место торговли, регистрации РРО, акцизного склада, уровнемеров и расходомеров — счетчиков в ГНС, оформления наемных работников, предоставления отчетности и других требований законодательства). И, конечно же, принять все предусмотренные законом меры к нарушителям.

Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности приняла эту информацию к сведению и обязала председателей областных и Киевской городской госадминистраций активизировать совместные мероприятия межведомственных региональных групп с участием всех "заинтересованных" служб по борьбе с нелегальными оборотом и розничной торговлей топливом. Первые результаты проверок ждем в ближайшие недели.

По теме:  Урезать полномочия и назначить нового мэра: Шмыгаль резко ответил Кличко

Рынок топлива: как и производителя поддержать, и потребителя не обидеть
Закрывают один нелегальный объект, а через несколько дней где-то поблизости возникает новый

Впрочем, пока ситуация с нелегальной продажей горючего в Украине существенно не изменилась. Работа "левых" автозаправок напоминает организм гидры — как только ей отрубают одну голову, появляется новая: закрывают один нелегальный объект, а через несколько дней где-то поблизости возникает новый. Часто — с теми же хозяевами и «крышей» из местных чиновников и правоохранителей. По данным интерактивной “Карты нелегальных АЗС”, по состоянию на пятницу в Украине работали не менее 178 незаконных заправок (на самом деле их, очевидно, больше, поскольку очень трудно собрать и проверить данные обо всех "подозрительных" объектах). Большинство "взятых на общественный учет" нарушителей работают в столице и на подъездах к Киеву — почти 100 таких заправочных пунктов! По подсчетам разработчиков карты, каждую секунду владельцы нелегальных заправок зарабатывают по 200-300 гривень. А государство недополучает 35-45 гривень в виде налогов и акцизов. Цифры вроде "скромные". Но… возьмите калькулятор и выясните, что суточная выручка нелегалов превышает 17 миллионов гривень, а бюджетные потери достигают 3,5 миллионов! Всего же за два года, с 1 июля 2018 года, с тех пор работает этот интернет-ресурс, государство потеряло на работе нелегальных автозаправок свыше 3 миллиардов гривень. А легальные продавцы горючего из-за такой ​​недобросовестной конкуренции не смогли заработать более 18 миллиардов.

И это ведь только так сказать "торговые" убытки. Существенных проблем нашему многострадальному рынку добавляет еще и работа нелегальных производителей горюче-смазочных материалов, которые ежегодно "выдают на-гора" 400 тысяч тонн фальсификата. Поэтому попытки легальных участников рынка защитить свои интересы вполне понятны. Вот только далеко не все специалисты разделяют методы, с помощью которых они хотят этого достичь. Речь, в частности, о требовании ввести пошлины на поставки некоторых видов нефтепродуктов — дизтоплива и сжиженного газа — из России. На прошлой неделе Межведомственная комиссия по международной торговле признала такой шаг неуместным. Ведь это бы не решило проблему реализации продукции отечественных НПЗ и вряд ли бы ослабило нашу зависимость от государства-агрессора. Зато спровоцировало бы повышение цен — на 2-3 гривни за литр горючего. То есть, по подсчетам экспертов, из карманов потребителей — бизнеса, населения и из госбюджета — до конца года дополнительно бы вытащили 11 миллиардов гривень. Впрочем, окончательно "таможенный" вопрос пока не решен. Приближенные к олигарху Игорю Коломойскому участники рынка ищут другие возможности "протащить" выгодное для себя решение. В то же время эксперт рынка нефтепродуктов Сергей Куюн, к которому обратился Укринформ, убежден, что и без введения пошлин никто не мешает нашим производителям наращивать переработку, тем самым снижая удельную себестоимость продукции. Что означает высокий уровень доходов. Полученных справедливо. А не путем перекладыванияе своих производственных затрат на потребителя и усиления монополизации рынка.

По теме:  Польская компания официально требует от РФ компенсации за "грязную" нефть

Украинский рынок топлива: в поисках балансов

При этом, по мнению экспертов, государство и общество должны услышать "сигналы", поступающие от национальных производителей. Поскольку проблема со сбытом части отечественной продукции на внутреннем рынке действительно существует. "Во времена СССР у нас было 6 нефтеперерабатывающих заводов (плюс Шебелинский газоперерабатывающий). Теперь работает только один НПЗ — Кременчуцкий. Объемы переработки на Шебелинском предприятии незначительны. Поэтому мы и говорим, что в Украине действуют полтора НПЗ… Дальше уже некуда. Надо любой ценой сохранить их и обеспечить работой", — настаивает Сергей Куюн.

Рынок топлива: как и производителя поддержать, и потребителя не обидеть
Кременчуцкий НПЗ

Вопрос — как ликвидировать нынешние дисбалансы на рынке нефтепродуктов. Украина требует много дизтоплива, значительную часть которого мы вынуждены импортировать. Даже если отечественные производители, как обещают, увеличат производство ДТ втрое, параллельно они продолжат производить бензин и получать мазут. Таковы технологические особенности нефтеперегонки. А со спросом на эти виды продукции — проблемы. Скажем, мазут — в частности, из-за высокой стоимости — в Украине вообще уже почти не используют. Рынок бензина за последние 5 лет сократился вдвое — с 3,5-4 до менее чем двух миллионов тонн. Главная причина — массовый переход населения на использование в качестве топлива для автомобилей сжиженного газа. Он вдвое дешевле, что очень помогло людям в период экономического кризиса после 2014 года. "Фактически — это такая государственная дотация потребителям за счет низкого налога", — говорит Куюн.

Между тем отечественные предприятия не перестали производить бензин. Отсюда — его профицит. Как при этом обеспечить баланс интересов производителей, потребителей и государства? Эксперты предлагают увеличить использование бензина для промышленного производства с высокой добавленной стоимостью.

"Есть такой завод -" Карпатнефтехим". Предприятие использует в качестве сырья прямогонный бензин (так называемая нафтА). Покупают его за тридевять земель — то в России, то в Болгарии. Почему бы не "состыковать" производителей внутри страны? Говорят, есть проблемы, связанные с вероятным двойным налогообложением. А не лучше пролоббировать решение этого вопроса, чем "поставить на уши" весь рынок введением пошлин? В результате такой кооперации выигрывают все: и государство, и химики, и нефтепереработка, и в итоге — потребители", — убежден господин Куюн.

По теме:  На Запорожской АЭС проводится плановая инспекция МАГАТЭ

По расчетам экспертов, только этот шаг поможет "пристроить" до 600 тысяч тонн бензинов в год (почти треть рынка). Еще до 400 тысяч тонн легальные производители смогут продавать, замещая продукцию "теневиков". Ведь, по разным оценкам, в Украине работают от 15 до 30 нелегальных НПЗ. Мощность каждого из них невелика. Итого "набегает" более 30 тысяч тонн в месяц. В деньгах это — более полумиллиарда гривень! Пора что-то с этим делать.

Рынок топлива: как и производителя поддержать, и потребителя не обидеть
Налог на автогаз в четыре раза ниже, чем на бензин

Еще один необходимый шаг — наведение порядка на рынке автогаза. Украина стала крупнейшим в мире потребителем сжиженного газа для нужд транспорта. И большинство объемов этого топлива мы импортируем — из той же России. При этом бюджетные поступления от его продажи мизерны. Ведь налог на автогаз в четыре раза ниже, чем на бензин. "Государство рассчитывает, что в ближайшие годы за счет Дорожного фонда удастся восстановить тысячи километров дорог. А если все перейдут на сжиженный газ, за ​​счет чего будет наполняться Фонд? — интересуется Сергей Куюн. — Считаю, надо повышать налог на автогаз, каким бы непопулярным ни был этот шаг. При этом никто не говорит, что от такого горючего надо отказываться — нужно найти баланс. Есть различные предложения по размеру налога. Объективно он должен быть таким, чтобы стоимость сжиженного газа составляла по крайней мере 60% цены бензина. Это — характерная для всего мира пропорция. Газ продолжит быть выгодным. И при этом новые инсталляции газового оборудования прекратятся. Что, по крайней мере, сохранит нынешний уровень спроса на бензин".

По заключению экспертов, изменить ситуацию и по-настоящему поддержать своих производителей мы сможем только при конструктивном подходе, а не путем ограничительных мер. Украинские предприятия имеют возможности наращивать производство моторных топлив. Надо обеспечить рынок сбыта для этой продукции, искать новые рынки — возможно, экспортировать. Задача же производителей — модернизировать производства, повышая качество и уменьшая выход отдельных "ненужных" видов горючего. Это сложный, но необходимый путь. Создание же "тепличных условий" для монополистов только ухудшит ситуацию, продлевая проблемы — вместо того, чтобы раз и навсегда их решить.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ