Проект Бюджета-2021 vs Бюджет-2020: ищем отличия

Аналитика

15.09.2020 22:27

Укринформ

Авторы бюджетного законопроекту обещают почти 5% роста экономики. Но пока неясно, благодаря чему этого можно достичь

В Верховную Раду накануне поступил утвержден Кабинетом министров проект закона "О Государственном бюджете Украины на 2021", который зарегистрировали под номером 4000. Чтобы обеспечить выполнение будущего документа, чиновники подготовили еще и варианты изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы и ряд других законов "о сбалансированности бюджетных поступлений".

Основные параметры законопроекта №4000 поскромнее, чем показатели, утвержденные народными избранниками в ноябре прошлого года — при принятии "докоронавирусного" варианта бюджета-2020. Но — что радует — все же лучше, чем те, которые предусмотрены внесенными в апреле "пандемическим" изменениями. В частности, в основу макрофинансовых расчетов положены перспективы роста ВВП страны в 2021 году на 4,6%. Поэтому большинство цифр, содержащихся в проектах, соразмерны с результатами 2019 года. Что при нынешних обстоятельствах — уже неплохо.

Укринформ сравнивал показатели и анализировал первые предложения политиков и экспертов по совершенствованию документа.

Госсмета-2021: не станут ли губительными погрешности в расчетах?

Понятно, что окончательный вариант бюджета-2021 после доработки в парламентских комитетах и ​​в сессионном зале, как и всегда, будет существенно отличаться от только что зарегистрированного законопроекта. В частности, и ввиду объективной необходимости учета реальных потребностей отдельных отраслей и секторов. К примеру, уже раздаются серьезные замечания насчет планов уменьшить в следующем году финансирование Минобороны. А на заседании Кабмина законопроект не поддержали министр здравоохранения Максим Степанов и глава Минэкологии Роман Абрамовский. Компромиссы по финансированию подведомственных им отраслей искать, очевидно, придется. Другая "сторона медали" — традиционные "хотелки" народных избранников, из-за которых законопроект также могут сильно перелицевать.

Но главное: только к концу года (а по закону, Госбюджет должны утвердить до 1 декабря) сможем по-настоящему оценить глубину нынешнего экономического спада. Именно от этого будут зависеть существенные корректировки. В правительстве считают: спад не превысит 4,8%, что с учетом инфляции и обеспечит хотя бы минимальный «плюс» по части показателей по сравнению с докризисным 2019-м. По данным Минэкономразвития, после апрельско-майской коронавирусной "ямы" ситуация в стране улучшается. "Минус" первого полугодия — "всего" 6,2%, а не 8-11%, как прогнозировали в разгар жесткого карантина. Относительно стабильными были и июль и август. Соответственно, это положительно скажется и на результатах хозяйствования за 8 месяцев. То есть, если восстановление, которое началось в июне-июле, сохранится, прогноз падения ВВП-2020 в 4,6-4,8% — вполне реалистичный…

Но финансовые показатели, как известно, только по завершении декабря считают… За три с половиной месяца еще многое может произойти. И уже есть неприятные звоночки о новом этапе угасания деловой активности. В так называемых "красной" и частично — в "оранжевой" — коронавирусных зонах. Возможно распространение строгих ограничений на большую часть территории страны не пройдет бесследно — получим еще 2-3% "в минус". И это, пожалуй, оптимистичная оценка …

Проект Бюджета-2021 vs Бюджет-2020: ищем отличия
Илья Несходовский

"На мой взгляд, проект нового бюджета базируется на нереалистичном макропрогнозе, а также на завышенных показателях 2020 года, — отмечает в комментарии Укринформу директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. — Уже сейчас понятно, что нынешние планы не будут выполнены. Как следствие — предусмотренные Минфином доходы бюджета-2021 существенно завышены". Эксперт напоминает, что номинальный ВВП в этом году будет меньше, чем в 2019-м. Он не достигнет и 4 триллионов гривень. При этом на следующий год планируют получить уже более 4,5 триллиона! Такой рост маловероятен. Кроме, разве что, при попытке "раздуть" этот показатель с помощью большой инфляции. Но экономист сомневается, что в следующем году инфляция достигнет даже запланированного правительством уровня в 7,3%. Во-первых, НБУ, судя по всему, не собирается отказываться от стратегической цели инфляционного таргетирования в 5% + -1 п.п. Во-вторых, по ряду причин — в частности, из-за падения внутреннего спроса, — сейчас нет и оснований для роста потребительских цен. "Внутренние цены соответствуют стоимости импорта. Поэтому в случае их повышения соответствующие ниши сразу же будет занимать импортная продукция. Также продолжается снижение мировых цен на нефть. Соответственно, и стоимость газа в ближайшее время вряд ли существенно будет расти. То есть, никаких оснований для ускорения инфляционных процессов нет. Разве что правительство решится на существенную эмиссию ", — говорит Несходовский.

По теме:  Фондовую биржу в Нью-Йорке лихорадит, несмотря на вливания из резервов США

Госсмета-2021: доходы, расходы и дефицит

Что касается других основных бюджетных показателей, то, по расчетам Минфина, доходы следующей госсметы достигнут 1 триллиона 71 миллиарда гривень, расходы — 1 трлн 350 млрд. Для сравнения: после "коронавирусного" пересмотра нынешнего бюджета госдоходы сократили до 976 милиардов, расходы же увеличили до 1 триллиона 276 милиардов гривень. Предельный объем бюджетного дефицита увеличили до почти 300 миллиардов.

Дефицит госбюджета-2021 пока предусмотрели в сумме 270,35 миллиарда. То есть, почти на 30 миллиардов гривень меньше. Вроде бы позитив… Впрочем, эксперты сомневаются сразу в двух вещах: в том, что по итогам этого года "дефицитную планку" действительно удастся удержать ниже 300 миллиардов, а также в том, что запланированный "недобор"-2021 удастся компенсировать путем внешних и внутренних займов.

Минфин планирует занять для финансирования общего фонда Госбюджета 684,7 миллиарда гривень. Тогда как в этом году займы, по прогнозам, не превысят 642,66 миллиардов (и это — +277,5 миллиарда по сравнению с вариантом бюджета-2020, утвержденным осенью). Министр финансов Сергей Марченко не считает даже увеличенные на 40 "с хвостиком" миллиардов объемы критическими. "Уровень дефицита — разумный, умеренный. И есть возможность его профинансировать", — отметил министр, представляя законопроект. К тому же, отметил: несмотря на рост займов, в 2021-м госдолг сократится с 68% до 64,6% ВВП. Кредиторам в следующем году придется выплатить почти 600 миллиардов гривень. Внешние выплаты при этом составят более 160 миллиардов гривень ($ 5,5 млрд). По ОВГЗ заплатим владельцам украинских ценных бумаг почти 440 миллиардов.

Финансировать бюджетный дефицит придется почти полностью за счет коммерческих займов. Ведь от МВФ и других международных финансовых организаций, как ожидается, поступят "скромные" 43,2 миллиарда гривень ($ 1,5 миллиарда). Еще 6 миллиардов гривень рассчитываем получить от приватизации…

И как раз с финансированием остальных бюджетного дефицита могут возникнуть проблемы, — прогнозирует Илья Несходовский. Он считает, что сохранение такого значительного дефицита (6% ВВП) при том, что правительство планирует рост экономики на 4,6%, может сыграть с нами злую шутку, разрушив доверие к Украине. "При такой политике, скорее всего, возможности внешних займов, а также привлекательность украинских ценных бумаг для инвесторов существенно снизятся. Как результат — едва ли не единственным источником покрытия бюджетного дефицита будет эмиссия, которая может привести к росту инфляции".

По теме:  Проверка пенсионеров и субсидиантов: Минфин получил доступ к счетам

Госсмета-2021: кому дам, кому не дам…

На рост бюджетных расходов в 2021 году существенно повлияют дополнительные средства, которые понадобятся государству для повышения минимальной зарплаты. Речь идет о не менее 41,4 миллиарда гривень. Ведь на следующий год правительство запланировало два этапа повышения этого показателя: с 1 января — до 6000 гривен, с 1 июля — до 6500.

Дополнительный ресурс хотят предоставить и на обеспечение качественного образования (+34 млрд по сравнению с нынешними расходами) и на доступную медицину (+27,5 млрд). Примерно 10% этой суммы (2,6 миллиарда гривень) пойдет на COVID-вакцинацию. Всего на борьбу с коронавирусом пока предусмотрено 19,4 миллиарда. Однако, в отличие от 2020-го, в 2021 году отдельного COVID-фонда в стране уже не будет.

Всего же на сферу здравоохранения по различным статьям планируют потратить до 290 миллиардов гривень. Тогда как бюджетный запрос Минздрава превышает 296 миллирдов. Именно это, по неофициальным данным, и стало причиной несогласия Максима Степанова с проектом документа. Глава Минздрава настаивает: уже в 2021-м, а не с 2023-го, как планируют в Минфине, финансирование отрасли должно составлять 5% ВВП. Сейчас же речь идет лишь о 4,2%, да и то — с существенными рисками невыполнения.

Проект Бюджета-2021 vs Бюджет-2020: ищем отличия
Михаил Радуцкий

Поддерживает руководителя Минздрава и председатель парламентского комитета по вопросам здоровья нации, медпомощи и медицинского страхования Михаил Радуцкий. "2021-й, судя по тенденции к росту числа инфицированных COVID-19 станет настоящим испытанием для украинской медицины. Поэтому финансирование медицинской сферы должно быть абсолютным приоритетом", — убежден парламентарий.

Безусловным приоритетом для воюющей страны остается и сфера национальной безопасности и обороны. И формально это приоритет вроде сохранен: номинальные расходы на эту сферу в следующем году должны вырасти — до 267,2 миллиарда гривень (в 2019 году соответствующая сумма составила 218, в 2020-м — 245 миллиардов гривен). При этом расходы, идущие непосредственно на нужды Министерства обороны, хотя и ненамного — 127 миллионов — все-таки сокращены. Что, по мнению специалистов, неоправданно. Особенно на фоне роста бюджетов других силовых структур: МВД — на 5,2% (почти на 5 миллиардов гривень), Службы безопасности Украины — почти на 23%, Госспецсвязи — на 36%, Службы внешней разведки — на 69,5% . Если бы "аппетиты" части этих ведомств несколько ограничили, финансирование Минобороны можно было бы увеличить — хотя бы на несколько миллиардов гривень.

Бесспорно, радуют планы улучшить финансирование культуры — отрасли, которая больше всего пострадала от апрельского бюджетного "обрезания". Она получит на 2,8 миллиарда гривень больше, чем в 2020 году. На спорт дадут 7,4 миллиарда — почти втрое больше, чем в этом году. Почти восстановят и предыдущие объемы финансирования программ регионального развития (плюс 3 миллиарда гривень). На цифровизацию государства и развитие портала "Действие" пойдут 2,9 миллиарда (вдвое больше, чем в этом году), на приобретение новых вагонов и электрификацию железной дороги — 3,3 миллиарда гривень.

По теме:  Коронавирус в Украине: последние данные о зараженных

Но самым "выгодоприобретателем" вновь станет отрасль дорожного строительства. Плюс 20,7 миллиарда и в без того "солидного" финансирования. А вот на экологические программы — ни копейки. Что, видимо, и вызвало демарш профильного министра…

Госсмета- 2021: основная битва впереди

В то же время экспертам пока не ясно, откуда планируют брать деньги для наполнения госсметы и реализации упомянутых уже довольно смелых планов по увеличению ассигнований на отдельные отрасли.

В Минфине, например, говорят об ожидаемом перевыполнении планов по поступлению НДС. Но, по мнению экспертов, это маловероятно. Ведь о скором восстановлении утраченных в период кризиса оборотов бизнеса — прежде всего, малого и среднего, — речи нет. Тем более, что говорится не только об отсутствии ресурса для развития в самих предпринимателей, но и о возможном продолжении падения потребительского спроса. "Скажем, об этом свидетельствует снижение объемов банковских депозитов. Это — признак того, что люди сейчас активно тратят заработанные "в лучшие времена" средства на текущие нужды. То же касается и активных продаж украинском валюты", — обращает внимание Илья Несходовский. К тому же, доходы населения в следующем году могут сократиться и из-за роста уровня безработицы. Как из-за закрытия бизнеса, который не выживет после кризиса, и возможных новых ограничений, так и из-за дополнительной финансовой нагрузки на работающие предприятия.

Правда, министр финансов Сергей Марченко заверил: новые налоги в следующем году вводить не планируют, действующие же платежи и сборы не будут повышаться. В то же время вместе с проектом бюджета Правительство утвердило и изменения в Налоговый кодекс, которые пока не обнародовали.

Проект Бюджета-2021 vs Бюджет-2020: ищем отличия
Даниил Гетманцев

Но, очевидно же, речь идет не только о традиционном "улучшении администрирования налогов", но и о вероятном индексирования их ставок. Даже глава профильного парламентского комитета Даниил Гетманцев говорит: о сути предлагаемых изменений не знает. Но напоминает "о недопустимости принятия закона о внесении изменений в НК (в части элементов налога) позже чем за полгода до начала бюджетного года". "Это противоречит п. 4.1.9 НК, как и нашим обещаниям. Напомню, в прошлом году принцип стабильности впервые был соблюден, и бизнес не получил "сюрпризов" "под елку", — подчеркнул Гетманцев. Не спровоцируют ли очевидно разные взгляды на налогообложение недоразумения между чиновниками и парламентским монобольшинством?..

Как бы там ни было, а до 1 октября депутаты будут вносить поправки и предложения к проекту. Потом их проанализирует бюджетный комитет. А до 20 октября документ вынесут на голосование в сессионный зал. Во втором же чтении его должны рассмотреть до 20 ноября, окончательно утвердив до 1 декабря.

Остаемся оптимистами и рассчитываем что будущие изменения только улучшат главный финансовый документ, а не сделают его выполнение уж вовсе невозможным.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •