Марина Гаврильченко
В правительстве решили полностью передать функцию утверждения тарифов на отопление, снабжение горячей и холодной водой от Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), органам местной власти.
Как инициатива может отразиться на стоимости услуг и стоит ли принимать соответствующий законопроект, выясняли Podrobnosti.ua.
Что хотят
По факту, новшество объясняется политикой децентрализации — большинство местных проблем будут решать на местах. Тем более, что подобные решения уже опробованы с теплом. Таким образом, в повышении платежей будут виноваты уже не Кабмин или президент, а сугубо местные чиновники.
В правительстве убеждены, что сейчас пересмотр тарифов НКРЭКУ происходит "несвоевременно", а из-за этого увеличиваются убытки коммунальных служб: по отоплению в 3,2 раза, по водоснабжению — в два. Также растут долги предприятий. По сравнению с 2011 годом, сумма кредиторской задолженности выросла с 13,2 до 58,2 млрд.
В Министерстве развития общин и территорий Украины убеждены, что это позволит уменьшить расходы государственного бюджета на финансирование НКРЭКУ минимум на 68,7 млн грн на год, а средства, которые уплачиваются предприятиями области по регулированию Комиссии, смогут направляться на их производственные нужды и модернизацию.
Премьер-министр Денис Шмыгаль отметил, что передача права утверждения тарифов на ЖКУ местным властям является обязательствами по программе с МВФ, у которых дедлайн в этом году.
Кто будет устанавливать тарифы
Кабинет министров поддержал законопроект №4215 от 13.10.2020, в соответствии с которым право устанавливать тарифы на тепловую энергию, горячую воду, водоснабжение и водоотведение предлагается передать от НКРЭКУ властям на местах.
Так, в 2021 году предполагается, в частности, передать 27 предприятий теплоснабжения и 52 предприятия водопроводно-канализационного хозяйства.
В ведомстве отметили, что у НКРЭКУ останутся полномочия по лицензированию хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии на ТЭЦ, ТЭС, атомных электростанциях, когенерационных установках и установление тарифов на производство тепловой энергии соответствующим субъектам хозяйствования.
Чего ждать от платежек
Тарифы на тепло, горячую воду, водоснабжение и водоотведение, установленные местными властями, ожидаемо, будут выше предыдущих.
Эксперт Сергей Дьяченко указал на то, что самые высокие тарифы в тех городах, где тарифы определяют местные чиновники.
"Если тарифную политику будут решать на местах, то это усилит внимание к местным органам власти владельцев компаний, которые оказывают услуги, и они теперь будут договариваться о повышении тарифа напрямую, без посредников в лице НКРЭКУ", — отметил он.
В свою очередь, народный депутат от "Европейской солидарности" Ирина Геращенко также раскритиковала закон и назвала его "тарифным колапсом".
"Правительство подает в парламент законопроект для того, чтобы перевести теперь ответственность на общины на формирование цен. Непонятно, кто будет нести ответственность. Собственно, сегодня, когда кризис непрофессионализма накрывает центральную власть, после местных выборов может случиться катастрофа на местах… Я считаю, что этот законопроект может разрушить тарифную систему. Здесь будет включаться политиканство", — сказала Геращенко.
Валентин Землянский, эксперт по энергетическим вопросам, также выразил свое мнение касательно закона.
"Вся ответственность ложится на местные власти. Но кто же себе враг и захочет, чтобы в него тыкали пальцем из-за повышения тарифов? Поэтому местные власти, скорее всего, начнут отказывать от централизованного теплоснабжения. Это микро и мини котельные на микрорайоны, которые будут использовать существующую инфраструктуру, или переход на индивидуалку. Скорее все, история будет развиваться по такому пути. А там уже принципы тарифообразования будут совсем другие.", — отметил эксперт.
Отметим, что одобренный законопроект должна поддержать Верховная Рада Украины.
По материалам: Подробности